Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 15:46, курсовая работа
Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Российской Федерации и взаимодействие различных источников права в различных правовых семьях .
Своеобразие источников права
сказывается на формах внешнего выражения
права. В них наглядно проявляются исторические
особенности тех или иных общественных
систем, разнообразие форм государственного
вмешательства в общественную жизнь.
Например, юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решение судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктринальное толкование юриди – ческих предписаний выдающимися правоведами того времени.
Юридическими источниками феодального права были и возродившиеся нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), и, получившие особенно широкое распространение, религиозные правила (каноническое право, Коран), и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных ученых-юристов.
Пришедшая к власти буржуазия сохраняет в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев. Но, постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом в качестве основной формы права становится нормативно-правовой акт, т.е. законодательство.
Таким образом, взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В од- них государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других – делегированное законодательство органов управления, в третьих – прецеденты и судебные решения, в четвертых – религиозные нормы (Коран, сунна, иджма) и т.д.
3.Формы (источники) права в российской правовой системе
Правовая система современной России
была и остается системой государства
европейской континентальной "семьи".
В современных условиях нельзя согласиться
на столь радикальные перемены правовой
системы, чтобы в РФ было "все как в США
или Великобритании", в т.ч. и прецедентная
по своим главным источникам правовая
система "общего права". Правовая
система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых
Источниками права в России являются Конституция, федераль
Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.
Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.
С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе . При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.
Вопросы, не входящие в круг обозначенных статьями 71 и 72 Конституции РФ, относятся к компетенции регионов (ст. 73 Конституции РФ) и им предоставляется вся полнота государственной власти, ограничиваемая исключительно Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. В случае принятия федерального закона по вопросам, относящимся к ведению исключительно субъектов РФ, высшую юридическую силу имеют региональные акты (пункт 6 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно сложившейся юридической практике, существует два основных вида федеральных законов:
В некоторых случаях эти виды объединяются в рамках одного федерального закона.
Кроме того, в российской законодательной системе существуют кодексы. Это федеральные законы, объединяющие в себе нормы одной отрасли или направленности, что упрощает их поиск и применение в юридической практике. По состоянию на 2 мая 2013 года в России действует 19 кодексов[4].
Проекты федеральных законов могут разрабатываться любым органом или лицом (депутаты, члены Совета Федерации), обладающим правом на законодательную инициативу в соответствии со статьёй 104 Конституции РФ. Затем проект ФЗ вносится в Государственную Думу.
Закон считается принятым, но ещё не вступившим в силу, после его принятия в трёх чтениях Государственной Думой (простым большинством). С момента принятия в 3 чтении, в названии федерального закона исключается слово «проект». Далее ФЗ должен быть одобрен Советом Федерации (также большинством голосов) и подписан президентом РФ.
В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его 2/3 голосов. Президент может наложить вето на закон, а чтобы преодолеть его закон в существующей редакции должен быть подержан 2/3 голосов депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации.
Указы и распоряжения Президента РФ принимаются по вопросам предметов ведения федерации и не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России.
Конституцией не определяется правовое различие указа и распоряжения. Вместе с тем, распоряжением президента РФ дано следующее толкование[5]:
К слову, правом давать официальное разъяснение
отдельных положений указов и распоряжений
наделено Государственно-
Проекты актов президента РФ могут быть подготовлены администрацией президента, либо федеральными органами исполнительной власти (в последнем случае, на рассмотрение президенту РФ проект акта вносится за подписью Председателя Правительства РФ).
В свете вышеизложенного можно
сделать вывод, что формы (источники) права
имеют исключительно большое значение
для укрепления законности в правовом
государстве. Совершенство названных
форм (источников)
напрямую зависит от уровня
теоретических представлений о них и от
качества по существу всех видов юридической
практики. Юридическая наука
призвана своевременно готовить
пригодные рекомендации по улучшению
форм права, а практика должна
умело реализовать предложения ученых
в
целях создания гибкой, динамичной
и эффективно функционирующей системы
источников права. От качества
этой системы права зависит прочность
законности в государстве.
Итак, правовая система современной России является системой государства европейской континентальной "семьи". Ей присущи особенности источников права государства континентальной Европы. Поэтому правомерно закрепление в Конституции РФ системы источников права, главное место в которой занимает сама Конституция РФ, законы РФ и все другие подзаконные нормативные правовые акты РФ, которые составляют как бы главный "становой хребет" всей системы источников российского права.
.
Таким образом, одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.
В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в-третьих, и это наиболее распространенный подход –- их именуют одновременно и формами, и источниками права.
Выделяют источники права в формальном смысле (формы права), источники права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования), источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники и т. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле – правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.
Важное познавательное и практическое значение имеет деление источников права на установленные государством и санкционированные им. Оно позволяет не только «разложить по полочкам», т. е. привести в единую систему многочисленные юридические источники права, но и прогнозировать их юридическую силу в зависимости от правотворческой «близости» к органам государственной власти их породившей.
К основным источникам права в современно обществе относятся нормативно-правовые акты, юридический прецедент, нормативный договор, священные писания, юридический обычай, юридическая наука.
Чтобы нормативно-правовой акт обеспечивал эффективность правового регулирования, необходимо определить предел его действия.
Все эти вопросы достаточно подробно рассмотрены в данной работе. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. Таким образом, одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.
В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в-третьих, и это наиболее распространенный подход – их именуют одновременно и формами, и источниками права.
Выделяют источники права в формальном смысле (формы права), источники права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования), источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники и т. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле – правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.