Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:29, курсовая работа
Цель данной работы - комплексное исследование функций государства.
Достижение этой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие понятия функции государства
выделение формальных признаков функций государства;
рассмотреть формы и методы осуществления функций
дать общую характеристику функциям Российского государства на современном этапе
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Функции государства
1.1. Понятие, признаки и классификация функций……………………………..5
1.2. Формы и методы осуществления функций ………………………………...7
Глава II. Общая характеристика функции Российского государства на современном этапе
2.1. Основные внутренние функции……………………………………………11
2.2. Основные внешние функции……………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………….......................28
- поощрительный метод заключается в том, что государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов.
Глава II Общая характеристика функции Российского государства на современном этапе
2.1 Основные внутренние функции
К функциям, которые государство осуществляет преимущественно внутри территории государства и которые направлены, главным образом, на решение внутренних задач относятся:
1. Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д . Государство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом. В поиске оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами заключается главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства. Экономическая функция государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ. Без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы.
Суть экономической функции современного российского государства состоит в следующем:
При многоукладной экономике государство обычно регулирует экономические процессы путем: установления государственных цен на отдельные стратегические и социально значимые виды продукции; распределения квот на сырье, импорт; установления (в той или иной мере) заработной платы; льготного кредитования, инвестирования; государственных субсидий и налогов.
Важнейшая обязанность государства состоит в том, чтобы надежно защитить свою экономическую основу (все формы собственности) от расхитителей, преступников. Для этого необходимо совершенствовать и обновлять законодательство, направленное на охрану экономической основы государства, повышать качество работы правоохранительных органов.
2. Социальная функция. Как записано в статье 7 Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. .Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др. Но осуществление данной функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям. В обстановке задержек выплаты зарплаты, пособий, безработицы, инфляции и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения, растет число граждан, чьи доходы меньше среднего прожиточного минимума. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, – первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.
3. Функция организации и развитии образования, науки и культуры. Эта функция всегда была важнейшей в российском государстве, однако в силу разных причин на определенном этапе развития государства она становилась главной либо отходила на второй план. Недооценка этой функции, недостаточное к ней внимание чреваты тяжелыми последствиями, поскольку уровень развития образования, науки, культуры непосредственно влияет на экономическую, политическую, духовную жизнь общества, является важнейшим показателем его цивилизованности. Эта функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме. Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета. Эта функция сложилась вместо ранее осуществляющей культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней, нынешняя функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституции Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности. Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об образовании», указы Президента РФ «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» и др. В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию по обеспечению научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.
4. Функция налогообложения выступает самостоятельной
основной функцией современного Российского
государства, т.к налог все больше становится
главным методом новой системы управления,
универсальным регулятором, который используется
не только в экономической сфере, но и
в социальной, юридической, внешнеполитической
и т.п. Базовыми нормативными актами, регулирующими
выполнение данной функции, выступают
Федеральный закон «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации» и Налоговый
кодекс РФ. В них определены виды налогов,
объекты налогообложения и сборов, права,
обязанности и ответственность налогоплательщиков.
Контроль за исполнением данных законов
возложен на Федеральную налоговую службу,
которая проверяет правильность заполнения
деклараций о доходах и исчисления налогов,
своевременность их уплаты, выявляют налоговые
правонарушения. Кроме того, он призван
обеспечивать соблюдение законодательства
гражданами, занимающимися предпринимательской
деятельностью, выдавать лицам, осуществляющим
индивидуальную трудовую деятельность,
патенты и регистрационные удостоверения.
Создана целая система государственных
органов, призванных эту функцию осуществлять
(налоговые инспекции, налоговая полиция
и т.п.).
Налоговая функция, как и любая функция государства, — это не одноразовая акция, а процесс, длящийся во времени и включающий различные процедуры. Она состоит из двух стадий: налогообложение и взимание налогов.
В составе налоговой
функции российского
фискальная (изъятие у организаций и физических лиц денежных сумм в форме налогов для формирования финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и во внебюджетных фондах);
распределительная (регулирующая), проявляющаяся в распределении полученных от налогоплательщиков денежных сумм;
контрольная, пронизываюшая все стадии осуществления налоговой функции и сводящаяся к контролю за налогообложением, взиманием налогов и правильным их распределением.
Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.
5. Функция охраны правопорядка, прав и свобод личности, собственности тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что Россия - правовое государство. Следовательно первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными. Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. согласно статье 8 Конституции, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Следовательно, прежде всего, должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности. Новое в содержании данной функции состоит также в том, что, В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений. С учетом роста преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня – это борьба с преступностью. К сожалению, не все права и свободы и не всегда в России гарантированы, поскольку для их реализации необходимы определенные условия и прежде всего экономические. Однако уже сейчас стал более надежным государственный механизм охраны прав и свобод личности, который наполнился новыми весьма эффективными средствами защиты. Гражданин, совершивший правонарушение, или подозреваемый в этом, может воспользоваться услугами адвоката не на стадии предъявления обвинения, как это было ранее, а уже с момента его задержания правоохранительными органами. Создан и успешно функционирует Конституционный Суд Российской Федерации, активно защищающий права и свободы личности. Деятельность российского государства по охране (защите) собственности включает в себя:
6. Экологическая функция (функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов)- это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека. Главным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросших вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышению радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла за пределы не только отдельной страны, но и в глобальном мире, международном масштабе и превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества. Экологическая функция включает в себя три элемента:
С помощью
законодательства государство
7. Идеологическая функция. Государство как сложное территориальное, социально-политическое, правовое образование всегда в той или иной мере идеологизировано. Можно даже утверждать, что государство — явление идеологическое. Государственный режим, форма государства и даже государственное устройство определяются во многом господствующей в данном обществе идеологией, поэтому закономерно, что государство в своей деятельности проявляет и выражает определенную идеологию. Идеологическая функция государства — одна из основных и постоянных его функций. ст. 13 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Информация о работе Характеристика основных функций современного российского государства