Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Правовые основы государственного управления"

Вложенные файлы: 1 файл

ПОГУ шпоры.docx

— 229.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 55. Порядок и условия отставки государственных служащих.

Отставкой  является прекращение  государственной  службы  по предусмотренным   настоящей   статьей   основаниям   по   инициативе государственного служащего.

     Основаниями   для   отставки  государственного   служащего являются:

     1.  наличие трудового стажа для мужчин не менее 30  лет,  для женщин  - не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет;

    2.  состояние здоровья, препятствующее исполнению  служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).

  Государственные служащие, занимающие высшие государственные должности, их заместители, члены Правительства Республики  Беларусь, председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов и   их  заместители,  председатели  областных,  Минского  городского Советов  депутатов  имеют право на отставку  независимо  от  времени нахождения в должности.

     Основанием  для  отставки  судьи,  прокурорского  работника являются  наличие трудового стажа для мужчин не менее  30  лет,  для женщин - не менее 25 лет, в том числе соответственно стажа работы  в должности  судьи или прокурорского работника не менее 20 лет  (судьи Конституционного Суда Республики Беларусь - не менее четырех лет).

      Отставка   принимается   государственным   органом    или должностным  лицом, назначившим государственного  служащего  на  эту должность.  Решение о принятии отставки принимается в месячный  срок со дня подачи письменного заявления.

      Право на отставку может быть реализовано только один раз.

     Считаются находящимися в отставке:

     1.  государственные служащие в случае  освобождения  их  от занимаемой  должности в связи с достижением предельного возраста, установленного  для пребывания на государственной службе,  признания их недееспособными в установленном законом порядке;

      2.  депутаты  Палаты представителей, члены Совета  Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов,   осуществлявшие  свои  полномочия  на   профессиональной основе, в случае прекращения полномочий указанных органов.

                                  

 

 

 

 

56. Особенности ответственности  государственных служащих.

В современном правовом обществе для  поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов помимо организационных  мер используются и правовые средства с возможностью применения мер принуждения. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона.

Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия  государства, немыслима без четко  установленных мер ответственности  отдельных ее элементов. В отношениях между государственными служащими  и гражданским обществом ответственность  призвана играть роль обратной связи, с помощью которой обеспечивается должное поведение управляющих  субъектов. В качестве такой обратной связи выступает социальная ответственность. Однако, социальная ответственность - это лишь общее название целого комплекса  элементов. Наиболее значимыми его  блоками являются два вида ответственности: юридическая и моральная.

Общим свойством правовой и моральной  ответственности являются, безусловно, осознание, правильное понимание лицом - лежащих на нем в силу закона или морального долга обязанностей, правильное отношение к своим  обязанностям. Различие же состоит  в форме, видах требований, которые  предъявляются к лицу в отношении  исполнения им своих обязанностей, мерах, применяемых для обеспечения  исполнения им своих обязанностей; различны меры взысканий и наказания  лица в случаях нарушения требований закона или морального долга.

Традиционно в правовой науке под  юридической ответственностью понимается обязанность лица, нарушившего норму  права, ответить перед обществом  и государством, и претерпеть те неблагоприятные последствия, которые  содержатся в санкциях правовых норм. Основанием юридической ответственности  является правонарушение, которое определяет ее вид административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную.

Выделяют следующие специфические  черты ответственности государственных  служащих:

а) повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности;

б) ряд специальных мер ответственности  за служебные правонарушения (понижение  в должности, снижение квалификационного  класса и др.);

в) привлечение служащего к ответственности  за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответственность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной.

Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы – одна из основных обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к соответствующей ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной

Ответственность государственных  служащих наступает за нарушение  законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Государственные служащие могут  нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности  государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку  соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. Дисциплинарная ответственность государственных служащих

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. предупреждение о неполном служебном соответствии;

1.4. понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;

1.5. увольнение с занимаемой должности в соответствии с настоящим Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами.

2. К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.

4. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.

5. Основания, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности судей, прокурорских работников, работников таможенных органов устанавливаются законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58. Административная и  уголовная ответственность государственных  служащих

Государственные служащие в основной массе несут административную ответственность  на общих основаниях с рядовыми гражданами. Можно выделить особую категорию государственных служащих, несущих административную ответственность в повышенном размере - должностные лица. Ответственность именно должностных лиц занимает видное место в институте административной ответственности. В действующем на данный момент Кодексе об административных правонарушениях должностные лица в качестве специального субъекта выделены более чем в ста статьях.

Можно выделить три разновидности  административных правонарушений, совершаемых  должностными лицами: 1) прямое нарушение  правил; 2) дача незаконных указаний подчиненным; 3) отсутствие контроля за действиями работников, повлекшее нарушение правил. Вторая и третья разновидность, очевидно, являются специфическими именно для должностных лиц. Анализ практики органов административной юрисдикции показывает, что должностные лица чаще всего нарушают нормы обязывающего характера, что выражается в необеспечении их выполнения.

Анализируя понятие административного  правонарушения, выделяют обязательные признаки, присущие любому из них, в  том числе и совершаемому в  сфере государственной службы. Это - общественная вредность, противоправность, виновность и наказуемость. Особенность административных правонарушений заключается в том, что большинство административных проступков не влечет конкретных, реальных вредных последствий, а содержит лишь возможность их наступления.

Объектом административного правонарушения в сфере государственной службы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственной  деятельности и охраняемые административно-правовыми  нормами. Необходимо отметить, что посягательство на общественное отношение происходит посредством воздействия на определенный его элемент: субъектов отношения, предмет отношения, саму деятельность, составляющую содержание отношения  или саму норму.

Объективную сторону административного  правонарушения в сфере государственной  службы составляет совокупность признаков, которые характеризуют внешнее  проявление противоправного деяния, посягающего на охраняемый законом  объект. К объективной стороне  относятся само противоправное деяние (действие или бездействие), его вредоносный  результат, причинная связь между  деянием и результатом, место, время, способ, средства и орудия совершения правонарушения. Любое административное правонарушение представляет собой  волевой акт (деяние), который проявляется  в двух формах: действие - активное поведение  субъекта, нарушающее правовые запреты; бездействие - его пассивное поведение, выражающиеся в невыполнении правовых предписаний.  Особенность административных правонарушений должностных лиц состоит в том, что большинство из них совершается путем бездействия, т.е. невыполнения той или иной должностной обязанности.

Субъектами административной ответственности  выступают сами должностные лица.

Субъективной стороной административного  правонарушения должностных лиц  государственной службы является психическое  отношение правонарушителя к  совершенному деянию и наступившим, или возможным, последствиям. Субъективную сторону проступка составляют вина, мотив и цель. Вина имеет свои особенности применительно к  рассматриваемым нам вопросам. Вина, как признак субъективной стороны  административного правонарушения, проявляется в форме умысла и  неосторожности

Уголовная ответственность государственных  служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, превышение должностных полномочий наступает, если виновные действия государственного служащего образуют состав преступления, предусмотренного гл. 35 УК РБ "Преступления против интересов службы". В данную главу включены такие преступления, как злоупотребление властью или служебными полномочиями, бездействие должностного лица, превышение власти или служебных полномочий, служебная халатность, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение незаконного вознаграждения служащим государственного аппарата. При этом следует отметить одну особенность: государственный служащий, являющийся должностным лицом, который использовал свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного среди вышеперечисленных, несет ответственность по совокупности преступлений. Правило о совокупности преступлений не применяется, если совершение должностным лицом преступления предусмотрено в качестве признака иного преступления.

Для привлечения государственного служащего к уголовной ответственности  следует также иметь в виду предписания гл. 6 УК "Обстоятельства, исключающие преступность деяния", в частности, ст. 40 УК, в соответствии с которой не является преступлением  причинение вреда охраняемым Уголовным  кодексом интересам лицом, действующим  во исполнение обязательного для  него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление по заведомо преступному приказу или распоряжению, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ или распоряжение, уголовной ответственности не подлежит.

 

 

 

 

59. Гарантии материального  и социального обеспечения государственных  служащих

Государственным служащим гарантируются:

1.1. условия труда, обеспечивающие  надлежащее исполнение служебных  обязанностей; 1.2. заработная плата на условиях и в размере, предусмотренных настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными актами законодательства; 1.3. трудовой отпуск; 1.4. соблюдение условий и порядка перевода на другую должность, высвобождения в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, предусмотренных законодательством о труде; 1.5. исключен; 1.6. выплата выходного и иных единовременных пособий в случаях, порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и законодательством о труде; 1.7. право на медицинское обслуживание в организациях здравоохранения в порядке, определяемом актами законодательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"