Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Правовые основы государственного управления"
Методы деятельности органов управления подразделяются на: общие, используемые при выполнении всех или основных функций управления на всех важнейших стадиях управленческого процесса; и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления (административные, экономические).
В качестве общих методов государственного управления можно выделить:
а) убеждение и принуждение (по признаку использования властных полномочий);
б) стимулирование (поощрение).
Методы убеждения могут быть правовыми и организационными, моральными и материальными, выраженными письменно и устно.Принуждение - вспомогательный метод в управлении. Он сочетается с убеждением, основан на убеждении и дополняет его. В государственном управлении важное значение имеют административные методы. Административные методы характеризуются «властью-подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности.
По форме выражения административные методы подразделяют на:
-административно-правовые, выраженные в правовой форме;
-административно-
По юридическим свойствам:
-нормативные, к ним относятся
правовые акты, содержащие нормы,
которые регулируют
-индивидуальным - предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.
По способу воздействия на поведение субъектов управления:
- обязывающие к совершению определенных действий;
-уполномочивающие совершать определенные действия;
-поощряющие совершение социально-полезных действий;
-запрещающие совершение тех или иных действий.
По форме предписания:
-категорические (императивные),
-поручительные (например, вышестоящий
орган поручает выполнение
-рекомендательные (диспозитивные).
В систему экономических методов входят прибыль, премия, кредит и др..В зависимости от различных критериев классификации выделяют:
а) по характеру (содержанию) управляющего воздействия: прямой, косвенный;
Методы прямого воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.
б) по преследуемым целям (наблюдение, контроль, разработка мер воздействия, инструктирование, коллегиальность, единоначалие);
в) по степени воздействия на управляемые объекты (регулирование, общее руководство, непосредственное управление);
г) социологические методы управления: управление социально-массовыми процессами коллективами, органами, группами, индивидуально-личностным поведением
д) психологические методы управления:
комплектования малых групп в коллективе
на основе психологической совместимости
работников; гуманизации труда; психологического
побуждения, формирования мотивов труда,
оказания доверия; профессионального
отбора работников, обладающих
такими психологическими характеристиками,
которые
наиболее соответствуют занимаемой должности.
Государственное управление может быть
определено как одна из форм деятельности
государства, состоящая в практическом
осуществлении его задач и функций в процессе
непосредственного повседневного
руководства хозяйственным, социально-культурным
и административно-политическим строительством
на основе исполнения законов.
Государственное управление является
отдельным видом
Публичность управления подчеркивает его государствент
характер в отличие от общественного и
частного. Общественное и
частное управление осуществляется не
от имени государства, а
от имени общественной организации, коллектива
людей (или одного человека).
Одной из особенностей государственного
управления является то, что оно государственно-властно
Государственная властность проявляется
в издании правовых актов, привлечении
к ответственности в
Государственному управлению присущ также организационный (безвластный) характер. Осуществление непосредственно практической работы для выполнения поставленных задач. Организаторская работа проявляется в подборе, обучении, воспитании кадров, проведении конференций, собраний, совещаний, инструктировании, разъяснении, мобилизации, обмене опытом работы, изучении, обобщении и распространении передового опыта, достижений науки, оказании практической помощи на местах, изучении общественного мнения.
Государственное управление не может обойтись и без материально-технических действий. Это — делопроизводство, составление статистических отчетов, справок, обобщение материалов, рассылка корреспонденции, введение соответствующей информации в компьютер и получение ее и т.п.
Следовательно, основными частями, составными элементами государственного управления являются: организационные действия; материально-технические действия; издание правовых актов и совершение иных юридически значимых действий; заключение договоров.
Государственное управление имеет не только государственный, но и правовой характер. Оно осуществляется на основании права и в рамках права. Административное право определяет права и обязанности субъектов в сфере управления, формы и методы осуществления этой деятельности.
Государственное управление является строго подзаконным. Оно вторично, стоит на втором месте после законотворческой деятельности, основывается на законе или вытекает из сущности законодательства.
Государственное управление централизовано, иерархично, исходит от вышестоящих органов, начальников и адресуется нижестоящим, подчиненным объектам управления. В юридической литературе называют и иные признаки, характерные черты государственного управления, такие, как повседневность, непрерывность, оперативность, непосредственность.
Несмотря на общность признаков государственного управления, оно не однородно, ибо осуществляется на разных уровнях, в которых не одинаков территориальный масштаб, решаются различной значимости вопросы и т.д. В связи с этим в государственном управлении можно обнаружить: собственно государственное управление; функциональное (надведомственное) управление; внутриорганизационную управленческую деятельность; местное управление; местное самоуправление; хозяйственное управление. Все они являются разновидностями (уровнями) государственного управления.
Собственно государственное управление предназначено для решения общегосударственных задач, наиболее важных вопросов республиканского значения, вопросов, которые не могут быть решены в процессе осуществления иных видов управления.
Государственное управление осуществляется и на местном уровне исполнительным аппаратом (органами) различных министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь, т.е. республиканских органов, находящихся на местах: в областях, районах, городах.
Функциональное (надведомственное) управление приближено к собственно государственному управлению. Оно нередко осуществляется из центра министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь, такое управление профильное, специальное. Предназначение функционального управления — осуществление специального надведомственного, внеотраслевого управления по отношению к неподчиненным организациям (независимо от форм собственности). Внутреннее управление — это вид государственного управления, которое проявляется внутри организации (учреждения) или системы, реализуется в целях придания ей внутреннего единства, целостности, организованности и способности эффективно осуществлять внешнее управление или другой вид государственной деятельности. (Например, министр руководит администрацией министерства или осуществляет иные функции по отношению администрации. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь организует деятельность Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и системы хозяйственных судов).
8. Концепция разделения властей как основа формирования государственного аппарата
Теория разделения властей высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689—1755 гг.) и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем.
Основные положения теории разделения властей:
1. разделение властей закрепляется конституцией; 2. согласно конституции, законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам; 3. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; 4. никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; 5. судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Теоретические и практические истоки принципа разделения властей - в Древней Греции и Древнем Риме. Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века. Прежде всего - в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.
Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье (полное имя - Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескье) в главном труде своей жизни - «О духе законов», над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей. Под «духом» законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д.
Наличие и функционирование системы
разделения властей в государстве
должно, по замыслу Монтескье, оберегать
общество от злоупотреблений
Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный деятель (дважды бывший президентом США) Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.
Сдержками и противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех властей. Так, несмотря на то, что Конгресс - законодательный орган, президент может наложить вето на законы, и суды могут объявить акт Конгресса недействительным, если он противоречит Конституции. Судебная власть сдерживается президентским назначением и ратификацией Конгрессом этих назначений на должность в органы судебной власти. Конгресс сдерживает президента своим правом ратифицировать назначения в органы исполнительной власти, и он же сдерживает две другие власти своей властью ассигновать деньги.
Марксизм в оценке классического учения о разделении властей исходил лишь из идеологической подоплеки его возникновения в эпоху первых буржуазных революций. Такой подоплекой можно считать компромисс классовых сил, достигнутый на определенном этапе борьбы буржуазии за политическое господство. Исходя из этого, Маркс и Энгельс отождествили учение о разделении властей с выражением в политическом сознании спора между королевской властью, аристократией и буржуазией из-за господства. Советская доктрина абсолютизировала этот аспект и противопоставила теории разделения властей теорию полновластия Советов, полновластия народа и т. п. На самом же деле, это было лишь теоретическим прикрытием узурпации государственной власти, тоталитарной сути режима.
Смысл классического учения о разделении властей (в том виде, в каком оно было разработано Монтескье и поддержано Кантом) не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил, ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму «сдержек и противовесов», сложившемуся в развитых государственно-правовых системах. Разделение властей - это прежде всего правовая форма демократии.
9. Единство государственной власти
В государствах Древнего Востока - Египте, Вавилоне, персидском царстве Ахемехидов - возник и упрочился взгляд на государственную власть как единое целое, носителем которой является монарх. Постепенно этот взгляд проник в греко-римский мир и, несмотря на то, что имелись альтернативные точки зрения, стал доминирующим в политической жизни. В период Римской империи идея единой государственной власти становится господствующей.
Информация о работе Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"