Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Римскому частному праву"
Вопрос 10. виды исков(made by Demidov).
Поскольку римское право представляло собой обширную совокупность исков, имелась потребность в их систематизации.
В материальном смысле иск – право лица обратиться в суд за защитой своего нарушенного права или интереса. В процессуальном смысле – действие лица с которого начинается судебное разбирательство. Наиболее законченная форма ее представлена в Книге 4 (Титул VI) Институций Юстиниана."1. Высшее деление всех исков, посредством которых отыскивается вещь перед правительственным или третейским судьей, распадается на два рода: они бывают или вещные, или личные".
Вещный иск (actio in rem) - это такой, которым возбуждается спор о вещи. "...Лицу, утверждающему, что вещь его, дается вещный иск. 2. Вещный иск дается и в том случае, когда предъявляется право на землю, право узуфрукта в здании, право прохода или прогона через соседнюю землю или право водопровода из соседнего имения. Вещным будет также иск на городские сервитуты..." вещные иски возникают не из обязательств.Вещные иски мы называем виндикациями (actiones vindicationes)..." Но когда лицо утверждает, что его противник не обладает сервитутом в отношении его имения, то "такие иски тоже будут вещными, но отрицательными (actiones negativae)".
Личные иски (actio in personam) - это такие, которые возникают из нарушения договора или из правонарушения (деликта - maleficio): "в них истец утверждает, что противник должен дать или сделать", иными словами, личные иски - это иски, возникающие из обязательств. Применялось большое количество таких исков, поскольку в обороте использовалось множество видов обязательств. Личные иски назывались кондикциями (condictiones): "кондицировать, по-древнему, значило торжественно заявлять". Личные иски предъявляются только должнику, личность которого известна заранее.
Некоторые иски имеют
Вещные и личные иски имели свое основание или в законе (в цивильном праве) или в юрисдикции претора; отсюда деление их на иски цивильные и иски преторские. Первые также обозначались как "иски строгого права (actiones stricti iuris)", вторые - как "иски, основанные на доброй совести (actiones bonae fidei). Право на иск цивильный давало цивильное право. Право на преторский иск давало преторское право. Преторские иски делились по на иски по факту (суд опирается на фактические обстоятельства, а не на нормы права), иск с фикцией (суд принимал во внимание факты и обстоятельства отсутствующие в реальности) и иск по аналогии.
Следующее деление на иски штрафные цель: наказание ответчика, возникает из деликта, не переходили по наследству, иски о восстановлении имущественного положения истца: иск о возмещении по договору, смешанные содержащие черты обоих исков, на пример в связи с кражей (имеет место и восстановление имущественных прав и деликт).
Следующее деление на иски временные предъявлялись в течение более положенного срока и постоянные на них распространялся срок исковой давности 30 лет. Еще деление на иски частные предъявлялись в случае нарушения интереса или права частного лица, предъявитель – лицо, чье право нарушено и популярные предъявлялись в интересах всего римского общества и любым его членом. В классическом праве популярные иски имели место о взыскании, штрафе лицу, которое не держит на привязи домашнее животное, иск о вылитом, выброшенном, иск хозяину здания, на котором что-то неправильно поставлено или повешено.
Вопрос 11. Исковая Давность
В связи с применением исковой формы защиты нарушенного права, важное значение приобретает проблема определения срока, в течение которого лицо может предъявлять иск. Современное право выработало понятие об исковой давности - то есть о сроке, в течение которого допускается обращение в суд с требованием о защите своего права. Понимание проблемы ограничения права на иск во времени складывалось в Риме постепенно. Вначале никаких ограничений не существовало: цивильные иски считались вечными (actiones perpetuae). Но уже преторские иски ограничиваются во времени (actiones temporales). При этом применялись так называемые законные сроки для предъявления исков. Законный срок имел пресекательную природу: его истечение автоматически прекращало право лица на иск.
В отличие от законного срока, срок исковой давности может приостанавливаться, когда истец, в силу объективных обстоятельств, не может воспользоваться своим правом (отсутствует по государственным делам и пр.); срок исковой давности может прерываться (например, признанием долга со стороны должника), а затем начинается сызнова. Такая конструкция срока исковой давности (длительностью в 30 лет) появилась в римском праве только в V веке (в 424 г. при императоре Феодосии II).
ИД – период времени, в течении которого лицо может обратиться с иском в суд в защиту своего нарушенного права. С 424 нэ существовали только законные сроки предъявления исков, для каждого иска свой законный срок. Течение не прерывалось, останавливалось. обычно 30 лет (для некоторых исков 40 – для церковных и благотворительных учреждений). Срок исковой давности течет с момента нарушения права. Сроки могли приостанавливаться в отличие от законного срока. Приостановление исковой давности: в течение определенного времени срок не течет, но когда отпадают обстоятельства, приостанавливающие исковую давность, продолжает течь с момента на каком остановился. К таким обстоятельствам относятся: несовершеннолетие истца, фактические препятствия для предъявления иска, существенные юрид препятствия для предъявления иска пример отсрочка императора (мораторий – 5 лет).
Перерыв исковой давности
Истекшая ИД во внимание не принимается, с момента перерыва ИД течет с самого начала.
2 случая прерывания ИД: момент предъявления иска в суд, должник признал долг любым способом.
В случае истечения ИД истец может обратиться с иском в суд, который обязан рассмотреть дело, но у ответчика есть право возразить на иск, ибо пропущен срок. Дело рассматривается до конца и решается не в пользу истца, если ответчик выразил возражение, если он этого не сделал, то дело решается в пользу истца. Существуют бессрочные иски: фиска к налогоплательщикам, иск о разделе общей собственности, негаторный иск
ВОПРОС 12 Римская семья. Агнатское и когнастское родство.
В юридическом языке времен Ульпиана семья или термина "familia" в более узком смысле подразумевает "тех, которые природой или правом подчинены власти одного, как-то: отец семейства, мать семейства, сын семейства, дочь семейства, и затем тех, кто заступает их место"; В институте семьи в РП существовали юридически значимые категории родства и свойства. Свойством обозначаются юридически значимые отношения родственников мужа и жены между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены - с родственниками мужа. Степень свойства прямо зависит от степени родства. Родством обозначается кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка. Право устанавливает линии и степени родства, такие количественные характеристики, которые применяются для правильного регулирования наследственных отношений и для установления запретов кровосмешения. Линии различаются прямые и боковые. Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т.д. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей (восходящие прямые родственники): внук, сын, отец, дед...; отсчет в противоположном направлении производится по нисходящей (нисходящие прямые родственники). Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка: братья, сестры; дядья, племянники и пр. Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья - боковым родством второй степени. Римское право придавало во многих своих институтах решающее значение не только линиям и степеням родства, но и типами родства, ибо существовало 2 типа родства: агнатское (гражданское, юридическое) и когнагнатское (кровное, фактическое). Основой для агнатского родства являлось подчинение одному домовладыке, всех агнатов (родственников по отцу, независимо от того, имеют ли они собственные фамилии), как состоявших некогда под единой властью и происходящих "из того же самого дома и рода" (ex eadem domo et gente).Агнатское и когнатское родство. В нашей литературе сложилось представление, что агнатское родство - это связь, определяемая властью домовладыки, а когнатское - это родство по крови: "Подчинением власти одного и того же pater familias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство... По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство". в Институциях установлено следующее (I.Кн.1.XV.): "1. Агнаты - это соединенные кровным родством через лиц мужского пола, как бы когнаты со стороны отца, например, брат от того же отца рожденный, сын брата или внук от него, точно также дядя и сын дяди, и внук от него. Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не агнаты, но, иначе говоря, когнаты по естественному праву. Итак, сын твоей тетки тебе не агнат, но когнат, и ты в свою очередь, конечно, в отношении его находишься в тех же условиях, так как дети следуют состоянию отца, а не матери". То же пишет и Гай: «Агнаты – те, кто связан законным родством. Законным же родством называется то, которое составляется через лиц мужского пола». Как видим, и агнаты, и когнаты - это кровные родственники. Но римское право изначально разделяло всех кровных родственников на две группы: агнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через отца (патрилинейное родство) и именно эта связь имеет юридическое значение, то есть устанавливает взаимные права и обязанности родственников; когнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через мать (матрилинейное родство) и долгое время эта связь не имела юридического значения. Важность отцовской власти при этом определялась тем, что подпадание лица под эту власть (усыновлением, замужеством) или выход лица из-под нее (эмансипацией сына, браком дочери) - то есть перемена семейного состояния - изменяли круг агнатических родственников данного лица, следовательно создавали для него родственные права и обязанности по отношению к иному кругу лиц. Это явствует из следующего фрагмента Институций (I.Кн.1. XV.): "3. ...Право агнатства прекращается во всех отношениях, в большинстве случаев, с изменением правоспособности: агнатство есть институт цивильного права. Право же когнатства не во всех случаях меняется, так как цивильный закон может уничтожать цивильные права, а естественные - не может". Соотношение между этими видами родства – по схеме «род – вид»: кто является агнатом, является и когнатом, но не наоборот. Род (gens). Но если agnati - это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода - gens. Gens - по взгляду римлян - это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucius Scaevola, по идетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... qui ab ingenuis oriun-di sunt... quorum malorum nemo servitutem servivit, qui capite non sunt deminuti (Topica, 6. 29). Гентилами являются между собою люди, носящие общее имя, происходящие от свободнорожденных, никто из предков которых не был в рабстве и которые не претерпели capitis deminutlo. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens.
ВОПРОС 13. Брак: понятие, виды, условия заключения. Прекращение брака.
В Риме признавались три типа супружеских отношений: брак по цивильному праву (то есть брак между римскими гражданами), брак по праву народов и конкубинат - дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, которые в силу закона не имели права заключить цивильный брак. Необходимая совокупность условий: возраст 12 – ж, 14 – м, согласие брачующихся и их домовладык, если необходимо. Не требуется, если домовладыка в плену более 3 лет или сумасшедший. Другие условия тоже необходимые: отсутствие препятствий: родство до 6 степени, свойство по прямой линии, наличие действующего брака, различные сословия, при христианстве нельзя, если разные конфессии. Запрещался брак между опекуном и опекаемым. Необходимо соблюдение формы заключения брака. Рассмотренные выше условия действительности брака носят универсальный характер. Но существовали и такие условия, которые имели специфический, только римскому праву свойственный характер и обоснование. Такие условия основывались на запрете браков между лицами определенной категории: между лицами сенаторского происхождения и вольноотпущенными; с лицами, состояние гражданской чести которых опорочено; между государственными должностными лицами, управляющими в провинции, и жительницами данной провинции.Запрет браков между лицами сенаторского происхождения - своеобразный апартеид по сословному признаку - породил особый брачно-семейный институт - конкубинат; а нормы этого запрета таковы. (Д.23.II.): "23. (Цельс). Папиевым законом предусмотрено, что всем свободнорожденным, кроме сенаторов и их детей, разрешается брать в жены вольноотпущенниц. ...42. (Модестин). В отношении (брачных) союзов нужно всегда принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести. #1. Не будет брака, если дочь, внучка или правнучка сенатора выйдет замуж за вольноотпущенника или за лицо, служащее для забавы других".В последней фразе фрагмента Модестина указывается особая категория инфамированных лиц. К ним относились, принимая во внимание сказанное в разделе о правоспособности, актеры, сводники и проститутки. В Дигестах скрупулезно рассматриваются действия женщин, опорочивающих их статус настолько, что для них невозможен законный брак: "41. (Марцелл). Признается, что позором заклеймены и те женщины, которые живут постыдно и продают себя, хотя бы и не открыто... 43. (Ульпиан). Мы говорим, что открыто продает себя не только та женщина, которая занимается проституцией в публичном доме, но и та женщина, которая не щадит своей стыдливости в гостинице или в другом месте... #4. По закону относятся к тем, на ком лежит клеймо позора, не только та (женщина), которая этим занималась ранее, хотя бы и перестала заниматься: позорность действия не уничтожается тем, что это действие прекращено".Наконец, в отношении должностных лиц римского государства, управляющих в провинциях, имелось такое правило: "38. (Павел). Если кто-либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство..."
Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti - или, буквально, "брак с рукой") и неформальной (sine manu mariti - "брак без руки")- Первая форма заключения брака предполагала либо религиозную процедуру символического провозглашения брачного союза с последующим его освящением, либо символическую покупку жены от полноправного ее прежнего домовладыки, либо признание брака по истечению давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников; все эти виды были историческими и тесно связанными с сословно-патрицианским браком древнейшей поры. Вторая форма заключения брака предполагала заключение специального брачного соглашения и привод жены в дом мужа. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились.
Первым видом был брак cum manu, брак,
устанавливавший власть, мужа над женой.
Вступление в такой брак неизбежно
означало capitis deminutio жены: если до брака
жена была persona своего права, то,
вступив в брак cum manu, она становилась persona
чужого права. Если до брака она была in
potestate своего отца и агнаткой его и
всех членов его семьи, то, вступив в брак,
она подпадала под власть мужа или его
paterfamilias, если муж был in patria potestate,
и, став юридически чужой своей старой
семье, становилась членом агнатической
семьи мужа. При браке с властью
мужа жена всецело подчинялась мужу: он
мог продать ее, сдать в кабалу; имел право
наказывать ее, мог лишить жизни; муж был
вправе истребовать жену от любого третьего
лица (отца, других родственников) даже
против ее воли посредством виндикационного
иска, то есть как обыкновенную вещь. То
есть право закрепляла такие личные отношения,
в которых жена находилась в полной зависимости
от мужа.Всевластие мужа распространялось
и на имущественные отношения супругов:
все, что женщина имела до брака, что она
приобрела в браке - все переходило в собственность
мужа. Прекращение Такой брак мог прекращаться
только смертью одного из супругов или
- в результате одностороннего волеизъявления
мужа, о чем свидетельствует древнейший
закон (табл. IV): "3. Пользуясь постановлением
XII таблиц, приказал своей жене взять принадлежащие
ей вещи и, отняв у нее ключ, изгнал ее".
При заключении этой формы брака допускались
3 формы: религиозная форма (только для
патрициев и жрецов, что бы дети могли
становиться жрецами), мнимая покупка
жены (нужно 5 свидетелей и символические
весы), давность (жена живет 1 год в доме
мужа) в XII таблицах содержится указание
на юридическую возможность для женщины
вступить в законный брак, но, при этом
не попасть под власть мужа; конструкция,
создававшая такую возможность, получила
название трехночное отсутствие. В таблице
VI, в п.4 содержится следующий фрагмент
из Институций Гая: "Законом XII таблиц
было определено, что женщина, не желавшая
установления над собой власти мужа фактом
давностного с нею сожительства, должна
была ежегодно отлучаться из своего дома
на три ночи и таким образом прерывать
годичное давностное владение ею". Если
она этого не делала, то попадала под власть
мужа.