Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка
Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.
Монархия – это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху который занимает этот престол по наследству. Источником власти и её носителем является монарх.
Признаки монархии:
1) власть передается по
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
Республика – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам. Источником власти и её носителем является народ.
Признаки республики:
1) выборность власти;
2) ограниченность срока
3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.
В соответствии со ст. 1 Конституции РФ в России – республиканская форма правления. Однако по виду республики единого мнения нет. Тем не менее, преобладающим является мнение о том, что Россия – это президентская республика.
Статья 1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Президент Российской Федерации провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту Российской Федерации как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Вопрос 28. Формы
национально-государственного и административно-
Форма государственного устройства — это национальное и административно-
По форме государственного устройства
все государства можно
Унитарное государство - простое, единое государство, части
которого являются административно-
Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
РФ прошлое и современность: В 1920 году Ленин отказался от устройства государства на основе губерний, уездов, заменив его на федерацию по национальной принадлежности ее граждан. В определенные периоды провозглашенное федеративное устройство России фактически было унитарным – одна из несообразностей Советского Г. Государственность в России долгое время была советской, и только на словах – федерацией, фактически загоняла в тупик взаимоотношения центра и мест, национально-культурное развитие народов и народностей России и прежде всего русского народа. Современное Рос Г порывает с этой исторически неудачной формой правления и гос устройства.
Современное Рос Г имеет федеративное
устройство, но весьма специфического
свойства. В состас РФ входят национально-государственные
образования: республики, автономные области
и округа, а также административно-
Вопрос 29. Государственно-политический режим: понятие и виды. Государственно-политический режим современной России.
Государственно – политический режим – совокупность методов осуществления государственной власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил (авторитарный, тоталитарный, демократический).
Демократия - народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Основные характеристики: провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям; силовые структуры находятся под демократическим контролем общества; гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей и др.
Тоталитарный режим - характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Основными характеристиками являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии и др.
Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко). Основные характеристики: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать, в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; сохраняется ограниченная цензура, "полугласность"; существует частичный плюрализм; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте и т.п.
В соответствии с Конституцией РФ Россия – демократическое государство. Фактически исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с переходным типом от авторитарно-бюрократического режима к демократии.
Вопрос 30. Понятие механизма государства, его роль в осуществлении функций и задач государства.
Механизм государства — это
система государственных
Механизм государства
во-первых, механизм государства характеризует
особенности внутреннего
во-вторых, механизм государства зависит от сущности и социального назначения государства;
в-третьих, механизм государства представляет
сложное структурное
в-четвертых, механизм государства не является застывшей системой, он постоянно изменяется под воздействием различных внутренних и внешних факторов.
В структурном отношении механизм государства представляет сложное образование. Основными элементами механизма государства являются органы государства, государственные учреждения и материальные средства. Каждый элемент механизма имеет свое назначение, устройство, действует дифференцированно, но взаимодействует и дополняет друг друга. Механизм различных государств отличается большей или меньшей степенью централизации, но всегда и везде он представляет собой единое целое.
В учебной литературе «механизм государства» употребляется в двух смыслах: широком и узком. В узком смысле он включает только органы государства (государственный аппарат). В широком смысле он включает всю совокупность органов, организаций и материальных средств.
Механизм государства не только главное, но и определяющее звено политической системы. Он обеспечивает функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.
Вопрос 31. Понятие и признаки государственных органов.
Государственный орган – относительно самостоятельное, структурно обособленное звено (элемент) механизма государства, создаваемое в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого государственно-властными полномочиями (законодательные, исполнительные и судебные органы; и т. д.).
Признаки:
- является самостоятельным элементом механизма государства
- образован и действует на основе правовых актов
- выполняет свойственные только ему задачи и функции
- наделен в этой связи властными полномочиями
- состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений
- имеет материальную базу и финансовые средства
- представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма и др.
Вопрос 32. Виды государственных органов
Для обеспечения выполнения своих
функций в любом государстве
формируется специальная
Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата.
6.3. Государственный орган –
относительно самостоятельное,
Основные подходы к
1) по способу возникновения (
2) по объему властных полномочий (высшие и местные);
3) по широте компетенции (общей
компетенции и специальной (
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"