Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

Т Г П ответы.docx

— 251.78 Кб (Скачать файл)

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

  • норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
  • юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
  • правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
  • акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
  • охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

.

 

90 Эффективность действия механизма  правового регулирования, её критерии  и факторы обеспечения

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие:

1) совершенствование  правотворчества, в процессе которого  в нормах права наиболее полно  выражаются общественные интересы  и те закономерности, в рамках  которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью  соответствующих юридических и  информационно-психологических средств  такое положение, когда соблюдение  закона будет выгоднее его  нарушения.

2) совершенствование  правоприменения, которое «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит и в целом механизм правового регулирования.

Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального усмотрения превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного - в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. « От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит, эффективности права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта».

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

 

91 Понятие и признаки правовой  нормы

Правовая норма — это установленное или санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы и ответственности, регулирующее типовые общественные отношения.

Основные признаки правовой нормы.

1. Общеобязательность. Норма права - это государственно-властное  предписание (требование) закрепляющее  правило поведения обязательное  для всех субъектов вне зависимости  от особенностей их статуса (социального  и материального положения, возраста, пола и т.д.).

2. Непосредственная  связь с государством. Устанавливается  или санкционируется государством, охраняется от нарушений и  обеспечивается мерами государственного  воздействия (в том числе, принудительного  характера).

3. Правило  общего характера. Регулирует определенный  вид общественных отношений; представляет  собой общий, типовой вариант  поведения людей; действует постоянно; направляет свое воздействие  на неперсонифицированный круг субъектов.

4. Формально-юридическое  закрепление. Норма права излагается  в статье нормативно-правового  акта, который разрабатывается и  принимается компетентным государственным  органом в порядке, установленной  законом процедуры.

5. Микросистемность. Выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимообусловленных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

 

92 Логическая структура правовой  нормы

Юр. норма обладает логической структурой, кот. независимо от словестного изложения позволяет ей выступать в качестве общеобязательного правила поведения. Выделяют три эл-та: 1. гипотеза — указывает на условия, при кот. возникают права и обязанности и реализуется норма; 2. диспозиция — содержит само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения; 3. санкция — указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения деспозиции ПН. Модель: «если..., то..., иначе».

 

93 Классификация норм права

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
  • декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
  • коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах

 

94 Соотношение между нормой права  и статьей нормативного правового  акта

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, "зеркального" соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.

 

95 Понятие, элементы и структурное  строение системы права

Система права означает внутреннюю организацию права, связи между его основными компонентами.

Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.

Нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Так, в сфере семейных отношений могут быть выделены специфические отношения, связанные с заключением и прекращением брака, установлением отцовства, уплатой алиментов

Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объему круг правовых норм, могут подразделяться на субинституты. Так, в семейном праве правовой институт алиментных обязательств подразделяется на субинституты: алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов,

Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу рядовых общественных отношений, образует отрасль права. В результате в рамках наиболее крупных отраслей права выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве имеются подотрасли: жилищное право, наследственное право, право собственности; в трудовом праве -- трудовой договор (контракт); в конституционном -- избирательное право и т.д.

Таким образом, структурными частями системы права являются:

1) норма права;

2) субинститут права;

3) институт  права;

4) подотрасль права;

5) отрасль  права.

Между всеми этими структурными частями системы права имеются сложные предметно-функциональные связи, обеспечивающие единство данной системы и позволяющие отграничивать право от других социальных явлений.

 

96 Предмет и метод правового  регулирования как основания  деления норм права на отрасли

Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права, предмет правового регулирования - это то, на что воздействует право. Так, предметом регулирования трудового права являются трудовые отношения, и т.д.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Если предмет отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает,, как, каким образом регулируются данные отношения. Каждая отрасль права характеризуется определенным методом правового регулирования. В теоретическом плане различают два полярных метода правового регулирования. Во-первых, метод автономии, который применяется главным образом в сфере действия частного права и, во-вторых, авторитарный метод, имеющий сферу применения в публичном праве. Метод автономии предоставляет участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом, например, в сфере гражданского права. Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний.  Он распространен в административном,  уголовном праве.

 

97 Соотношение системы права  с системой законодательства  и правовой системой

Система права и система законодательства соотносятся между собой

как содержание и форма. Если понятие системы права характеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права — его содержание, то понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону — форму.

Между системой права и системой законодательства имеются различия. Они наблюдаются в структурных элементах, содержании, объеме:

1. Система  права является невидимой, поскольку  отражает внутреннее строение  права, а система законодательства  служит видимой, внешней, формой  системы права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"