Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
2. Система
права представляет собой
3. В системе права нормы права логически распределены по отраслям, подотраслям и институтам. Как правило, нормы отраслей права — строительный материал, из которого (в разном наборе и разном сочетании) складывается конкретная отрасль законодательства.
4. Система
права складывается из
5. Система
права имеет только отраслевое,
горизонтальное строение, а система
законодательства может иметь
строение и горизонтальное (отраслевое),
и вертикальное (иерархическое). В
федеративных государствах
федерации и законодательство ее субъектов (вертикальное строение).
6. Первичный
элемент системы права — норма
права со своей структурой: гипотеза,
диспозиция, санкция, а первичный
элемент системы
7. Система
права формируется объективно, в
соответствии с существующими
общественными отношениями, а система
законодательства создаётся в
результате целенаправленной
98 Тенденции развития системы
права и системы
В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать такие.
1. Процесс
постепенного накопления
2. Рост значения
правового регулирования, что влечет
за собой образование
3. Возможное
развитие системы права в
Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим образом.
1. Приведение
всего законодательного
2. Формирование
новых комплексных отраслей
3. Становление
новой структуры
99 Понятие и виды правовых институтов
ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ- система взаимосвязанных правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих относительно самостоятельную разновидность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства
По связи с элементами системы права правовые институты делятся на
- отраслевые - состоят из норм одной отрасли права;
- комплексные - состоят из норм различных отраслей права.
По функциям права:
- регулятивные - проводят регулятивную функцию права;
- охранительные
- проводят охранительную
По способу обособления юридических норм:
- предметные - относятся к одному предмету регулирования;
- функциональные
- обеспечивают "сквозное" регулирование
отдельной операции в правовом
регулировании, касающейся многих
разновидностей данных
Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).
Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.
100 публичное право и частное право
Публичное право - совокупность отраслей
права, которые регулируют отношения,
обеспечивающие общий, публичный интерес.
Отраслям публичного права являются:
- международное публичное право;
- конституционное право;
- административное право;
- финансовое право;
- уголовное и уголовно-процессуальное
право и др.
Частное право - совокупность отраслей
права, распространяющих свое действие
на частных лиц и регулирующих:
- имущественные и связанные с ними неимущественные
личные отношения граждан, а также семейные
отношения;
- отношения, обеспечивающие частные интересы,
автономию и инициативу частных собственников
и объединений частных лиц в их имущественной
деятельности и в личных отношениях.
К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и международное частное право
101 Правотворчество: понятие, принципы, виды
Правотворчество — это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт.
Принципы правотворчества:
1. Демократизм
правотворчества предполагает
2. Гласность
правотворчества выражается в
опубликовании проектов
3. Профессионализм
правотворчества предполагает
4. Законность
правотворчества предполагает
5. Научный
характер правотворчества
6. Связь с
практикой необходима для
7. Своевременность правотворчертва предполагает оперативное создание новых норм и внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с качественным изменением общественных отношений.
В Российской Федерации, учитывая субъектный состав органов правотворчества, выделяют три вида правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общественных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).
Правотворчество государственных органов - это деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в структуре аппарата государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента,, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).
Санкционированное правотворчество - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий), результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.
Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.
102 Понятие и стадии
Законотворчество - это вид государственной деятельности, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в норме права в конкретном источнике права
1. Законодательная
инициатива — право
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ;Совет Федерации;члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ;Высший Арбитражный Суд РФ.
2. Обсуждение
законопроекта происходит на
заседании Государственной
3. Принятие
закона. Федеральные законы
4. Обнародование
закона осуществляется путем
официального опубликования в
течение семи дней после их
подписания Президентом РФ в
«Российской газете» или «
103 Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Современная
юриспруденция знает и использует в основном
три вида (способа) систематизации - инкорпорацию,
консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация - это вид (способ) систематизации,
при котором нормативно-правовые акты
подвергаются только внешней обработке
(или вообще не подвергаются) и размещаются
в определенном порядке - алфавитном, хронологическом,
систематическом (предметном) в единых
сборниках и других изданиях.
Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы
104 Понятие и виды инкорпорации нормативных правовых актов
Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
1. В зависимости
от юридической силы
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"