Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

-законодательные;

-исполнительные.

-судебные.

3. По  иерархии на:

-федеральные,

-республиканские 

- местные.

4. По  срокам полномочий на:

-постоянные (создаются без ограничения  срока действия).

-временные (создаются для достижения  краткосрочных целей).

5. По  порядку осуществления компетенции  на:

-коллегиальные(Гос. Дума,Фед.Собрание РФ),

-единоначальные (президент).

6. По  правовым формам Де на:

-правотворческие,

-правоприменительные;

-правоохранительные.

7. По  хар-ру компетенции на:

-органы  общей (правительство),

-специальной  компетенции (министерства).

 

Гос. органы подразделяются на представительные, исполнит. и судебные.

Представительные (законодательные) органы гос. власти. К ним относ-ся законод. учрежд., кот. форм-ся путем избра-я их населением страны, дейст-ет от его имени и ответственны перед ним. Они (органы) принимают законы, регулир. осн. сферы жизни общества. В демокр. гос-ве высшим законодат. органом власти явл-ся парламент, кот. обладает верх. фин. полномочиями путем утв-я гос. бюджета, участв-ет в назнач-ии различн. долж. лиц. Местные органы власти имеют свои законодат. органы на местах.

Исполнительные (распорядительные) органы гос. власти. В некот. странах глава гос-ва выступает и главой исп. власти. В парламент. респ-х высшим исп. органом власти выступает правительство, кот. осущ-ет управ-е страной. В руках исп. власти нах-ся аппараты принуждения (силовые структуры). Исп. власть универсальная, т.к. дейст-ет везде и всюду.

Судебные органы гос. власти

Суд – это орган правосудия, кот. осущест-ся в ф-ме разрешения угол., гражд., адм. дел. Вся система судов возглавляется верховными суд. органами. Де судов напр-на на охрану и защиту закон. прав, интересов граждан и орг-й.

 

63. ПРАВОВОЕ ГОС-ВО: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРОБЛЕМЫ  СТАНОВЛЕНИЯ

 

Правовое гос-во – это гос-во основанное на законе. Где закон понимается, как НПА имеющий высшую юр. силу, который д. регулировать все сферы общества, гос-ва, быть справедливым, обеспечиваться гос-вом и устанавливать приоритет прав личности.

ПГ - это такая форма организации и Де гос. власти, которой свойственны демократ. режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность гос-ва и личности.

Правовое гос-во, как и всякое гос-во, обладает общими чертами:

1) присуща гос. власть как средство проведения внутренней и внешней политики;

2) представляет собой полит.организацию общества, основанную на соотв-щем социально-экон.базисе общества;

3) располагает специальным гос. механизмом;

4) обладает опред.административно-территориальной организацией на своей тер-рии;

5) существует благодаря налогам  и другим сборам;

6) обладает гос. суверенитетом.

 

Проблемы становления. Процесс становления правовой гос-венности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражд.общества и требует целенаправленных усилий. Правовое гос-во не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом «чистого» законодательства. Весь данный процесс д.б. органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодат. системы, способной «связать» гос-во, к формированию которой мы всего лишь приступили, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-эконом. и полит. систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической гос. собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое гос-во в принципе невозможно.

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому гос-ву. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п. Поэтому, рассматривая современное развитие идей правового гос-ва, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое гос-во предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране.

Современному рос.обществу еще далеко до достижения идеалов правового гос-ва, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового гос-ва, который будет органичен ее истории, традициям, культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

  
64. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОС-ВА

 

Гражданское общество - это саморегулируемое общество людей наравне конкурирующих с гос-вом (в виде общественных объединений, профсоюзов и др.).

 

Гражд. общество и правовое гос-во логически предполагают друг друга — одно немыслимо без другого. В то же время гражд. общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового гос-ва.

Гражд. общество в его современном понимании и значении — это общество, способное противостоять гос-ву, контролировать его Де, способное указать гос-ву его место, держать его «в узде». Т.е., гражд. общество — это общество, способное сделать свое гос-во правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с гос-вом. В рамках принципа социальности, то есть социального гос-ва, гражданское общество позволяет гос-ву активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет гос-ву подмять себя, сделать соц. систему тоталитарной.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии опред. эконом. условий, а именно — эконом. свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражд. общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражд. общества сохранять эконом. достоинство.

Гражданское общество и его взаимоотношения с гос-вом характеризуются след. моментами:

-становление  и развитие гражд. общества связывается с формированием буржуазных обществ. отношений, утверждением принципа формального равенства;

-гражд. общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, полит. плюрализме;

-гражд. общество существует наряду с гос-вом как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

-гражд. общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонт. связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

-гражд. общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно — готовых взять на себя всю полноту хоз. и полит. отв-сти за состояние общества;

-с  развитием гражд. общества и становлением правовой гос-венности происходит сближение общества и гос-ва, их взаимопроникновение: по существу, правовое гос-во есть способ организации гражд. общества, его полит. форма;

-взаимодействие  гражд. общества и правового гос-ва направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового гос-ва.

Т.о., понятие «гражд. общество» характеризует опред. уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.


Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"