Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.
В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.
Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.
В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные: древнегреческая; древнеримская; древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).
8. Признаки государства, отличающие его от первобытного (догосударственного) общества
Признаки, включающиеся в понятия: 1) власть; 2) население; 3) территория.
1) при зарождении государства
в результате экономических
Способы (пути) образования государства
В истории известно два пути образования государства, они условно называются:
государство – собственность;
государство – власть.
1) Тот, кто обладал большей собственностью получал место в управлении государством. Но в дальнейшем должности стали распределяться по имущественному цензу, затем эти должности передавались по наследству. Поэтому вся государственная структура была направлена на защиту частной собственности.
2) Задолго до появления частной собственности, выделился слой людей, занимающийся общественными функциями. Они сосредотачивали у себя всю полноту власти.
Общественные функции: контроль за инцестом; контроль за принуждением; строительство прегационных сооружений, то есть для повышения плодородия почв (их орошения и т.д.); распределительные функции.
По мере совершенствования
средств производства и
9. Теологическая теория происхождения государства
Многообразие теорий можно объяснить:
Теологическая теория является одной из самых ранних Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми. Но особенно широкое распростронение данные идеи получили в средневековой Европе VI-ХIII вв. Авторами теологический теории явились средневековые богословы Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский. Согласнотеологической теории, процесс возникновения государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Божественный разум уп равляет всем миром, устанавливает на земле порядок и гармонию, следовательно, и государство — это результат «божественного промысла». Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
Государство появляется одновременно с монорелигией, которая имела большое положительное значение и позволяла установить в обществе порядок. Она объективно отражало реалии того времени. Царствование освещалось церковью, что давало власти авторитет, а позже укрепляло власть самодержца. Эту теорию нельзя доказать или опровергнуть.
10. Патриархальная теория происхождения государства
Многообразие теорий можно объяснить:
1) те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;
2) ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;
3) многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства Þ односторонность;
Патриархальная теория рассматривает возникновение
сударства из разросшейся семьи, в которой власть монарха
представляет собой продолжение власти отца над членами его
семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обя-
заны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обо-
снование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в.
до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Филь-
мером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Пред-
ставители патриархальной теории считали, что государство воз-
никает в результате соединения родов в племена, затем союзы
племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате
объединения семьи в государство становится государственной.
Патриархальная концепция в определенной степени отража-
ла важнейшие моменты перехода человечества от социально-орга-
низованной жизни в первобытном обществе к государственным
формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-по-
лисах объединение семей было определяющим в возникнове-
нии государства. Однако эта теория преувеличивала их роль,
что было неверным в историческом и теоретическом плане.
Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных,
отрицала качественное отличие государства и государственной
власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриар-
хальной теории относят также архаический характер представ-
лений о государственной власти, которые могут использоваться
для оправдания различных форм деспотической и тираничес-
кой власти.
11. Договорная теория происхождения государства
Многообразие теорий можно объяснить:
1) те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;
2) ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;
Государству предшествует
естественное состояние
13. Органическая теория происхождения государства
Многообразие теорий можно объяснить:
1) те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;
2) ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;
Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином. По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения. Ее появление обусловлено успехами развития естествознания. Государство якобы во многих отношениях напоминает человеческий организм. Спенсер, обладая обширными знаниями биологии, психологии, рассматривал государство появление как эволюцию. Правительство выполняет функцию мозга, а импульсы являлись правом. Низшие классы, занимающиеся земледелием, ремеслом – внутренние функции организма. Торговля, транспорт и другие средства сообщения – кровеносная система. Господствующие классы обеспечивали оборону – внешние функции организма. Биологическим и социальным системам все же присущи одинаковые законы. Социальным законам предшествуют естественные законы. Исчезновение человека как биологического вида будет означать гибель всего общества, государства. Государство это не продукт, навязанный извне, а результат постепенного развития, эволюции. Эта теория не объясняет других моментов, а лишь идет сравнение с человеческим организмом.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"