Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:32, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности внутрифирменной коммуникации, как одного из двигателей бизнеса компании. Проанализировав различные источники информации, выявить основные проблемы данного типа коммуникации и предложить пути их решения. Показать на конкретном примере деятельность функционирования коммуникаций внутри фирмы по нисходящей и и восходящей структуре.
Задачи работы:
1) показать природу и сложность коммуникаций, рассмотреть их значение в организации;
2) рассмотреть типологию и структуру в организации;
3) раскрыть содержание коммуникативного процесса и выявить препятствия, стоящие на пути коммуникаций;
4) осветить пути улучшения системы коммуникаций в современной организации;
5) изучить результаты исследований различных видов коммуникаций, подвести некоторые их итоги.
Примеров
успешного использования
1.5. Противоречия при внутрифирменных коммуникациях, управление противоречиями
Выше мы определили, что коммуникация в организационных системах — это процесс обмена информацией и передача сведений между отдельными людьми или группами. Это отношение работников друг к другу, к клиентам, поставщикам, потребителям. Взаимоотношения эти могут быть самые разные: от полной поддержки — до жесткой конфронтации, противоречия.
Полная поддержка руководителя
всеми сотрудниками фирмы — это
симптом неблагополучия, что свидетельствует
либо об отсутствии информации у подчиненных,
либо об их некомпетентности. Редко
полную поддержку руководителю связывают
с неоспоримым авторитетом
Противоречие возникает в
Производственные противоречия возникают по поводу организации и развития производственных процессов, выбора технологии или нового типа продукции. Личностные противоречия отражают столкновение личных интересов.
Э.А. Смирнов выделяет четыре ступени противоречий: различие, поляризация, столкновение и антагонизм — и формализует условия, которые могут лежать в основе классификации противоречий:
· различие — возникает, как правило, при нововведениях, такие противоречия разрешаются в процессе коммуникации;
· поляризация — характеризуется взаимопониманием в целях, задачах между руководителем и подчиненным, но и различием их подходов в средствах и методах;
· столкновение — характеризуется частичной поддержкой общей цели задания со стороны подчиненных. При этом формируются различные частные цели. Причины столкновений: различный уровень компетенции руководителя и подчиненного; различные позиции по поводу перехода на новое изделие; низкий уровень системных знаний у руководителя; плохо организованная система коммуникаций;
· антагонизм — непримиримое противоречие, основанное на разных подходах к общей и частным целям, средствам и методам.
Грамотный руководитель использует все
виды противоречий для развития внутрифирменной
конкуренции. Иногда противоречия вызываются
или организовываются целенаправленно.
Антагонизм может позитивно себя
реализовать в поисковой
Ярчайший пример внутренней конкуренции
дает система управления товарными
марками в компании «Проктор энд
Гэмбл». Для описания взаимной конкуренции
пользуются особым языком: «противостояние»,
«созидательный конфликт», «трение
идей» и т.д. В компании открыто
поощряется множественность мнений
и подходов к решению одной
и той же проблемы. Уже на этапе
готовых устройств и
Но чтобы управлять развитием
организации с помощью
Наука управления противоречиями тесно связана со знанием психологии и конфликтологии. Конфликт в переводе означает «столкновение». Именно серьезное разногласие, столкновение, спор вызывают конфликтную ситуацию. Конфликты с сослуживцами, с начальником могут возникать по самым разным поводам. И хотя конфликты — объект исследования конфликтологии, нас это интересует с позиций исследования отношений между элементами в организации.
Роль конфликта в организации противоречива: с одной стороны, это фактор дезорганизации: он разрушает связи, препятствует протеканию информационных и производственных процессов, создает негативный фон для развития; с другой стороны — это ступень к переходу организации на новый уровень.
Конфликты — это повседневная реальность.
Различают естественные конфликты,
которые возникают сами собой
от накопившихся несоответствий в отношениях
людей или отношений
Искусственные — создаются специально, для реализации каких-либо целей.
Люди и организации по-разному
реагируют на конфликты: от полной пассивности
и неучастия — до агрессивности
и желания преодолеть и победить.
Вовремя не разрешенный конфликт
переходит в устойчивые межличностные
конфликты, которые порождают новые
проблемы и новые конфликты. Руководитель
не должен допускать перерастания производственных
противоречий в межличностные, а
работники должны научиться переходить
на дружелюбный тон после
Конфликты могут быть открытые и
скрытые, раскручиваемые интригой. Интрига
— нечестное намеренное запутывание
людей в межличностных
Для менеджера не менее важно уметь вовремя распознать конфликтующие стороны.
Из числа принципиальных рекомендаций
по предотвращению конфликтов в условиях
организации следует выделить необходимость
соответствия между предъявляемыми
к исполнителю требованиями и
его организационно-правовыми
1.6. Функционирование коммуникаций в организациях
1.6.1. Проблемы внутренних коммуникаций
Наличие четко действующих коммуникаций в организациях способствует решению многих важнейших организационных проблем, в частности координации деятельности отдельных структурных единиц в организации относительно общей цели, обеспечению устойчивых отношений с внешней средой, предоставлению подразделениям организации необходимой рабочей информации и целевых указаний и др.
Однако создание коммуникационных сетей, формирование устойчивых коммуникационных каналов сопряжены с рядом трудностей, вызванных как дефектами в каналах информации, так и дефектным кодированием или декодированием получаемых сообщений.
Проблемы, связанные с созданием эффективно действующих коммуникаций, можно разделить на две основные группы: проблемы структурных коммуникаций и проблемы, возникающие в ходе межличностного общения.
Основная проблема коммуникаций между
элементами организационной структуры
обусловлена неопределенностью
во взаимоотношениях между отдельными
структурными единицами организации.
При этом распоряжения и директивы
руководящего органа организации могут
не соответствовать ситуации, не пониматься
подчиненными, дублироваться, последующее
сообщение может противоречить
ранее посланным. Кроме того, в
случае неопределенности ситуации горизонтальные
связи между отдельными подразделениями
или членами организации
1.
Искажение сообщений — явление,
Все искажения в организационных коммуникациях разделяются на три группы:
· непреднамеренные искажения, которые возникают в силу) недостатка информации, неясности ситуации или затруднений в межличностных контактах;
· сознательные искажения, которые представляют гораздо большую опасность при принятии решений в организации и постановке целей: в данном случае промежуточное звено в коммуникационной цепочке не согласно с содержанием сообщения (например, не согласно с распоряжением вышестоящего органа управления) и стремится изменить характер его воздействия;
· фильтрация информации в сообщении, когда отсекается ненужная в данный момент информация, остается только суть. Эта операция в коммуникационном процессе может привести к потере информации, вредным упрощениям, которые препятствуют принятию эффективных управленческих решений. Отрицательный эффект фильтрации наблюдается, когда высших руководителей пытаются снабжать только информацией положительного содержания, не доводя до их сведения наиболее острые проблемы; когда существует страх перед наказанием; ощущается бесполезность информации из-за ее неправильной оценки.
2.
Информационные перегрузки
3.
Недостатки в структуре
Другим важным структурным недостатком является отсутствие устойчивых горизонтальных связей между отдельными подразделениями организации, например, когда руководство организации допускает только вертикальные связи, а коммуникации между подразделениями одного уровня считаются незначимыми и ненужными. Такой недостаток характерен для высокоцентрализованных и формализованных линейных структур.
Еще одним существенным недостатком следует признать наличие конфликтов между отдельными группами и подразделениями организации. Зачастую конфликты заложены в самой структуре организации. Подразделения или отдельные руководители, находящиеся в состоянии конфликта, могут не только способствовать разрыву коммуникационных связей внутри организации, но и использовать коммуникационные сети для достижения собственных целей в борьбе с другими подразделениями или руководителями. Например, если в организации производятся два вида продукта или услуг и не предусмотрено разделение ресурсов, эквивалентное вкладу каждого из двух подразделений, то между ними возникает конфликт, каждый из участников которого использует коммуникационные каналы организации для принижения роли другого и возвышения собственной.