Выделение типов руководителей и оценка их эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель данной работы: оценить эффективность деятельности руководителя.
В соответствии с целью были сформулированы основные задачи:
1. Выделить типы руководителей и дать их характеристику
2. Проанализировать деятельность руководителя
3. Предложить мероприятия по совершенствованию деятельности руководителя.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия «руководитель» 4
1.1. Сущность и типы руководителей 4
1.2. Качества необходимые современному руководителю 10
Глава 2. Анализ деятельности руководителя 17
2.1. Общая характеристика предприятия 17
2.2. Оценка эффективности деятельности руководителя 18
2.3. Совершенствование деятельности руководителя 26
Заключение 44
Список используемой литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Выделение типов руководителей и оценка их эффективности1_О-1261.docx

— 141.44 Кб (Скачать файл)

1. Одним  из аспектов успешного управления  необходимо назвать быстрое принятие  решения. Это особенно важно  в условиях рыночной экономики, когда внешняя среда изменяется с огромной скоростью и нужно вовремя реагировать на эти изменения и адаптировать деятельность организации к ним. "Очень важно, чтобы руководитель обладал "быстрым умом", хорошей реакцией, позволяющей скоро решать вопрос, так как нередко быстрота решения бывает важнее, чем нахождение идеального из нескольких возможных решений после продолжительных исканий. Конечно, бывают чрезвычайно серьёзные вопросы, требующие продолжительного изучения и тщательного обследования. Но текущие проблемы будничной жизни обычно должны решаться оперативно."

2. Управляющий  должен организовать эффективную  систему мотивации на предприятии.  Ещё Тейлор выделил мотивацию  как один из принципов научного  управления. Он считал, что личная  заинтересованность является движущей  силой для большинства людей: "Для рабочего должно быть  ясно, что любой элемент труда  имеет свою цену и его оплата  зависит от установленного выпуска  готовой продукции, в случае  же достижения большей продуктивности  рабочему выплачиваются премиальные". Конечно, на сегодняшний день  выработан гораздо более сложный  взгляд на систему мотивации  и стимулирования труда. Так,  кроме материального стимулирования, широко используется стимулирование  ответственности (делегирование  полномочий, карьерный рост), стимулирование  конкуренции между подчинёнными (использование рейтингов), стимулирование  повышения профессионализма (сотрудники  регулярно за счёт компании  направляются на обучение в  вузы, на курсы повышения профессионального  мастерства, различные тренинги, в  том числе за рубеж), различные  льготы. "Неплохо зарекомендовали  себя такие льготы, как предоставление  дополнительного отпуска (обычно  не в "пиковый" сезон) и  отгулов, свободный график работы, обслуживание транспортом фирмы  частных поездок сотрудников,  выше всяких похвал работают  неожиданные подарки, даже небольшие.  Стимулирующий эффект достигается  при полной ясности для персонала,  за какие именно заслуги предусмотрена  данная привилегия". Итак, для рационального использования вышеперечисленных методов стимулирования, менеджеру необходимо изучить потребности работников своего предприятия и выявить наиболее значимые из них.

3. Руководитель  должен быть хорошим психологом, разбираться в людях, учитывать  особенности своих подчинённых  при общении с ними. Кроме того, коммуникабельность менеджера и  умение общаться с людьми будут  полезны при внешних контактах.  Например, Каннегисер И.С. даёт  следующие рекомендации по этому  вопросу: "Руководитель должен  соблюдать по отношению к подчинённым  полную вежливость. Любое, пусть  самое строгое замечание не  должно быть грубым потому, что  грубость раздражает человека  и притупляет его самолюбие,  и тогда он с меньшим рвением  относится к делу. Точно также  руководитель не может позволить  себе насмешки в отношении  подчинённых. Это, одной стороны,  вызывает озлобление, а с другой - даёт право на фамильярность,  подрывающую авторитет начальника". В соответствии с этим Каннегисер  формулирует правило, которым  не следует пренебрегать всем  руководителям, не только настоящим,  но и будущим: "Хладнокровное  и вежливое замечание действует  гораздо сильнее, чем постоянный  окрик и брань, которые иные  лица считают необходимыми эмблемами  власти. У руководителей не должно  быть "любимцев". В случае разногласия  или споров между служащими  решение со стороны начальника  должно быть беспристрастным  и проводится с полной последовательностью  и настойчивостью. Только справедливость  может внушить доверие подчинённым,  тогда как пристрастие к "любимцам" неизбежно влечёт за собой  неприязненное отношение и к  руководителю, и к руководимому  им делу8.

Менеджер  должен уделять внимание созданию положительного психологического климата в коллективе, что способствует более эффективной  работе.

Кроме того, руководителю необходимо установить равновесие между формальными и неформальными  отношениями в коллективе, наиболее рационально разделить выполняемые  функции, определить круг прав и обязанностей каждого члена организации, ввести необходимые нормы и в нужной степени регламентировать действия персонала.

В тоже время  необходимо учитывать неформальные отношения, сложившиеся между людьми на основе их личных симпатий и антипатий. Менеджер должен поддерживать статус не просто формального начальника, но и умелого профессионального  руководителя, которого ценят и уважают  в коллективе. Управляющий должен с максимальной пользой использовать других неформальных лидеров, делать акцент на делегирование полномочий. Стрельбицкий С. Д. считает, что простого переложения  ответственности недостаточно. Нужно  создать атмосферу её принятия, что, конечно, не может быть достигнуто приказом. Такая атмосфера предполагает осознание  своей роли и необходимости своего участия в процессе. Ни в коем случае руководитель не должен делать работу за других. "Помните, - предупреждает  Стрельбицкий, - что последнее - смертный грех администратора, к сожалению, чрезвычайно  часто встречающийся. У каждого  члена трудового коллектива должен быть чётко очерчен круг его функций, за выполнение которых он и ответствен. Если же руководитель стремится сделать  всё сам, если ему постоянно некогда, то у него неизбежно плохо организованно  дело"9.

4. Руководитель  должен стимулировать инициативность  работников, принимать во внимание  новые идеи и мысли по рационализации, уметь слушать критику в свой  адрес. В этой связи весьма  полезен опыт американских директоров, которые среди утренних часов  работы специально выделяют час,  посвящённый совещанию со своими  верхушечными сотрудниками. Чаще  всего такие совещания проходят  в виде докладов по отделу, делаемых в присутствии заведующими отделами. Так, глава General Electric Джек Уелч в 80-ых годах поручил вице - президенту Паоло Фреско создать "Совет по услугам", в рамках которого управляющие высшего звена могли бы обмениваться новыми идеями. А управляющий компанией Kodak Джордж Фишер установил на своём предприятии для этих целей систему общения со своими подчинёнными по электронной почте. В компании "Русский мир" в конце 90-ых стали регулярно проводить "внутренний совет менеджеров", работающий по принципу совета директоров компании и имеющий целью расширить и углубить понимание проблем и задач управления. Главная задача - не контроль, а совет и наставление. Обсуждение вопросов на заседаниях внутренних советов вырабатывает у руководителей важные для организации умения - способность создавать и излагать собственное понимание сложных вопросов, усваивать другие точки зрения и быть при этом настойчивым, убедительным и открытым. Опыт работы во внутренних советах улучшает стиль управления подразделениями компании10.

5. Для  того чтобы быть уважаемым  в коллективе, руководитель должен  обладать высокими моральными  качествами: честность, неподкупность,  трудолюбие, справедливость по отношению  к подчинённым. К сожалению,  уровень заработной платы в  нашей стране не способствует  борьбе с коррупцией. Однако необходимо  помнить, что во многих странах  мира неподкупность и объективность  специалистов ценится очень высоко. Так, в Германии говорят, что  по честности аудитор стоит  на втором месте после священника. А в Китае сочетание высоких  моральных качеств с профессионализмом  является основой и традицией  кадровой политики. Притом китайцы  всегда ставят на первое место  моральные качества: "Наш народ может снисходительно относиться к тем должностным лицам, которые имеют высокие моральные качества, но уступают по уму и таланту. Однако он не уважает тех, кто обладает профессионализмом, но морально не на высоте. А нечистоплотных и бездарных чиновников просто презирают, даже ненавидят. Любой подчинённый хочет быть избавлен от такого начальника".

6. В условиях  кардинальных перемен, в том  числе в технике и технологии, на первое место в области  управления выдвигаются вопросы  повышения уровня компетентности  управленческого персонала. Недаром  во время реформ в бывшей  ГДР особое внимание было уделено  отбору и переподготовке новых  руководителей на всех предприятиях. Реформы в Китае также были  направлены на повышение квалификации  управленцев. Тотальная аттестация  руководителей позволила освободить  кадровый состав от некомпетентных  сотрудников. Второе, что было  сделано в Китае, - обеспечение  всеобщего непрерывного повышения  квалификации персонала управления11.

В Великобритании также в последнее время уделяется  большое внимание переподготовке менеджеров. Существует тип курсов, который включает в себя Т-группы или обучение чувствительности. В течении нескольких дней участники  собираются в группу и исследуют  отношения между членами этой группы. Основная идея курса - улучшить восприятие других людей и прийти к пониманию себя, тем самым  пропагандируя более тонкий, чувствительный подход к руководству. Многие, однако, находят подобный опыт неприятным, поскольку он может привести к  открытию фактов, о которых люди предпочли бы умолчать.

Частично  из-за сомнений в эффективности лекционного  подхода к развитию менеджеров в  последние годы стало популярным ролевое обучение. Здесь руководители сталкиваются с реальными проблемами, которые возникли в какой-либо организации. Теоретически, концентрируясь на решении этих задач, можно улучшить свои способности по решению проблем.

Другой  подход, популярный в настоящее время - наставничество. Здесь начинающий руководитель прикрепляется к опытному и добившемуся руководителю - наставнику, который служит для ученика образцом. Преимущество наставничества в том, что оно облегчает развитие личных качеств и управленческих навыков, которым нельзя научиться на лекциях. Для того, чтобы наставничество было успешным, необходимо установить хорошие  отношения. Люди, которые отвечают за развитие менеджеров, должны полностью  отдавать отчёт в том, какие качества необходимы для управления и какими качествами должен обладать руководитель.

 

Глава 2. Анализ деятельности руководителя

2.1. Общая характеристика предприятия

 

Компания  «Мебель для комфорта» – официальный  представитель крупнейших и наиболее успешных производителей эксклюзивной мебели из Румынии. Румынская мягкая мебель – не только предмет интерьера, но и объект эстетического удовлетворения, способный много рассказать о  своем хозяине. Именно поэтому румынская  мебель в Москве представлена широким  ассортиментом, благодаря чему у  вас имеется великолепная возможность  остановить свой выбор на том, что  сможет в наибольшей степени ответить всем вашим требованиям и запросам.

Магазин румынской мебели компании «Мебель  для комфорта» готов предложить широкий спектр товаров и услуг, начинаю от продажи уже готовых  решений, заканчивая доставкой эксклюзивных вариантов на заказ. Вся мебель, представленная нашей компанией, например румынские  спальни имеет не только роскошный  внешний вид, но и широкий модельный  ряд, и, соответственно, достаточно разнообразный  ценовой диапазон. Согласно своим  желанием и возможностям вы сможете  приобрести мебель из Румынии эконом класса, или же стать обладателем  изысканной модели, способной подчеркнуть  ваш статус и индивидуальный вкус.

Основные  показатели деятельности представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Основные показатели деятельности

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010г. к 2008г.,%

1

2

3

4

5

Стоимость валовой продукции, тыс. руб.

11142

13248

13715

123,0

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

12429

9494

15278

122,9

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

23679

23646

22033

93

Среднегодовая численность работников управления, чел

9

9

9

100

Среднегодовая численность работников, занятых в производстве, чел

105

103

85

80,6


 

Таким образом, объем выручки к 2010г. увеличился и составил 13715 тыс.руб. Численность  персонала снизилась, в частности  работников, занятых в производстве на 19,4%.

В следующем разделе рассмотрим эффективность деятельности руководителя.

2.2. Оценка эффективности деятельности руководителя

 

Оценку  эффективности деятельности руководителя будет проводиться в несколько  этапов.

1. Выявление стиля руководства. Для этого использовалась методика определения стиля руководства трудовым коллективом (см. Приложение 1).

Результаты  представлены в таблице 1 (см. Приложение 2).

Из приведенных  данных мы видим, что изменение стиля  руководства незначительное. За период работы от 1 года до 3 лет у 25% руководителей встречается директивный стиль, у 75% - демократический стиль.

После 3 лет работы в руководящей должности  ситуация несколько меняется: у 16,6% руководителей директивный стиль  управления, а у 84,4% - демократический  стиль.

Анализ  полученных результатов приводит к  выводу: продвижение по ступеням профессионального  роста сопряжено для руководителей  в большей степени с дрейфом  в сторону демократического стиля  руководства. Как видно из результатов, мы не наблюдаем в этой организации  либеральный стиль управления, да это и не свойственно для коммерческих организаций, так как для достижения общей цели нужна сплоченная команда, которая получает наивысшее удовлетворение трудом и стремится к творчеству.

2. Профессионально-важные качества личности выявлялись поэтапно, с помощью опросника Кэттела (форма А). Тест предназначен для диагностики вариабельных черт характера (всего 16 основных групп качеств). В целях исследования качеств личности влияющих на мотивацию управленческой деятельности изучались шкалы:

1А (общительность), 5F (беспечность - сдержанность), 6Z (моральная нормативность), 7Н (застенчивость - уверенность), 8J (жесткость - мягкость), 9Z (доверительность - подозрительность), Q1 (консерватизм - радикализм), Q2 (коллективизм - самостоятельность), Q3 (низкий - высокий самоконтроль), Q4 (расслабленность - напряженность).

Параллельно изучался профессионализм как отражение требований профессии в личности, деятельности специалиста, индивидуальной или совокупной, не только в способах формулирования и решения профессиональных задач, но и в способах анализа результатов от найденного решения. Для этого как в ходе констатирующей диагностики, так и в ходе тренинговых занятий шло наблюдение за монологическими выступлениями, дополнениями, дискуссиями и др. Все выступления руководителей оценивались по единым критериям экспертной оценки: глубина ответа, уровень теоретических обобщений, новизна и актуальность материала, умение сосредоточиться на главном, целенаправленность процесса ответа, убедительность изложения, адекватное реагирование на вопросы, логическая строгость ответа, доходчивость и простота ответа, образность, эмоциональная вовлеченность, отчетливость и красота речи, стрессоустойчивость, эрудиция, адаптивность, тактичность во взаимоотношениях, заинтересованность в специальности.

Информация о работе Выделение типов руководителей и оценка их эффективности