Выделение типов руководителей и оценка их эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель данной работы: оценить эффективность деятельности руководителя.
В соответствии с целью были сформулированы основные задачи:
1. Выделить типы руководителей и дать их характеристику
2. Проанализировать деятельность руководителя
3. Предложить мероприятия по совершенствованию деятельности руководителя.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия «руководитель» 4
1.1. Сущность и типы руководителей 4
1.2. Качества необходимые современному руководителю 10
Глава 2. Анализ деятельности руководителя 17
2.1. Общая характеристика предприятия 17
2.2. Оценка эффективности деятельности руководителя 18
2.3. Совершенствование деятельности руководителя 26
Заключение 44
Список используемой литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Выделение типов руководителей и оценка их эффективности1_О-1261.docx

— 141.44 Кб (Скачать файл)

 

Используя данные таблицы 2.2., можно определить уровень результативности управленческого труда, который рассчитывается по формуле:

Up = ,

где Up - уровень результативности управленческого труда;

U1 - производство валовой продукции на 1 работника управления;

U2 - производство валовой продукции на 1 работника, занятого в с/х производстве;

U3 - коэффициент эффективности управления;

U4 - производство валовой продукции в расчёте на 1 руб. расходов на оплату труда работников, занятых в с/х производстве.

К0 - коэффициент окупаемости производственных затрат

В 2008 году этот уровень составил 29, в 2009г - 32, в 2010г. - 32. Это значит что уровень результативности управленческого труда на ОАО "Новый путь" увеличивается с каждым годом. Говорит это о том, что от управления во многом зависят все процессы производства; а также получение максимум прибыли при минимальных затратах. Координация совместных усилий коллектива хозяйства, его подразделений и отдельных работников помогают достичь запланированных результатов.

    1. Совершенствование деятельности руководителя

 

Приняв  во внимание, те изменения, которые  происходят с личностью руководителя в процессе профессионального роста, мы разработали тренинговую программу.

Одним из главных направлений подготовки специалистов и повышения управленческих знаний является внедрение методов  активного обучения. Опыт показывает, что наиболее эффективными являются методы с непосредственным участием обучаемых. Такие методы приучают к самостоятельному мышлению, ориентации в сложной и быстро меняющейся производственной обстановке, приобретению навыков сбора и анализа материала, умению сделать самостоятельный анализ и дать рекомендации. К этим методам относятся деловые игры, тренинги, аутотренинги и конкретные ситуации.

В условиях резкого возрастания объемов  информации важнейшим источником знаний в значительной мере становится непосредственная практика руководства трудовыми  коллективами во всем ее многообразии и насыщенности примерами. Как показывает практический опыт, современному руководителю требуются не только системные знания по теоретическим аспектам управления, но и навыки практической работы. В  то же время содержание деятельности и модель качеств менеджера; «команда»  менеджера; мотивация персонала; стиль  руководства; культура делового общения; проведение деловых переговоров, совещаний, бесед с подчиненными и др.

Программа тренингов состоит из двух этапов:

1. Аутотренинги, позволяющие снизить уровень  нервно - психической напряженности  и уровень реактивной и личностной  тревожности. Включенные в занятия  аутогенной тренировкой руководители  разделялись на группы, в каждую  из которых входило по 4 человека. Занятия проводились 2-3 раза в  неделю в специально выделенных  администрацией помещениях преимущественно  сразу же после окончания рабочего  дня или, в некоторых случаях,  в обеденный перерыв. Продолжительность  каждого занятия не превышала  20 минут.

Курс  аутотренинга состоял из 20 занятий. В течение первых 10 занятий осуществлялся  активный гетеротренинг - обучение приемам  выполнения шести стандартных упражнений. После периода первоначального  обучения часть руководителей выводилась из группы и переходила на самостоятельный аутотренинг под систематическим контролем, а те из пациентов, которые овладевали аутогенной тренировкой с задержкой, в довольно медленном темпе, продолжали заниматься гетеротренингом в основной группе.

Комплекс  упражнений, использованный нами, состоял  из следующих упражнений: 1) разучивание  умения и упрочение способности  вызывать ощущение тяжести в руках  и ногах, 2) произвольное вызывание  ощущения теплоты в руках и  ногах, 3) произвольное вызывание способности  ощущать характер и интенсивность  сердечных сокращений, 4) овладение  способностью произвольно регулировать ритм и глубину дыхания в течение  длительного времени, 5) овладение  способностью вызывать ощущение теплоты  в области живота, 6) овладение  способностью вызывать ощущение прохлады в области лба. При всей привлекательности  и легкости способов аутотренинга овладеть им непросто. Для достижения тех  или иных целей разработаны различные  варианты аутотренинга. Важно выбрать  тот вариант, который можно использовать наиболее эффективно, в зависимости  от состояния здоровья, уровня подготовки. Самая трудная задача - овладеть навыками произвольного расслабления мышц, научиться управлять своим  телом, давая мысленные команды.

Облегчить этот процесс помогло следующее  упражнение.

В положении  лежа тренирующийся последовательно  напрягает различные мышцы, а  затем расслабляет их. После напряжения расслабление мышц чувствуется гораздо  лучше и вызывает более отчетливые ощущения. Надо «вслушаться» в них  и запомнить, ибо, ощущения эти воспринимаются как приятная тяжесть и тепло.

«Я расслабляюсь и успокаиваюсь»,- медленно и спокойно говорит себе тренирующийся. При  слове «я» - вдох, легкая задержка дыхания, как результат - легкое напряжение тела. На словах «расслабляюсь» и «успокаиваюсь» - медленный выдох, сопровождающийся полным расслаблением мышц. Человек  представляет себя засыпающим, может  непроизвольно зевать и погружаться в приятное состояние покоя, релаксации.

Важно не только произносить формулы самовнушения, но и образно представлять их значение. Это намного усиливает эффект самовнушения.

Следующий этап - самовнушение чувства тяжести. Это трудная задача, и сразу  решить ее удается не каждому. Сначала  надо научиться вызывать это чувство  в различных мышцах по очереди. Обычно мышцы тела условно подразделяются на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. В этой последовательности и внушают себе ощущение тяжести. Сначала: «Руки тяжелеют... Все больше и больше тяжелеют руки... Очень тяжелые  руки...» Тренирующийся представляет, как руки наливаются свинцом или  поднимают тяжелые многопудовые гири. Затем последовательно вызывается чувство тяжести в ногах, туловище. Образное мышление у каждого человека развито в разной степени, поэтому  разным может быть и представление  о вызываемых ощущениях, и время  появления чувства тяжести в  мышцах. Поэтому и формулы аутотренинга могут несколько отличаться. Повторять  формулу-самоприказ нужно до того момента, пока не появится реальное чувство  тяжести.

Овладевшие  навыками формирования ощущения тяжести  могут приступить к внушению чувства  тепла. Необходимо подчеркнуть: в помещении  не должно быть холодно, иначе эффект от аутотренинга получить не удастся.

«Руки начинают теплеть... Все больше и больше теплеют  руки... Приятное тепло струится по рукам... Руки теплые...»,-повторяют тренирующиеся  и вызывают в своем воображении  сцены опускания рук в теплую воду или прогревания рук над  теплым радиатором отопления.

После того как тренирующиеся испытали ощущение тяжести и тепла, приходит чувство  покоя и расслабления. Это состояние  можно углубить до ощущения дремоты  и блаженства; «Все тело расслаблено... Весь организм отдыхает... Полный покой... Отдых... Легкое, приятное, дремотное  чувство охватывает меня, как пуховое покрывало... Глубокий покой...» Такая релаксация оказывается великолепным отдыхом и дает телу новые силы, заряд бодрости.

Как правило, в этот переломный момент аутогенной тренировки можно перевести себя в состояние сна.

Медленно, монотонно, сопровождая слова мысленными образами, несколько раз про себя проговаривая: «Сонливость усиливается... усиливается... Приятно тяжелеют веки... Приятно темнеет в глазах:... Я  засыпаю... Спокойный глубокий сон... сон... сон...»

Самовнушенный сон особенно нужен людям после  больших нагрузок, когда уставший человек остро нуждается в  восстановлении сил. По просьбе Александра Е., Сергея И. и Алексея Н. нами был  предложен вариант как можно  восстановиться непосредственно в  период больших физических нагрузок или в процессе умственной работы, наиболее подходящими в такой  момент являются так называемые «паузы саморегуляции». Участники длительных совещаний, конференций, с успехом  использовали предлагаемый вариант  аутотренинга.

Обычно  продолжительность такой «паузы» - около пяти минут. Первая, короткая часть паузы 15-20 секунд - подготовка к релаксации. Нужно выполнить  три стандартных упражнения: потягивание  с поднятием на носки и вытягиванием рук вверх; упражнение «ласточка», то есть равновесие на одной ноге с  прогибанием туловища, отведением другой ноги назад и разведением рук  в стороны; принятие стойки релаксации с расслаблением всех мышц. Стойка релаксации делается так: ноги чуть шире плеч, руки и голова опущены, все  мышцы по возможности расслаблены, а глаза закрыты.

В первых двух упражнениях большинство мышечных групп растягиваются, а затем  напрягаются. Их последующее расслабление достигается в стойке релаксации.

Вторая  часть паузы длится 2-3 минуты. За это время нужно сформировать состояние релаксации для того, чтобы  ускорить восстановительные процессы, происходящие в организме, а также повысить чувствительность к самовнушению. Делается это так. Оставаясь в стойке релаксации, нужно проговаривать про себя словесные формулы самовнушения, стремясь вызвать состояние релаксации. Поскольку время паузы ограничено, формулы должны быть по возможности краткими, включать 5-7 предложений. Например: «Мышцы расслаблены, я отдыхаю... Мышцы туловища приятно расслаблены, приятный покой... Мышцы шеи расслаблены, хорошее спокойное состояние... Мышцы лица расслаблены, глубокий покой... Все тело предельно расслаблено... Весь организм отдыхает и восстанавливается... Отдыхают мозг, нервы, мышцы... полноценный хороший отдых...»

Мышцы ног  при этом расслаблять не следует - трудно тогда сохранять стойку.

Задача  третьей части паузы - за 1,5-2 минуты настроиться и мобилизовать физические и психические возможности организма  для выполнения основной работы. Необходимо мысленно сформулировать предстоящее  задание, затем также мысленно выполнить  его 3-5 раз. После этого нужно выйти  из состояния релаксации и мобилизовать себя на предстоящие нагрузки, с  помощью словесных формул, вызывая  эмоциональный подъем, желание работать.

В четвертой  части паузы полностью или  частично имитируется конкретное задание, собственно сама работа.

Такая пауза  служит своеобразной психологической  тренировкой, способствующей быстрому восстановлению и более качественному  выполнению профессиональных обязанностей. При этом человек учится управлять  собственным состоянием и поведением. Во время беседы мы выяснили, что  занимающиеся этим видом аутотренинга на первых порах после паузы саморегуляции  могут чувствовать некоторую  вялость, расслабленность, им трудно сразу  включиться в работу. Поэтому на начальном этапе нужно несколько  сокращать вторую часть паузы, в  которой человек входит в состояние релаксации, не допуская сильного расслабления. Помочь «на выходе» могут такие формулы самовнушения: «Сейчас я мысленно выполняю эту работу...» (мысленно работа выполняется); «Я окунаюсь в ледяную прорубь... Мурашки бегут по телу... Дыхание частое, глубокое... Все тело сильное, упругое... Я весь заряжен энергией... Мышцы просят работы... Я как сжатая пружина... Открыть глаза! Вперед!»

Чем ярче образы, вызываемые в воображении, тем  сильнее мобилизация человека.

Рабочий, строитель, лесоруб могут при  выраженной усталости на время приостановить  свою работу, а с окончанием рабочего дня полностью отключиться от нее. Руководитель коммерческой организации  лишен такой возможности. Работа мысли продолжается и после того, как он выйдет из стен организации.

Постоянное  преодоление усталости сначала  приводит к систематическому перенапряжению нервной системы, затем чувство  усталости появляется и в начале рабочего дня, падает интерес к работе. Апатия сопровождается повышенной раздражительностью, головной болью.

Ко всему  прочему, интеллектуальный труд чаще всего  связан с пониженной двигательной активностью. Гиподинамия - неизменная спутница тех, кто занимается умственным трудом. Повышая нервно-психическое напряжение, она делает свое черное дело: приводит к преждевременному изнашиванию  организма.

Один  из вариантов аутотренинга в процессе умственной нагрузки выглядит следующим  образом. Надо встать в стойку релаксации, закрыть глаза и расслабиться. Мысленно посмотреть на свои руки от пальцев  до плеч и ощутить их. Отключившись полностью от всего окружающего, сказать себе: «Отлично позанимался! Голова свежая, отдохнувшая. Сейчас с  удовольствием продолжу работу. Буду предельно собран и внимателен. За дело!»

С последними словами нужно открыть глаза, сделать глубокий вдох и одновременно немного напрячь мышцы плечевого  пояса и туловища, а затем приступить к работе. Безусловно, увеличит эффект аутотренинга предварительный комплекс физических упражнений. Во-первых, упражнения для улучшения осанки и разгрузки  позвоночника, то есть всевозможные наклоны, повороты, вращения туловищем. Во-вторых, для улучшения мозгового кровообращения движения головой с наклонами, поворотами и вращением.

Освоив  начальные элементы азбуки аутотренинга, научившись сбрасывать груз отрицательных  эмоций с помощью релаксации, руководители учились заниматься целенаправленным самовнушением специфических состояний  на высокую работоспособность, здоровый образ жизни. В качестве весьма эффективного метода борьбы с гиподинамией и умственной усталостью мы предложили использовать следующий комплекс аутотренинга. Он выполняется на рабочем месте (за письменным столом, сидя на стуле или  в кресле).

Поднять правую руку, вытянув ее вперед до уровня плеч, ладонью вниз, пальцы вместе. Держать  руку прямо и медленно считать  от 10 до 1. Когда рука устала, опустить ее на колено. Поднять левую руку и сделать то же самое. Поднять  правую ногу на несколько сантиметров  от пола, выпрямить ее в колене, вытянуть пальцы ног. Держать ногу в таком  положении, медленно считая от 10 до 1. Теперь нога тяжелая и напряженная, можно  опустить ее на пол. Затем поднять  левую ногу...

Информация о работе Выделение типов руководителей и оценка их эффективности