Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:18, курс лекций
Конспект лекций "Организация и управление"
1. Трактовка термина "организация". Понятие организации как деятельности. Понятие организации как объекта.
2. Теория организации как самостоятельная область знаний. Связь теории организации с другими науками.
3. Эволюция взглядов на сущность организации.
3.1. Основные положения организационной науки А.А.Богданова.
3.2. Классическая теория организации
3.2.1. Научное управление по Ф.Тейлору
3.2.2. Принципы организации А. Файоля
3.2.3. Бюрократическая теория организации М.Вебера
3.3. Факторы эффективной организации Р.Лайкерта
3.4. Теория административного поведения Г.Саймона
3.5. Универсальная теория формирования организаций – теория Гласиер
3.6. Теория организационного потенциала И.Ансоффа
3.7. Теория институтов и институциональных изменений Д.Норта
3.8. Современные направления теоретических разработок:
3.8.1. Реинжиниринг
3.8.2. Концепция внутренних рынков корпораций или организационных рынков
3.8.3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления)
3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.
Для
оценки эффективности управления важное
значение имеет определение соответствия
системы управления и ее организационной
структуры объекту управления. Это находит
выражение в сбалансированности состава
функций и целей управления, содержательной
полноте и целостности процессов управления,
соответствии численности и состава работников
объему и сложности работ, полноте обеспечения
производственно-
Важными
требованиями, которые должны быть
реализованы при формировании системы
показателей оценки эффективности организационной
структуры, являются обеспечение структурно-иерархического
соответствия показателей системе целей
организации, способность адекватного
отражения динамичности управляемых процессов,
сбалансированность и непротиворечивость
показателей. При оценке эффективности
отдельных мероприятий по совершенствованию
системы управления и ее организационной
структуры допускается использование
не связанных в единую систему частных
показателей. Основное требование к их
выбору — максимальное соответствие каждого
показателя целевой ориентации проводимого
мероприятия и полнота отражения достигаемого
эффекта.
5. Тенденции развития организаций. Организации будущего
(для самостоятельного изучения и обсуждения на практических занятиях).
5.1.
Организации с «внутренними
5.2. Сетевые организации
5.3. Виртуальные корпорации
5.4. Многомерные организации
5.5. Круговые корпорации
5.6. Интеллектуальные организации
5.7.
Обучающиеся организации
Тема
7. Организационная
культура
План
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Характеристика организационной культуры охватывает:
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств.
Доминирующие культуры и субкультуры. В организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Это макроподход к культуре, который выражает отличительную характеристику организации.
Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений организации, то существует вертикальная субкультура. Когда специфический отдел функциональных специалистов (такой, как бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру, однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела.
В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов. Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.
Сильная
и слабая культура. Необходимо различать
сильную и слабую культуру. Сильная
культура характеризуется главными
(стержневыми) ценностями организации,
которые интенсивно поддерживаются, четко
определены и широко распространяются.
Чем больше членов организации, которые
разделяют эти главные ценности, признают
степень их важности и привержены им, тем
сильнее культура. Молодые организации
или организации, характеризующиеся постоянной
ротацией мнений (понятий) среди своих
членов, имеют слабую
культуру. Члены таких организаций не
имеют достаточного совместного опыта
для формирования общепринятых ценностей.
Однако не все зрелые организации со стабильным
кадровым составом характеризуются сильной
культурой: главные ценности организации
должны постоянно поддерживаться.
Способы передачи культуры. В дополнение к очевидной ориентации и программам обучения культура передается работникам и другими способами. Самые эффективные — это информация, традиции, символы и язык.
Информация содержит описание событий, связанных с образованием организации; ключевых решений, которые определяют стратегию организации в будущем; высшего звена управления. Она позволяет соизмерять прошлое с настоящим, обеспечивает объяснение текущей практической деятельности организации.
Традиции. Соблюдение сложившихся традиций является средством для передачи культуры, так как с традициями связаны главные ценности организации.
Символы. Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, стиль руководства, одежда являются материальными символами, которые передаются работникам. Важна и степень равноправия в организации, обеспечиваемая высшим менеджментом, виды и типы поведения (т. е. рискованность, консерватизм, авторитарность, участие, индивидуализм, социальность), которые считаются приемлемыми.
Язык. Многие организации и их подразделения используют язык как способ идентификации членов организации с ее культурой или субкультурой. Изучая его, члены организации свидетельствуют о своем принятии этой культуры и таким путем помогают ее сохранять. Принятая в организации терминология действует как общий знаменатель, который объединяет членов организации на основе признанной культуры или субкультуры.
Изменение культуры организации. Культура организации может оказаться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности. Для создания новой культуры организации требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д.
На возможность изменения культуры влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.
Организационный кризис. Он подвергает сомнению имеющуюся практику и открывает возможности для принятия новых ценностей. Примерами кризиса могут быть ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение какой-то другой организацией, потеря главных клиентов, резкий прорыв конкурентов на рынок организации.
Смена руководства. Поскольку высшее руководство является главным фактором в формировании культуры организации, замена ее главных руководителей способствует введению новых ценностей. Но новое руководство само по себе не является гарантией того, что работники примут новые ценности. Новые лидеры должны иметь четкое альтернативное видение того, какой может быть организация, и обладать авторитетом.
Стадии жизненного цикла организации. Изменить культуру организации легче в переходные периоды от ее создания к росту и от зрелости к упадку. Когда организация вступает в стадию роста, основные изменения организационной культуры будут необходимы. Культура организации еще не укоренилась, и работники примут ее изменения, если:
Другая возможность изменения культуры появляется, когда организация вступает в стадию упадка. На этой стадии обычно необходимы сокращение персонала, снижение затрат и принятие других подобных мер, которые драматизируют настроения работников и свидетельствуют о том, что организация переживает кризис.
Возраст организации. Независимо от стадии жизненного цикла организации, чем меньше ее возраст, тем менее устоявшимися будут ее ценности. Изменение культуры более вероятно в молодой организации.
Размер организации. Изменить культуру легче в малой организации, так как в ней общение руководителей с работниками более тесное, что увеличивает возможности распространения новых ценностей.
Уровень культуры. Чем шире распространена культура в организации и выше сплоченность коллектива, разделяющего общие ценности, тем сложнее изменить культуру. Слабая культура более подвержена изменениям, чем сильная.
Наличие субкультур. Чем больше существует субкультур, тем сильнее сопротивление изменению доминирующей культуры.