Оформление и реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 11:28, реферат

Краткое описание

В настоящее время аттестации рабочих мест по условиям труда отводится ведущая роль в системе работ по охране труда в организациях. Актуальность темы подтверждается еще и тем, что Конституция РФ в Статье 37 гарантирует каждому гражданину право трудиться в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности. Основываясь на это каждый работодатель, прежде всего, должен ответить на вопрос: соответствует или нет место работы требованиям гигиены и безопасности? И далее приступить к внедрению мероприятий, направленные на обеспечение безопасности для здоровья условий труда на местах работы. Данные задачи как раз и решаются путём осуществления аттестации рабочих мест, в ходе которых проверяются условия труда.

Содержание

Введение
Глава 1. Место и роль аттестации рабочих мест по условиям труда в системе управления охраной труда
1.1 Цели и задачи аттестации рабочих мест
1.2 Актуальность проведения, нормативное обеспечение и современные требования к аттестации рабочих мест по условиям труда
1.3 Сравнительные характеристики вариантов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
Глава 2. Этапы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на примере ОАО «Амзинский лесокомбинат»
2.1 Подготовительный этап
2.2 Общие характеристики основного этапа
2.3 Заключительный этап
Глава 3. Оформление и реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
3.1 Виды льгот и компенсаций за работы с вредными и (или) опасными условиями труда
3.2 Принятие мер по результатам аттестации рабочих мест
3.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда в межаттестационный период
3.4 Финансирование аттестации за счет средств ФСС
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Основы безопасности труда.rtf

— 4.62 Мб (Скачать файл)

-гигиеническую оценку условий труда;

-оценку травмобезопасности;

-обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Для этой цели он, в частности, и проводит аттестацию рабочих мест.

За организацию работы по проведению аттестации отвечает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. За невыполнение требований законодательства по охране труда в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ контролирующие органы могут наложить административный штраф на должностное лицо (руководителя или индивидуального предпринимателя) в размере от 500 до 5 000 руб., на юридическое лицо - от 30 000 до 50 000 руб.

Требования к рабочим местам и параметры, которые необходимо при этом определить, приведены в следующих нормативных документах:

  • Трудовом кодексе (ст. 92, 94, 116, 146, 212, 215, 221, 222 и др.);
  • Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ред. От 28.09.2010 г.;
  • Федеральном законе от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ред. от 18.07.2011 г.;
  • Федеральном законе от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» ред. от 09.12.2010 г.;
  • постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»;
  • постановлении Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» ред. от 27.12.2010 г.;
  • постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»;
  • постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;

Прежний Порядок проведения аттестации, утвержденный постановлением Минтруда России от 14.03.97 № 12, действовал более десяти лет. За это время изменились гигиенические критерии оценки производственных факторов (а именно они являются основой классификации степени вредности и опасности условий труда) и появились новые нормативные акты и отраслевые документы по охране труда. Кроме того, сама процедура аттестации была сложна как с точки зрения организации, так и оформления результатов оценки условий труда, поэтому ее порядок требовалось пересмотреть.

Порядок, разработанный в соответствии со статьей 209 Трудового кодекса, делает процедуру аттестации менее трудоемкой хотя бы потому, что стало проще оформлять ее результаты.

Отметим, что с утверждением Порядка результаты аттестации, проведенной по прежним правилам, не пересматриваются.

Рассмотрим новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда.

 

 

1.3 Сравнительные характеристики вариантов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

 

Аттестация рабочих мест на предприятии выполняется по установленному порядку. Он состоит из следующих этапов:

1.Подается заявление на выполнение процедуры аттестации рабочих мест. Данное заявление составляется на бланке предприятия заказчика.

2. Предприятие заключает договор со сторонней компанией на проведение процедуры аттестации, в котором оговариваются сроки, объем работы и оплата за выполнение данной работы.

3.Создается комиссия, после чего руководство предприятия с комиссией оговаривает все программы по аттестации и согласовывает комплекс мероприятий.

4. Выполнение аттестации рабочих мест предприятии сторонней компанией.

5. Анализ выполненной работы, составление протоколов, в которых будут указаны все результаты аттестационного аудита и подготовка всех необходимых документов.

6.Передача результатов руководству компании.

АРМ по УТ в организации может быть проведена вариативно с учетом финансовых возможностей, специфики производственной деятельности организации и т.д. Каждая организация самостоятельно решает, каким образом выполнить работы по АРМ по УТ.

Анализ практики проведения АРМ по УТ позволяет выделить следующие варианты, их сильные и слабые стороны.

Процесс аттестации рабочих мест, кроме прочего, состоит из измерения уровней на местах работы факторов производства, являющихся опасными и вредными, с включением их в протоколы. Также оформлением протокола сопровождаются измерения, которые определяют тяжесть и напряжённость процесса труда на местах работы, а также оценка травматической безопасности мест работы и обеспеченности персонала средствами, которые предоставляют индивидуальную защиту.

Проводится оценка, при которой определяется фактическое состояние условий трудовой деятельности на каждом участке, подвергаемом аттестации рабочих мест. Выводы, полученные в ходе этой оценки, заносятся в формуляр Карты про аттестацию рабочих мест относительно условий труда, в которой даётся заключение аттестационной комиссией о результатах проведённой проверки. В ходе выполнения аттестации рабочих мест производится заполнение ведомости мест работы с результатами аттестации их относительно условий труда, в которую включена информация по аттестуемым рабочим местам и присущих им условиям труда, количеству работающих в таких условиях сотрудниках, их обеспеченности средствами, осуществляющими индивидуальную защиту.

Далее проводится заполнение сводной ведомости мест работы вместе с результатами аттестации их касательно условий труда с указанием количества мест работы в структурных подразделениях и по всему предприятию в целом; количества мест, подвергшихся аттестации рабочих мест, классифицируя их согласно условий труда; количества работников, рабочие места которых подверглись аттестации; сведений про обеспечение работников индивидуальной защитой в виде специализированных средств.

1 вариант - выполнение всего комплекса работ проводится полностью силами самой организации/предприятия.

Практика проведения АРМ по УТ убедительно показывает, что лишь отдельные организации со средней численностью работающих могут успешно справиться с этим мероприятием. Одной из основных причин неудач при проведении аттестации полностью собственными силами является то, что осуществление большого объема работ по аттестации рабочих мест поручается 1--2 работникам из службы охраны труда, часто дополнительно к другим их обязанностям. Следующей причиной неудач при проведении аттестации полностью собственными силами является сложность выполняемой работы, требующей соответствующей квалификации персонала, что само по себе весьма трудно. Вместе с тем ошибки такой «доморощенной» аттестации подчас не видны, часто сама возможность их сознательно скрывается исполнителями, и все «хорошо», пока по тем или иным обстоятельствам материалы не попадают на стол к специалистам. Многие организации «закрывают глаза» на ошибки и формально «рапортуют» о выполненной аттестации. Практика показала, что такая аттестация приносит только затраты. Ее все равно (при существующих тенденциях изменения порядка предоставления льгот и компенсаций) придется повторять, что ведет к нерациональному использованию трудовых и финансовых ресурсов.

2 вариант - выполнение всего комплекса работ полностью проводится сторонней организацией (имеющей разрешение, аккредитацию на проведение данного вида работ) «под ключ».

В итоге организация-исполнитель привозит организации-заказчику «гору» документов, наличие которых дает основание «отчитаться». В крупных организациях с десятками тысяч рабочих мест, как правило, имеющих средства на оплату услуг сторонних организаций, изучить всю эту документацию физически невозможно. Даже если сама аттестация выполнена сторонней организацией безукоризненно, основная цель аттестации -- знание условий труда для их совершенствования -- не достигается, и специалисты организации, особенно в условиях ежедневной текучки срочных дел (а в охране труда несрочных дел не бывает, ибо все они должны быть выполнены строго в срок), не успевают овладеть ситуацией. Это «невладение» ситуацией часто проявляется либо при изменении технологических процессов и производств на предприятии, требующих проведения аттестации затронутых этими изменениями рабочих мест, либо в случае возникновения необходимости оценки права на предоставление льгот конкретным работникам.

Практика показала, что проведение АРМ по УТ силами сторонней организации приемлемо только для организаций/предприятий с общей численностью работников до 500 человек (при высокой однотипности рабочих мест -- до 1000 человек), не имеющих своей лаборатории и развитой службы охраны труда. Практика свидетельствует, что этих недостатков можно избежать, если работа в целом («под ключ») поручается сторонней специализированной организации, которая организует выполнение измерений аккредитованными лабораториями по единой, согласованной с предприятием-заказчиком программе.

3 вариант - наиболее оптимальный, как показывает практика, выполнение всего комплекса работ проводится преимущественно силами самой организации совместно и под методическим руководством специалистов сторонней специализированной организации, имеющей разрешение на проведение данного вида работ (это, как правило, региональные центры охраны труда). При этом сторонняя организация обеспечивает квалификационную помощь в осуществлении замеров и подготовке кадров для проведения отдельных элементов аттестации рабочих мест силами данного предприятия.

Этот метод эффективен на относительно крупных (более 1000 человек) предприятиях. По данному варианту желательно установление постоянного контакта с консультирующей организацией на протяжении всего периода проведения АРМ по УТ и последующей сертификации работ по охране труда. Особенно эффективна эта работа в комплексе с подготовкой кадров, созданием системы управления охраной труда, обеспечением учебно-методической и нормативной литературой и т.п. Такая комплексная методика «низкозатратной» аттестации позволяет при повышении качества работы снизить затраты крупных организаций/предприятий в десятки раз.

Необходимо отметить, что во внедряемом Порядке нет четкой записи о том, кто проводит измерения и оценку условий труда. Однако из анализа содержания документа в целом можно сделать вывод о том, что работодатель может самостоятельно выполнять аттестацию рабочих мест (при наличии лабораторных подразделений, располагающих актуализированной нормативно-методической документацией, квалифицированными специалистами и измерительной базой) либо (при необходимости) привлекать к этой работе аттестующую организацию. В частности, появился термин "аттестующая организация" - организация, привлекаемая для АРМ по УТ.

В случае привлечения для АРМ по УТ аттестующей организации в протоколе указываются должность, фамилия, инициалы и подпись ответственного лица аттестующей организации и ставится печать аттестующей организации (это требование относится также к протоколам оценки травмобезопасности и обеспеченности СИЗ).

 

 

Глава 2. Этапы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на примере ОАО «Амзинский лесокомбинат»

 

АРМ по УТ, как правило, проводится в несколько этапов:

  • подготовительный этап;
  • основной этап (собственно аттестация рабочих мест);
  • заключительный этап.

В данной главе дипломной работы рассмотрена последовательность работ на этих этапах выполнения АРМ по УТ, а также приведены практические примеры и приложены документы АРМ, проводимой в ОАО «Амзинский лесокомбинат» в 2010 году.

"Амзинский лесокомбинат" - градообразующее предприятие поселка Амзя с численностью жителей около 5 тысяч человек, который расположен на северо-западе Башкирии, на границе с Удмуртией, в 20 километрах от города Нефтекамска.

В настоящее время с состав лесокомбината входят следующие структурные подразделения: Бурнинский лесопункт, транспортный цех, нижний склад, лесопильный, паркетный, столярный, ретортный, химический, энергомеханический цех, лаборатория, котельная, железнодорожный участок, ремонтно-строительный участок. Количество работающих 735 человек.

Структурная схема объемов работ по аттестации рабочих мест в ОАО «Амзинский лесокомбинат» в 2010 году приведена на рис. 1.

 

 

Рис. 1 Структурная схема объемов работ по аттестации рабочих мест в ОАО «Амзинский лесокомбинат»

 

2.1 Подготовительный этап

 

От уровня подготовки к проведению работ по АРМ по УТ зависят качество ее выполнения и полученные результаты. Подготовка и организация работ по аттестации рабочих мест возложены на аттестационную комиссию. В соответствии с новым Порядком требование о создании в организации аттестационной комиссии и, при необходимости, аттестационных комиссий в структурных подразделениях осталось прежним, но изменился принцип ее формирования.

Аттестационная комиссия создается приказом по организации, в которой проводится АРМ по УТ, и аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по АРМ по УТ.

Утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по АРМ по УТ. Численный состав комиссии нормативными актами не регламентируется. Председателем аттестационной комиссии рекомендуется назначать лицо, ответственное за обеспечение государственных нормативных требований охраны труда в организации.

Информация о работе Оформление и реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда