Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:06, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - раскрыть сущность конфликтов в системе управления персоналом. Каждый сотрудник обладает собственными целями, стремлениями и интересами, так же как и организация.
Введение…………………………………………………….………………3
Понятие конфликта…………………………………………………….…..4
Виды конфликтов…………………………………………………….…….8
Этапы развития конфликта…………………………………………….....10
Причины конфликтов………………………………………...…….….….11
Методы разрешения конфликтов………………………………......…….14
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы…………..………………………………...……….…19
Межгрупповые конфликты, т.е. между группами (формальными и неформальными), а также между профсоюзами и администрацией. Такие конфликты обычно носят активный характер и вовлекают большое число сотрудников, что затрудняет их разрешение.
В зависимости от организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты делятся на:
горизонтальные - между отдельными направлениями деятельности в организации, между формальными и неформальными коллективами и т.п.;
вертикальные - между различными уровнями иерархии, их большинство, около 70-80 %;
смешанные, содержащие элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов.
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на:
деловые, связанные с официальной деятельностью человека, с выполнением деловых обязанностей;
личные, затрагивающие неофициальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делятся на:
симметричные, с распределением поровну результатов конфликта;
ассиметричные, когда одни теряют или выигрывают значительно больше, чем другие.
По степени проявления конфликты делятся на:
скрытые, обычно затрагивающие двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой понимается намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб;
открытые, находящиеся под контролем руководства, поэтому они менее опасны для организации.
По характеру конфликты принято делить на:
объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации, т.е. имеют деловую основу;
субъективные обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми. Они всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.
По своим последствиям конфликты бывают:
конструктивными, способствующими развитию организации. Однако любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный;
деструктивными, наносящими организации ущерб. Важно знать, что деление конфликтов на виды условно.
Обычно называют семь дисфункциональных последствий конфликтов:
) снижение производительности,
отрицательное эмоциональное
) сокращение сферы
) увеличение конкуренции между группами, возрастание влияния групповых норм;
) формирование отрицательного
представления о конкуренте
) сокращение продуктивного сотрудничества;
) повышение агрессивности между группами;
) сосредоточение внимания
на борьбе между группами, перенос
внимания с общей задачи
Этапы развития конфликта
На первой фазе во взаимоотношениях возникает
конфликтная ситуация, то есть такое положение
дел, при котором интересы сторон объективно
вступают в противоречие друг с другом,
но открытого столкновения еще нет. Она
может возникнуть как "по инициативе"
сторон, так и без их участия, в том числе
быть переданной им "по наследству".
Элементами конфликтной ситуации, складывающейся объективно, являются, прежде всего, ее участники, или оппоненты, каждый из которых обладает соответствующим рангом. Понятие ранг оппонента или силы оппонента является принципиально важной категорией для анализа социальных конфликтов.
Инцидент, являющийся второй фазой конфликта, может возникнуть целенаправленно или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств и быть объективным или субъективным, основывающимся на недоразумении, существовать лишь в воображении сторон.
Третьей фазой развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Она состоит из двух этапов - конструктивного и деструктивного. На конструктивном этапе сохраняется возможность совместной деятельности в специфических формах. Поэтому оппонентов еще можно посадить за стол переговоров. На деструктивном этапе никакое сотрудничество уже невозможно: оппоненты теряют самоконтроль, и их необходимо разъединить.
Четвертая фаза развития конфликта - завершение. Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта вследствие ликвидации (самоликвидации), или из-за потери значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств. Другой способ завершения такого конфликта - оставление объекта у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ни того, ни другого не происходит и противостояние затягивается, конфликт превращается из объективного в субъективный.
Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин.
Основными причинами конфликта являются
ограниченность ресурсов, которые нужно
делить, взаимозависимость заданий, различия
в целях, различия в представлениях и ценностях,
различия в манере поведения, в уровне
образования, а также плохие коммуникации.
Конфликты не возникают мгновенно, для
этого необходимо определенное время,
когда возникает конфликтная ситуация,
которая перерастает в конфликт.
Основные причины возникновения конфликтной ситуации:
·работник часто отпрашивается с работы;
·работник не уделяет должное внимание качеству работы;
·усиливается критическая реакция работника в адрес непосредственного руководителя и администрации в целом;
·постепенно снижается производительность труда;
·появляются случаи опоздания на работу и преждевременного окончания работы;
·работник всячески провоцирует руководителя на возникновение ссоры;
·авторитет руководителя подвергается сомнению.
Различают субъективные и объективные причины конфликтов.
Объективные причины конфликтов:
·различия в целях;
·различия в представлениях и ценностях;
·ограниченность в ресурсах, подлежащих распределению;
·различия в уровне образования, квалификации;
·различия в манере поведения и жизненном опыте;
·плохие коммуникации;
·взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
·низкое качество работ или продукции;
·индивид или группа не могут реализовать свои потребности, задеты их интересы.
Включают следующее:
Управленческие факторы:
·несовершенство организационной структуры;
·нечеткое распределение прав и обязанностей между работниками;
·несоразмеренность прав и ответственности за результаты деятельности;
·противоречия между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требования к работнику.
Организационные факторы:
·неудовлетворительная организация труда;
·нарушение режима труда, отдыха;
·низший уровень трудовой и исполнительной дисциплины;
·чрезмерная загруженность работника, ведущая к постоянной спешке при выполнении заданий;
·неконкретность заданий, что затрудняет выбор средств их выполнения;
·отсутствие гласности.
Профессиональные факторы:
·низший профессиональный уровень подчиненных, тормозящий выполнение заданий;
·несовершенство системы подбора и расстановки кадров;
·неопределенность перспектив профессионального и должностного роста.
Санитарно-гигиенические факторы:
·неблагоприятные условия труда;
·нарушение режима работы.
Материально-технические факторы:
·дефицит в обеспечении необходимыми средствами и оборудованием;
·старое оборудование и техническое обеспечение.
Экономические факторы:
·несовершенство системы оплаты труда и премирования;
·задержки в оплате труда.
Своевременное устранение руководителем перечисленных причин неразрывно связано с совершенствованием системы управления организацией, разрешением конфликта.
Субъективные причины конфликтов связаны с личностью, как самого руководителя так и работников организации. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:
·нарушение служебной этики;
·нарушение трудового законодательства;
·несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.
К нарушениям служебной этики относятся:
·грубость, высокомерие, неуважительное отношение к подчиненным;
·навязывание своего мнения;
·невыполнение обещаний, обязательств;
·нетерпимость к критике, что может привести к оттоку активных, творческих работников;
·неумение правильно критиковать действия подчиненных;
·наличие теневой деятельности у руководителя;
·замалчивание информации, необходимой для выполнения подчиненными их обязанностей.
Руководителю надо учитывать психологическую совместимость работников. Самый правильный выход - развести психологически несовместимых работников по различным местам, чтобы их действия не пересекались.
Методы разрешения конфликтов
Существует достаточно много методов
управления конфликтов, которые можно
разделить на группы:
внутриличностные, то есть методы воздействия на отдельную личность;
структурные, то есть методы по устранению организационных конфликтов;
межличностные методы или стили поведения в конфликте;
переговоры;
ответные агрессивные действия - эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
Существует несколько эффективных стратегий преодоления конфликтной ситуации, каждая из которых предполагает ряд тактических методов. С точки зрения использования способов разрешения конфликта стратегические подходы можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Структурные методы разрешения конфликта направлены главным образом на его предупреждение. Они включают четыре варианта:
. Своевременное разъяснение
требований к работе является
одним из лучших тактических
методов управления, предотвращающих
негативные последствия
. Координационные и
. Общеорганизационные цели
- метод предполагает разработку
или уточнение
. Система вознаграждений
предполагает использовать
К.У. Томас и Р.Х. Килменн предложили классификацию стратегий конфликтного поведения, в основе которой лежит степень учета интересов участников конфликта. Конкретное использование того или иного стиля зависит от характера поведения участников конфликта.
- уклонение или ухода от конфликта,
- уступчивость, приспособление или сглаживание,
- соперничество - принуждение или решения конфликта силой,
- компромисс,
- сотрудничество - полное разрешение конфликта.
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью, или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы.