Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической базы розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Развитие торговли зависит от общей экономической ситуации в стране: состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня денежных доходов населения, реализации программ социально-экономического развития общества, а также степени инерционности в формировании темпов и пропорций функционирования субъектов хозяйствования торговли, ее инфраструктуры. На характере отрасли отражаются временное запаздывание результатов принимаемых решений, их адекватность и дифференциация в зависимости от зрелости экономической системы, восприимчивость торговли к нововведениям, экономическим преобразованиям, инновациям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ВИДОВ……………………………………………...6
ТИПИЗАЦИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ…………………………………………………………..12
ПОДХОДЫ К РАЗМЕЩЕНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………………………....20
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧНИЕ……………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсавая.docx

— 96.45 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

    1. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ВИДОВ……………………………………………...6
    2. ТИПИЗАЦИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ…………………………………………………………..12
    3. ПОДХОДЫ К РАЗМЕЩЕНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………………………....20
    4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………26

ЗАКЛЮЧНИЕ……………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….36

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях товарного производства связь между производством и личным потреблением (индивидуальным и общественным) осуществляется через торговлю, которая, будучи опорной составляющей экономических отношений, во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению растущих разносторонних потребностей людей. Торговля, являясь самостоятельной отраслью национальной экономики, взаимодействует с другими отраслями народного хозяйства.

Развитие торговли зависит от общей экономической ситуации в стране: состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня денежных доходов населения, реализации программ социально-экономического развития общества, а также степени инерционности в формировании темпов и пропорций функционирования субъектов хозяйствования торговли, ее инфраструктуры. На характере отрасли отражаются временное запаздывание результатов принимаемых решений, их адекватность и дифференциация в зависимости от зрелости экономической системы, восприимчивость торговли к нововведениям, экономическим преобразованиям, инновациям.

В отечественной торговле, лучше других отраслей приспособленной к рыночной экономике, за последние годы произошла существенная структурная перестройка: была проведена демонополизация отрасли, многие организации получили самостоятельность, появилось около 200 тыс. предпринимателей, занимающихся торговой и посреднической деятельностью, что способствует созданию конкурентной среды на потребительском рынке.

Замедление реализации товаров населению удлиняет процесс воспроизводства и в конечном счете снижает его эффективность. Затягивание оборачиваемости и скопление товарных запасов в торговле свыше оптимальных размеров не только замораживает средства, вложенные в товар, но и вызывает дополнительные расходы на обеспечение его сохранности. Средства отвлекаются из общественного оборота и не могут использоваться для дальнейшего расширения производства. Следовательно, торговля обеспечивает непрерывность и эффективность расширенного воспроизводства, определяет его ритмичность.

В торговой отрасли сосредоточены значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Нерациональные расходы, связанные с реализацией произведенного общественного продукта, непосредственно отражаются на эффективности всего общественного производства, поскольку они покрываются за счет чистого дохода и являются вычетом из него. Чем больше средств расходует общество на доведение товаров до потребителей, тем меньшая часть чистого дохода будет направлена на развитие производства товаров и выпуск продукции сельского хозяйства.

На интенсификацию торговли, повышение ее эффективности влияет множество факторов и условий: социальные, экономические, демографические, природно-климатические, политические, организационные и др. Среди них особую роль играют факторы внешней среды и внутриотраслевые.

Для выполнения своих функций торговля должна обладать обширной материально-технической базой, которая представляет собой совокупность средств и предметов труда, используемых для осуществления торгового процесса. Материально-техническая база торговли играет важную роль в повышении эффективности деятельности потребительской кооперации. Она способствует осуществлению не только производственных функций, но и функций, связанных с непосредственной реализацией товаров населению.

Потребительская кооперация располагает широкой сетью розничных торговых организаций. Розничная торговая сеть создает необходимые условия для сохранности товарно-материальных ценностей; создает определенные условия для труда работников торговли; способствует росту основных экономических и финансовых показателей торговли (производительности труда, розничного товарооборота, прибыли и рентабельности), снижению расходов на реализацию товаров; обеспечивает экономию времени покупателей на приобретение товаров; улучшает качество обслуживания покупателей; способствует улучшению материальных, культурных и бытовых условий жизни населения; предоставляет различного рода услуги.

Розничная торговая сеть является основной частью материально-технической базы торговли и выступает материальной основой удовлетворения потребностей всех социальных слоев населения, проживающих как в городах, так и в небольших населенных пунктах. Развитие и размещение розничной торговой сети потребкооперации осуществляется с учетом Постановления Совета Министров Республики Беларусь №724 от 30.05.2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» и Методических указаний по составлению перспективных планов развития и размещения сети организация розничной торговли и общественного питания для административных районов.

Таким образом, тема курсовой  работы является актуальной, так как позволяет более глубоко осветить вопросы розничной торговой сети как составной части материально – технической базы розничной торговли.

Цель исследования курсовой работы - оценка эффективности использования розничной торговой сети Кличевского райпо.

В связи с этим задачами курсовой работы являются:

- раскрыть сущность розничной  торговой сети, дать краткую характеристику ее видам;

- раскрыть сущность типизации  и специализации  розничной торговой  сети как элементов управления  розничной торговой сетью;

- выявить подходы к  размещению розничной торговой  сети;

- дать оценку эффективности использования розничной торговой сети.

Объектом исследования курсовой работы является розничная торговая сеть Кличевского райпо.

Предметом изучения - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети Кличевского райпо.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: группировка данных, факторный анализ, метод синтеза и анализа, индексный, абсолютных разниц и др.

При написании курсовой работы использовалась учебная литература и литература периодической печати.

Информационной базой для проведения исследования курсовой работы послужили: бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, статистическая отчетность по труду, отчеты о розничной торговле за 2011 - 2012 гг. Кличевского райпо.

Данная курсовая работа содержит в себе следующие главы:

Введение.

  1. Понятие розничной торговой сети, краткая характеристика ее видов.
  2. Типизация и специализация розничной торговой сети как элементы управления розничной торговой сетью.
  3. Подходы к размещению розничной торговой сети.
  4. Оценка эффективности использования розничной торговой сети.

Заключение.

Список используемых источников.

Приложения.

 

 

 

 

 

1. Понятие розничной  торговой сети, краткая характеристика  ее видов.

 

 

Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров.

 Розничная торговая  сеть - это совокупность торговых  предприятий (магазинов и других  пунктов продажи товаров), размещенных  на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.д. [3, с. 110-117]

Магазины, имеющие статус торгового предприятия, должны обладать экономическими, организационными и правовыми признаками:

  • они наделены основными и оборотными средствами;
  • состоят на хозяйственном расчете;
  • имеют самостоятельный баланс, свою внутреннюю структуру, единое управление;
  • пользуются правом юридического лица.

Структурные подразделения торговых предприятий объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом или положением. Таким образом, к магазинам – торговым предприятиям могут быть отнесены только крупные магазины, их объединения.

 Процесс обращения  товаров и доведения их до  непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети и составляет основу материально-технической базы торговли и представляет собой совокупность торговых предприятий.

Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

Основные торговые функции магазинов следующие:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • составление заявок на завоз товаров;
  • формирование ассортимента товаров;
  • реклама товаров и услуг.

 К технологическим  функциям (операциям) относят:

  • прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
  • обеспечение хранения товаров;
  • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
  • внутри магазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
  • продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).

 Кроме того, магазины  выполняют функции, связанные с  оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

 Объем и характер  выполняемых магазином функций  будут зависеть от его типа  и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.

Торговое предприятие на современном этапе рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров.

Розничная торговля осуществляется через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автомагазин и иные объекты).

С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на:

  • Стационарную;
  • Передвижную;
  • Посылочную.

Основным видом розничной торговой сети является стационарная.

Она включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки, киоски, павильоны, ларьки, торговые автоматы). [3, с. 110-117].

 Основу розничной торговли составляют магазины – это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, (на их долю приходится примерно 90% всей сети), применяют различные формы продажи товаров в широком ассортименте, оказывают покупателям дополнительные услуги, обеспечивают высокую культуру торговли.

Мелкорозничная торговая сеть организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, табачные изделия, овощи, фрукты, соки, безалкогольные напитки и так далее) через:

Павильоны – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения торгового запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Палатки – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Киоски и ларьки – оснащенные торговым оборудованием строения, не имеющие торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

 Сюда же относят  и торговые автоматы, устанавливаемые  на улицах, площадях, в местах  отдыха населения, на вокзалах. В  отличие от магазинов эти сооружения  легкой конструкции не требуют  больших капитальных затрат, но недостатком их является более узкий ассортимент товаров (нет подсобных помещений) и меньше удобств при обслуживании покупателей. Однако в летнее время, в период проведения массовых мероприятий и массового поступления в город овощей, ягод, фруктов роль мелкорозничной торговли повышается.

Информация о работе Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической базы розничной торговли