Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Теория организации".
Организационная структура имеет звенья: подразделенья, отделы, группы; уровни (ступени управления); связи (горизонтальные, вертикальные)
Горизонтальные одноуровневые, носят характер согласования; Вертикальные – многоуровневые, носят характер подчинения.
Основные типы организационных структур управления являются: линейная; функциональная; линейно-функциональная; матричная
Линейная - во главе каждого подразделения наход руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточившем в своих руках все функции управления. Каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого проходят все команды управления. Решения передаются по цепочке сверху вниз, а сам руководитель низшего звена подчиняется руководителю более высокого уровня.
Преимущества: единство и четкость распорядительства, согласованность действий исполнителей, простота управления одноканальной связи, четко выраженная ответственность, оперативность принятия решений, личная ответ-ть руководителя за результаты вверенного ему подразделения.
Недостатки: высокие требования к руководителю, отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений, перегрузка инфо, затруднительные связи между инстанциями, концентрации власти в управляющей верхушке
Функциональная. Управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений специализирующихся на выполнении определенной функции управления. Выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е каждый орган управления спец-ся на выполнении отдельных видов деятельности.
Преимущества: высока компетентность специалистов, отвечающих за осущ. конкретных ф-й, освобождение линейных менеджеров от решения множества вопросов, стандартизация программ, исключения дублирования в выполнении управляющих ф-й, уменьшение потребностей в специалистах широкого профиля
Недостатки: Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений, трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными структурами, появление тенденций чрезмерной централизации, более длительная процедура принятия решений, относительно застывшая организационная форма, слабо реагирующая на происходящие изменения
Линейно-функциональная - всю полноту власти берет лин. руководитель, возглавляющий определенный коллектив, но в решении конкретных вопросов, касающихся управления, ему помогают специалисты или специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений: управлений, отделов, бюро. Функциональная структура подразделений находится в подчинении главного линейного руководителя. Данная структура включает специальные подразделения, которые создаются при линейном руководителе и помогают ему выполнить задачи организации.
Преимущества: Возможность быстро реагировать и адаптироваться к быстро изменяющимся внешним и внутренним условиям, повышение творческой активности управления персоналом за счет формирования спец-х подразделений, рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности, лучшая мотивация за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства, сокращение нагрузки на руководителя высшего уровня за счет делегирования полномочий
Недостатки: сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы связанные с установлением приоритетов заданий, недостаточно четкая ответственность, чрезмерно развита система взаимодействия по вертикали.
Матричная структура создается путем совмещения 2х структур линейной и программно-целевой. В лин-функ стр-ру вводится временно или постоянно особые штабные органы, координируют сущ-е горизонтальные связи по выполнению конкретной программы, сохраняющие при этом вертикальные отношения, свойственные данной стр-ре. При этом основная часть работников занятых реализацией программ оказывается в подчинении не менее двух руководителей, но по разным вопросам. Управление программой осуществляется специально назначенными руководителями, которые несут ответственность за координацию всех связей по программе и своевременное достижение ее цели.
Преимущества: Возможность привлекать лучших специалистов и руководителей к разработке и реализации программы, усиление контроля за отдельными задачами программы или проект, делегирование полномочий между руководителями разных уровней, повышение личной ответственности за выполнение программы
Недостатки: Подчинение отдельных работников и руководителю программ и лин. руководителю одновременно, присутствие духа соперничества между руководителями программ, трудности в приобретении навыков, необх для работы новой программы.
18. Понятие организационной культуры и её элементы.
Организационная культура - система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, выдержавших испытание временем. Признаки организационной культуры, по которым культуры отличаются друг от друга: 1. отражение в миссии организации ее основных целей; 2. направленность на решение инструментальных задач организации или личных проблем ее участников; 3. степень принятия риска; 4. мера соотношения конформизма и индивидуализма: 5. предпочтение групповых или индивидуальных форм принятия решений; 6. степень подчиненности планам и регламентам; 7. преобладание сотрудничества или соперничества среди участников; 8. преданность или безразличие людей по отношению к организации; 9. ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность; 10. характер отношения руководства к персоналу; 11. ориентация на групповую или индивидуальную организацию труда и стимулирования; 12. ориентация на стабильность или изменения;13. источник и роль власти; 14. средства интеграции; 15. стили управления, отношения между работниками и организацией, способы оценки работников. Культура обычно вырабатывается и изменяется в процессе человеческой деятельности. Из вне на организационную культуру оказывают воздействие социальное и деловое окружение, национально-гос. и этнический факторы.
Культура орг-ции содержит как субъективные (верования, ритуалы, ценности), так и объективные элементы - символика, цвета, оформление интерьеров. Особенности культуры:
1. многоуровневость. Поверхностный
уровень образует способы
2. многогранность, многоаспектность. Культура организации состоит из субкультур отдельных подразделений или социальных групп и включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности.
19. Понятие организации и ее признаки.
Орг-ция - совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда или это группа людей, объединенная общими целями и задачами.
Трудовое формирование, чтобы считаться орг-цией, должно отвечать след требованиям:
Характеристики организации:
Важно определить в процессе управления цели организации - конечное состояние или желаемый результат, которого желает добиться трудовой коллектив. На практике организации имеют несколько взаимосвязанных целей. Такие организации называются сложными. Структура организации – логическое взаимоотношение уровней управления и функц.областей. построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь цели организации.
Задача – предписанная работа или ее часть (операция, процедура), которая должна быть выполнена установленным способом в установленный срок. Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях. Люди – наиболее значимый элемент внутр.среды организации, т.к. цели орг. достигаются только через соответствующими образом организованный труд людей.
20. Адаптация организаций, ее сущность и формы.
В управленческой науке адаптация проходит стадию научно-практического осмысления.
Адаптация организаций базируется на культуре народа. Она является фундаментом, на котором строятся механизмы адаптации, имеющие множество вариаций и реагирующие на изменение внешней и внутренней среды организации.
Выделяются два вида адаптации. Буферная адаптация – смягчающая и ослабляющая столкновение, приспособительная адаптация. Эти функциональные различия двух типов адаптации должны учитываться при выборе и использовании адаптивных форм управления разными организациями.
Адаптивными можно назвать структуры, которые приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самого предприятия. Эти структуры еще называются органическими или гибкими.
21. Система управления организацией, её основные элементы.
Система управления орг-ции, её изучение и совершенствование - постоянная задача руководителя. Реформирование экономики и глобальная информатизация общества усиливают внимание специалистов к системе управления организации в целях её совершенствования. Система управления - совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, обеспечивающих процесс целенаправленного управления. Система управления базируется на 3 основных составляющих: 1. информационной поддержке процессов разработки и реализации решений; 2. наборе типовых бизнес-процедур для решения поставленных задач; 3. системе активизации персонала. Оптимизация данных составляющих и явл основным направлением совершенствования системы управления
Система управления - совокупность всех эл-тов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование орг-ции. В систему управления входят 4 подсистемы: методологии, структуры, процесса и техники управления. Методология управления: цели, задачи, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практика управленческой деятельности. Процесс управления: система коммуникаций, разработка и реализация управленческих решений, информационное обеспечение. Структура управления: функциональная и организац. структура, схема организац. отношений, конкретные схемы взаимодействия высших органов управления и профессионализм персонала. Техника управления: компьютерная и организационная техника, офисная мебель, сети связи), система документооборота. В свою очередь методология и процесс управления формируют управленческую деят-ть, а структура и техника управления - механизм управления. Состояние элементов системы управления орг-ции непосредственно отражается на эффективности её функционирования в целом. Основная задача системы управ-я - формирование профессиональной управленческой деят-ти (ПУД), кот может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс - совокупность действий (выполнение функций, использование методов), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление - объединение эл-тов (цели, программы, средства) для реализации миссии орг-ции на основании опред. правил и процедур.
22. Принципы
формирования рациональной
К методам рационализации относят те способы и приемы, кот применяют в практике по совершенствованию управления на вновь вводимых предприятиях, методы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Принципы рационализации:
- Концептуализация - выбор концепции повышения организованности системы
- Алгоритмизация - использование опред. предварительно четкой, логически выстроенной и внутренне детерминированной программы действий
- Нормализация - нормализация условий, в кот сущ и функционирует система
-Систематизация
-Классификация
-Концентрация - основные усилия должны
быть сконцентрированы на главном объекте,
главной сфере и главном направлении рационализации
-Выравнивание потенциала
-Ассоциация
-Специализация - сосредоточение на опред.
области деят-ти самой системы, её подсистем
и элементов
-Стандартизация - разработка стандартов
и формирование на их основе конкретных
эл-тов конкретных орг-ций.
-Унификация
-Персонификация
-Регламентация.
Процесс формирования организац. стр-ры включает
в себя формулировку целей и задач, опред
состава и место подразделений, их ресурсное
обеспечение (включая численность работающих),
разработку регламентирующих процедур,
док-тов, положений, закрепляющих и регулирующих
формы, методы, процессы, кот осущ в организационной
системе управ-я. 3 стадии: