Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 07:45, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в разработке путей оптимизации товарных запасов кафе «Cool Cafe».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1) раскрыть понятие, сущность товарного обеспечения организации общественного питания;
2) раскрыть методику анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания;
3) раскрыть методические аспекты планирования товарных запасов в общественном питании;
4) провести анализ товарного обеспечения кафе «Cool Cafe»;
Введение
1.Экономическая сущность сырья и товаров в общественном питании
1.1 Понятие, сущность товарного обеспечения организации общественного питания
1.2 Методика анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания
1.3 Методические аспекты планирования товарных запасов в общественном питании
2. Анализ товарного обеспечения кафе «Cool Café»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности кафе «Cool Café»
2.2 Анализ товарного обеспечения кафе «Cool Café»
2.3 Оценка факторов, влияющих на товарные запасы и товарооборачиваемость
3. Пути оптимизации товарных запасов кафе «Cool Café
3.1 Планирование и нормирование запасов как один из путей их оптимизации
3.2 Ускорение товарооборачиваемости - условие оптимизации товарных запасов
Заключение
Список использованных источников
2.2 Анализ товарного обеспечения кафе «Cool Cafe»
Закупочная политика кафе «Cool Cafe» в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых, с возможно более выгодными условиями сотрудничества. Руководством кафе не проводятся серьезных мероприятия по поиску и привлечению новых поставщиков. Также не формируется база поставщиков, которых можно привлечь в случае отказа от сотрудничества с основными поставщиками, что не редко приводит к ситуациям, когда в продажу вовремя не поступает необходимый товар. Поставка товара в ресторан «Леонидас» осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками, к договору поставки прилагается свидетельство о регистрации поставщика. Приемка товаров по количеству осуществляется на основании товарно-транспортной накладной, к ТТН прилагается протокол согласования отпускных цен на товары. Приемка товаров по качеству осуществляется на основании удостоверения о государственной гигиенической регистрации.
Данные о поставщиках товаров в кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг. в зависимости от формы собственности приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Данные о поставщиках товаров в кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг., %
Поставщики |
На 01.01.2008 г. |
На 01.01.2009 г. |
Отклонение (+/-) | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Поставщики государственной формы собственности |
74 |
79 |
+5 | |||
Поставщики негосударственной формы собственности |
26 |
21 |
-5 | |||
Итого: |
100 |
100 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Данные таблицы 2.2. свидетельствуют о том, что основными поставщиками товаров в кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг. являются поставщики государственной формы собственности, их удельный вес на 01.01.2014 г. составлял 79 %, и увеличился по сравнению с 2012 г. на 5 %. В общем объеме поставок продукции поставщикам негосударственной формы собственности на 01.01.2014 г. принадлежало 21 % поставок, следует отметить снижение на 5 % поставок продукции в ресторан «Леонидас» от поставщиков негосударственной формы собственности.
Кафе «Cool Cafe» использует два вида каналов распределения товаров (см. рисунки 2.2 - 3.2).
Рисунок 2.2. Прямой канал (нулевого уровня)
Примечание. Источник: собственная разработка
Рисунок 2.3. Косвенный (одноуровневый) канал
Примечание. Источник: собственная разработка
По прямому каналу нулевого уровня в кафе «Cool Cafe» поступают такие товары как, молочные продукты, колбасные изделия, хлебобулочные изделия, маргариновая продукция и др. виды товаров, которые поступают в ресторан непосредственно с заводов-изготовителей. Канал такого уровня позволяет оперативно, без удорожания доставлять в ресторан «Леонидас» продукцию предприятий-производителей.
По косвенному каналу распределения в ресторан «Леонидас» поступают товары российских и украинских производителей, это в основном такие товары, как вино-водочные товары, в незначительном количестве мясные товары и морепродукты. По каналу такого уровня в ресторан «Леонидас» поступает лишь 5 % реализуемых товаров, поскольку в основном ресторан «Леонидас» работает с отечественными производителями.
Данные о поставщиках кафе «Cool Cafe» в зависимости от условий оплаты приведены на рисунках 2.4 - 2.5.
Рисунок 2.4. Данные о поставщиках кафе «Cool Cafe» в зависимости от условий оплаты за 2012 г.
Примечание. Источник: собственная разработка
Рисунок 2.5. Данные о поставщиках кафе «Cool Cafe» в зависимости от условий оплаты за 2013 г.
Примечание. Источник: собственная разработка
Данные рисунков 2.4 - 2.5 свидетельствуют о том, что кафе «Cool Cafe» работает с поставщиками в основном с отсрочкой платежа, причем следует отметить положительную тенденцию в увеличении количества поставщиков, предоставляющих большую отсрочку, в частности: удельный вес поставщиков предоставляющих отсрочку от 10 до 20 дней увеличилось на 0,9 %, предоставляющих отсрочку от 30 до 60 дней увеличилось на 2,4 %.
Кафе «Cool Cafe» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у поставщиков - изготовителей, а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей.
Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую поставку товаров. В основном ассортимент этих товаров импортного производства, а также прочие бакалейные и сопутствующие товары, которые по договору приобретаются очень небольшими партиями и рассчитаны на спрос покупателя с достатком выше среднего.
Изучая источники закупок товаров, ресторан «Леонидас» ведет журнал, где на каждого поставщика составляет его данные (наименование организации, его юридический адрес и почтовый адрес, Ф.И.О. и телефон директора, гл. бухгалтера, режим работы), сведения о количестве и ассортименте продовольственных товаров и другие сведения интересующие кафе «Cool Cafe»
2.3 Оценка факторов, влияющих на товарные запасы и товарооборачиваемость
Данные таблицы 2.4 характеризуют структуру товарных запасов кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг.
Таблица 2.4. Структура товарных запасов кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг.
Товарная группа и товар |
2007 год |
2008 год |
Отклонение (+/-) | |||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % | |
Мясо и птица |
2681,8 |
13,2 |
2440,5 |
13,0 |
-241,3 |
-0,2 |
Колбасные изделия |
2153,5 |
10,6 |
1971,2 |
10,5 |
-182,3 |
-0,1 |
Рыба и рыбопродукты |
1787,9 |
8,8 |
1708,3 |
9,1 |
-79,6 |
+0,3 |
Масло |
2275,4 |
11,2 |
1933,6 |
10,3 |
-341,8 |
-0,9 |
Маргарин |
1869,1 |
9,2 |
1764,7 |
9,4 |
-104,4 |
+0,2 |
Молоко и молочная продукция |
1340,9 |
6,6 |
1257,8 |
6,7 |
-83,1 |
+0,1 |
Сахар |
853,3 |
4,2 |
807,2 |
4,3 |
-46,1 |
+0,1 |
Мука |
325,1 |
1,6 |
319,1 |
1,7 |
-6,0 |
+0,1 |
Сыр |
1076,8 |
5,3 |
976,2 |
5,2 |
-100,6 |
-0,1 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
1361,2 |
6,7 |
1182,7 |
6,3 |
-178,5 |
-0,4 |
Картофель |
325,1 |
1,6 |
319,1 |
1,7 |
-6,0 |
+0,1 |
Макаронные изделия |
690,8 |
3,4 |
657,1 |
3,5 |
-33,7 |
+0,1 |
Алкогольные напитки |
1950,4 |
9,6 |
1821 |
9,7 |
-129,4 |
+0,1 |
Прочие группы товаров |
1625,2 |
8,0 |
1614,5 |
8,6 |
-10,7 |
+0,6 |
Итого |
20316,5 |
100,0 |
18773 |
100,0 |
-1543,5 |
- |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как свидетельствуют данные таблицы 2.4, сильных изменений в структуре товарных запасов кафе «Cool Cafe» не наблюдалось. Среди наиболее больших сдвигов можно отметить снижение на 0,9 % удельного веса мяса; на 0,4 % - хлеба и хлебобулочных изделий и увеличение на 0,6 % прочих групп товаров и на 0,3 % рыбы и рыбопродуктов. В стоимостном выражении следует отметить снижение товарных запасов в разрезе каждой товарной группы.
Продуктовый баланс кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг. приведен в таблице 2.5.
Таблица 2.5. Продуктовый баланс кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение (+/-) |
Влияние на динамику товарооборота |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товарные запасы на начало года, тыс. руб. |
17097 |
21136 |
+4039 |
+4039 |
Поступление товаров, |
275356 |
314819,2 |
+39562,2 |
+39562,2 |
тыс. руб. |
||||
Товарооборот, тыс. руб. |
259536 |
309287,2 |
+49751,2 |
+49751,2 |
Прочее выбытие товаров, тыс. руб. |
9381 |
10258 |
+877 |
-877 |
Товарные запасы на конец года, тыс. руб. |
23536 |
16410 |
-7126 |
+7126 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Увеличение товарооборота по организации в динамике произошло за счет роста поступления товаров (+39562,2 тыс. руб.), остатков на начало периода (+4039 тыс. руб.), увеличения запасов на конец периода (+7126 тыс. руб.) и прочего выбытия товаров (-877 тыс. руб.).
Определим средние товарные запасы:
На 01.01.2008 г.:
(17097 + 23536) / 2 = 20316,5 тыс. руб.
На 01.01.2009 г.:
(21136 + 16410) / 2 = 18773 тыс. руб.
Проведем анализ товарооборачиваемости кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг. (таблица 2.6).
Таблица 2.6. Анализ товарооборачиваемости «Cool Cafe» за 2012-2013 гг.
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
259536 |
309287,2 |
+49751,2 |
119,2 |
Средние товарные запасы, тыс. руб. |
20316,5 |
18773 |
-1543,5 |
92,4 |
Товарооборачиваемость, дни |
28,18 |
21,85 |
-6,33 |
- |
Скорость оборота, обор. |
12,77 |
16,48 |
+3,71 |
- |
Примечание. Источник: собственная разработка
В кафе «Cool Cafe» товарооборачиваемость в динамике ускорилась на 6,33 дн. и за 2013 г. составила 21,85 дн. В отчетном периоде в результате ускорения товарооборачиваемости количество оборотов, совершаемых средним товарным запасом, увеличилось с 12,77 до 16,48, или на 3,71 оборота.
На размер изменения среднего товарного запаса оказали влияние 2 фактора: рост объема товарооборота; ускорение товарооборачиваемости.
Товарооборот кафе «Cool Cafe» в динамике возрос на 19,2 %, а средние товарные запасы снизились на 7,6 %. Товарные запасы в данном случае вследствие роста товарооборота увеличились на 3900,77 тыс. руб. (20316,5 × × (+19,2) / 100), а за счет ускорения товарооборачиваемости средние товарные запасы снизились на 5444,27 тыс. руб. (-1543,5 тыс. руб. - 3900,77 тыс. руб.).
С увеличением товарооборота товарные запасы растут более медленными темпами, то есть в размере корня квадратного из темпов прироста товарооборота. Следовательно, в связи с ростом товарооборота на 19,2 % товарные запасы должны были возрасти только на 4,38 % ( ) и составить за 2008 г. 21206,36 тыс. руб. (20316,5 × 104,38 / 100).
Для ускорения товарооборачиваемости в ресторане «Леонидас» следует применять следующие мероприятия: улучшать коммерческую работу по закупке товаров; улучшать товарные запасы, которые длительные сроки не реализуются; эффективно использовать механизм ценообразования (уменьшать торговые надбавки); применять прогрессивные формы обслуживания; постоянно изучать спрос потребителей. Более подробно данные мероприятия будут рассмотрены в следующее главе курсовой работы
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ кафе «Cool Cafe»
3.1 Планирование и нормирование запасов как один из путей их оптимизации
Проведем планирование товарных запасов кафе «Cool Cafe»
1) экономико-статистическим методом с использованием скользящей средней, для чего воспользуемся формулами (1.20) - (1.21).
Таблица 3.1. Исходные данные для расчета норматива товарных запасов кафе «Cool Cafe» на 2014 год методом скользящей средней
Год |
Условные обозначения |
Среднедневной товарооборот за год, тыс. руб. |
Средние запасы | |
в сумме, тыс. руб. |
в днях | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
гр.4 / гр. 3 = гр. 5 |
2005 год |
K1 |
568,42 |
17163 |
30,19 |
2006 год |
K2 |
625,56 |
19125,6 |
30,57 |
2007 год |
K3 |
720,93 |
20316,5 |
28,18 |
2008 год |
К4 |
859,13 |
18773 |
21,85 |
Информация о работе Анализ запасов сырья на предприятии общественного питания