Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:20, дипломная работа
Цель данной работы заключается в разработке и апробации системы упражнений с использованием песен при обучении фонетике с применением ИТ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
роль музыкальной наглядности при обучении фонетике;
роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
виды используемых песен;
некоторые фонетические упражнения с использованием песен и информационных технологий.
Введение 3
Глава 1. Обучение фонетике 8
1.1. Общее понятие предмета фонетика 8
1.2. Понятие фонетического навыка 12
1.3. Формирование фонетического навыка на различных этапах обучения…. 16
1.4. Требования государственного стандарта к формированию фонетических навыков в 5-6 классах 23
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий 26
2.1. Использование музыкальной наглядности при обучении фонетике 26
2.2. Виды песен используемые в процессе обучении фонетике 31
2.3. Упражнения с использованием песенной наглядности с применением информационных технологий 34
Выводы по II главе 38
Глава 3. Разработка упражнений на основе анализа современных УМК 39
3.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса 39
3.2 Описание экспериментальной работы 52
3.3 Результаты экспериментальной работы 61
Выводы по третьей главе 63
Заключение 64
Список литературы 66
В
настоящее время перед школой
и перед каждым учителем в частности
стоит основная задача - формирование
у учащихся положительной устойчивой
мотивации к учебной
Как
свидетельствует теория и практика
преподавания иностранных языков, перспективным
и эффективным на уроке иностранного
языка является использование в
качестве опоры музыкальной наглядности,
в частности современного популярного
песенного материала. Выбор современной
зарубежной музыки обуславливается
его познавательной ценностью, адекватным
отражением особенностей жизни, культуры
и быта, образа мыслей жителей стран
изучаемого языка. Кроме того, использование
музыкального материала на занятиях
способно усилить мотивационный
фактор, создать благоприятный
В качестве подобных текстов могут выступать песни на английском языке, представляющие собой образец звучащего аутентичного текста, содержащего активную лексику и наиболее распространенные в языке грамматические формы и структуры и адекватно отражающего особенности жизни и культуры народов, говорящих на английском языке. Песни на английском языке – универсальный материал для развития всех видов речевой деятельности в совокупности. Они успешно используются для введения, закрепления и активизации лексических единиц и грамматических форм, а также для формирования и развития слухо-произносительных навыков и коммуникативных умений обучающихся.
Песни способствуют овладению навыками иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения, особенности ритма, мелодики и т. д.;
Музыка
как вид искусства обладает эстетической
и нравственной ценностью, а также
является совокупностью слуховой, образной,
частично зрительной языковой наглядностью.
Музыкальная наглядность, безусловно,
перцептивна и театрализовано-
Таким образом, с точки зрения методики песня на английском языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающий особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу.
При объяснении описания и произнесения звука, преподаватель дает ему целый ряд эмоциональных оценок. Эти оценки могут быть как качественного, так и сравнительного плана («мечтательный», «холодный», «развязный», «милый», «строгий», «скучный», «живой»; «красный», «синий», «желтый», а также: «как цыпленок», «как орешек», «как бархат» и т. д.). Законченный же образ звука складывается у школьника после прослушивания песни, а на более позднем этапе и после пения песни вместе с учителем или исполнителем (записанным на пленку).
Песенный материал, используются лишь как яркое средство эмоционального воздействия, способствующее восприятию и адекватному воспроизведению звука. Песни могут успешно применяться и при отработке так называемых трудных фонетических сочетаний, а также при работе над ритмом. Особо следует выделить использование на уроках песен, посвященных какому-либо конкретному звуку.
Заметим, что прослушивание и пение песен эффективны не только при введении того или иного звука, но и при дальнейшей работе над английским произношением. Это может быть:
1)
целенаправленная тренировка
2)
пение песни с целью исправить
спонтанно допущенную кем-либо
из учащихся ошибку при
3) просто пение как совершенно необходимый на уроке момент релаксации.
По
сравнению с речью, песня оказывается
более эмоционально окрашенной, что
способствует повышению активности
учащихся и снижению усталости. Лад
и тональность в песне помогают
передать эмоциональное состояние,
раскрывают переживания, оттенки чувств
и настроения. Более того, сама структура
мелодии оказывается
1)
видеодорожка должна
2)
видеоряд должен быть ясным
и понятным для
3)
видеоклип должен
4)
желательно присутствие
5)
желательно наличие
При
отборе музыкального материала следует
также учитывать некоторые
Можно сделать вывод, что
Песня на уроках английского
языка может использоваться в
самых разных целях: для
Критериями отбора песен могут быть следующие:
-
песня должна быть приятной, ритмичной,
не слишком длинной, иметь
- она должна мотивировать, заинтересовать обучающихся;
-
соответствовать возрасту и
-
отражать страноведческую
- голос исполнителя должен быть понятным. [2; 28]
Можно сделать вывод, что отбор музыкального материала представляет собой достаточно трудоемкую и серьезную методическую деятельность.
Говоря
о музыке, можно проводить аналогии.
Если мы хотим использовать музыку
и песенный материал на уроках, то нужно
помнить, что они могут быть самыми
разнообразными, например, рождественские
песни, рок или поп-музыка, в настоящее
время можно использовать и направление
в стиле рэп. В любом случае
цель музыки и песен – сделать
урок привлекательным и
Для занятий можно использовать следующие практичные советы по отбору песенного материала:
1. Фолк, блюз, джаз, кантри, опера, мюзикл
— это жанры, наиболее
2.
Важно обращать внимание на
содержание песни. Ведь во
3.
Песни, исполняемые сольно, как
правило, воспринимаются легче,
4.
Тяжелые ударные, наличие
5.
Текст песни легче
Несмотря на все преимущества использования песни в обучении иностранному языку, учебно-методические комплексы не содержат достаточного количества песенного материала. На начальном и среднем этапах обучения необходим отбор учителем песенного материала, соответствующего практическим целям данного этапа обучения и возрастным особенностям учащихся.
Как известно, начальный этап изучения иностранного языка является самым трудным и ответственным, так как на этом этапе необходимо не только научить правильной артикуляции и произношению, но и показать учащимся, как эти звуки соединяются и взаимодействуют между собой. Произношение-это базовая характеристика речи, основа для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, так как нарушение фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим ведет к коммуникативным ошибкам.
Формирование
фонематического навыка предполагает
перестройку привычной
Кроме того, учащимся более понятно
и привычно такое занятие как
пение хором, нежели просто
повторение хором отдельных