Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в разработке и апробации системы упражнений с использованием песен при обучении фонетике с применением ИТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
роль музыкальной наглядности при обучении фонетике;
роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
виды используемых песен;
некоторые фонетические упражнения с использованием песен и информационных технологий.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Обучение фонетике 8

1.1. Общее понятие предмета фонетика 8

1.2. Понятие фонетического навыка 12

1.3. Формирование фонетического навыка на различных этапах обучения…. 16

1.4. Требования государственного стандарта к формированию фонетических навыков в 5-6 классах 23

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий 26

2.1. Использование музыкальной наглядности при обучении фонетике 26

2.2. Виды песен используемые в процессе обучении фонетике 31

2.3. Упражнения с использованием песенной наглядности с применением информационных технологий 34

Выводы по II главе 38

Глава 3. Разработка упражнений на основе анализа современных УМК 39

3.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса 39

3.2 Описание экспериментальной работы 52

3.3 Результаты экспериментальной работы 61

Выводы по третьей главе 63

Заключение 64

Список литературы 66

Вложенные файлы: 1 файл

Департамент образования Тульской области.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

2.3. Упражнения с использованием  песенной наглядности  с применением  информационных технологий

 

             В данной работе мы рассматриваем  использование песен на этапе  формирования фонетического навыка  с применением информационных  технологий. Так как мы уже  определили целесообразность и  ценность использования песен  при обучении фонетике, в данном  пункте мы определим упражнения  и задания, с использованием  песен при обучении данному  аспекту с применением информационных  технологий.

             Но для начала мы рассмотрим  методику использования каждой  песни, которая предусматривает  предварительное введение, активизацию  и закрепление  используемых  песен.

                Работа с песней на уроке  предполагает следующую последовательность:

     1) предварительная беседа, связанная  с содержанием песни, опрос  учащихся, составление ассоциограмм, таблиц, сравнение явлений чужой  и родной культуры, о которых  может упоминаться в песне.  Установка на первое восприятие  песни;

     2) прослушивание песни; знакомство  с музыкальной стороной песни;

     3) проверка понимания содержания  песни (перевод текста общими  усилиями учащихся под руководством  учителя). На продвинутых этапах  целесообразно бращать внимание  учащихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста  песни;

     5) выполнение способствующих лучшему  усвоению нового материала заданий  и упражнений к песне;

     6) разучивание песни в процессе  ее совместного исполнения;

     На  последующих нескольких уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы новый материал, который  встретился при работе с ней, запомнился прочно и нужные фонетические навыки сформировались в достаточной степени.

               В настоящее время происходит  активное внедрение информационных  технологий в процесс обучения. Именно благодаря компьютерным  технологиям существенно повышается  интерес обучающихся к предмету, активизируется их мыслительная  деятельность. Информационные технологии  используются как для предъявления  учебной информации обучающимся,  так и для контроля успешности  ее усвоения.

     К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:

     - технологии, использующие компьютерные  обучающие программы;

     - мультимедиа технологии;

     - технологии дистанционного обучения.

     В обучении иностранному языку, в частности  рассматриваемой нами фонетической стороне, предлагается использование  множества компьютерных обучающих  программ. В зависимости от дидактических  целей и специфики курса обучения выделяются следующие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.[7,с.18]. Использование  информационных технологий совместно  с песнями на уроке ИЯ, предполагает под собой активизацию многих сторон обучения.

       Существует огромный спектр заданий,  предлагаемый в работе с музыкой  на занятиях иностранного языка.  Выделяют следующие категории  [21, с. 38]: 

  • стратегия подготовки (pre-listening);
  • стратегия обработки информации (while-listening);
  • стратегия заключения (post-listening).

     а) Задачи перед прослушиванием:

  • заботиться о тематическом соответствии;
  • заинтересовать в работе с текстом;
  • стимулировать выдвижение версий относительно содержания песни;
  • активизировать имеющийся резерв знаний по данной теме;
  • применять имеющиеся знания.

     б) Задачи во время прослушивания:

  • достичь цели прослушивания;
  • повысить качество прослушивания;
  • вызвать необходимую реакцию;
  • определиться в понимании текста;
  • сделать выводы о значении песни.

     в) Задачи после прослушивания:

  • заинтересовать в осмыслении (более глубоком) песни;
  • мотивировать языковое понимание;
  • стимулировать учащихся к дискуссии по теме;
  • провоцировать на личные высказывания, эмоции.

     Эти категории приводят воедино весь учебный процесс. Основные этапы  урока очень четко разграничены и позволяют достигнуть цель запланированного занятия относительно каждого ученика.

     Безусловно, использование песен на уроках английского  языка, процесс сам по себе необходимый  и нужный. Он не только вызывает положительные  эмоции, но и служит лучшему усвоению материала и так же формированию устойчивого фонетического навыка. Совместное использование информационных технологий и песен, представляют превосходную возможность для разнообразия и  насыщенности проведения урока.

              В процессе обучения фонетике, можно использовать следующий  ряд упражнений, с применение  песен и информационных технологий.

     1. Упражнение, в котором используется  видео с песней. Данное упражнение  дает возможность визуально видеть  исполнителя, что способствует  прочному запоминанию не только  текста, но и правильной интонации  и артикуляции звуков.

     2. Для отработки конкретного звука,  можно применять технологию караоке,  где в тексте песни  выделяются  нужные звуки и при озвучивании  текста, запоминается правильное  произношение.

     3. Использование Flash-мультов, где песня сопровождается анимацией. Где так же дается возможность повторения песни построчно за дикторами-носителями языка. Запись, сделанная носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяет заинтересовать ученика и добиться определенных результатов.

          Многие учебные курсы  вводят  песенный материал как естественную  часть при изучении тех или  иных  тем. Так же, в помощь  учителю, существуют многочисленные  сборники, аудио- и видеокассеты, а в последнее время и компьютерные  программы с музыкой и песнями.  Правда, использование всего этого  требует от учителя больших  временных затрат, но полученные  результаты стоят того.

         Подводя итог к выше изложенному,  можно сказать, что на уроках  ИЯ учитель может использовать  как аудио-, так и видео-песенный  материал. Следовательно, экспериментальным  путем мы попытаемся найти  подтверждение тому, что на этапе  формирования фонетического навыка, песни также находят свое оправданное  применение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по II главе

 

     Итак, исходя из рассмотренного нами материала, можно сделать следующие выводы:

  • с точки зрения методики, песни на уроке английского языка оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению материала;
  • песни должны быть аутентичны, доступны в информационном и языковом плане, эмоциональны, а также песни должны отвечать возрастным особенностям учащихся;
  • использование песен на уроках английского языка способствует развитию музыкального слуха, а также эстетическому воспитанию учащихся;
  • применение песен развивает у детей интерес к изучению английского языка и мотивирует их к дальнейшей работе;
  • песни, также оказывают неоценимую помощь учителю для более интересной формы формирования фонетического навыка и формированию правильной интонации  учащихся;
  • существуют различные формы песенного материала, такие как аудиозаписи, видеоклипы, флеш-мульты. Все они могут применяться на уроках ИЯ, но для более успешного использования учителю следует учитывать критерии их отбора.

Глава 3.  Разработка упражнений на основе анализа  современных УМК

3.1 Анализ УМК по  английскому языку  для 5 класса

 

     На  данный момент существует большое количество разнообразных УМК по английскому  языку для средней школы. Перед  учителем стоит проблема выбора наиболее доступного и подходящего учебного пособия. Обычно УМК состоит из учебника, книги для учителя, рабочей тетради  для учащихся, аудиокассет, книги  по чтению, однако количество компонентов  УМК может меняться.

     В данной курсовой работе будут проанализированы УМК  Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули и др. “Английский в фокусе. Spotlight 5 класс”, З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной и др. “Enjoy English – 3”, Printha Ellis и Mary Bowen “Way Ahead–4“. Наш выбор был обусловлен следующими факторами: 

  • предназначение для данной возрастной группы;
  • соответствие современным положениям методики;
  • достаточно широкое использование этих учебников в школе.

     Предметом анализа являются упражнения для  развития фонетических навыков с  использованием песен  и применением  информационных технологий в средней  школе школе.

     Рассмотрим  каждый УМК в отдельности:

     I. Ю.Е. Ваулина, Д. Дули  и др. “Английский в фокусе. Spotlight 5 класс”- учебно-методический комплект  состоит из следующих компонентов:

  •   книга для учащегося Students book;
  • книга для учителя Teacher's book;
  • рабочая тетрадь  Workbook;
 
     
  • языковой портфель;
  • книга для чтения с CD;
  • контрольные задания;
  • аудиоприложение к контрольным заданиям;
  • аудиокурсы для занятий в классе и дома;
  • электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома (аудиокурс для самостоятельных занятий дома, список треков к аудиокурсу, учебные словари ABBYY Lingvo, учебно-игровая программа для быстрого запоминания слов).

     К основным отличительным характеристикам  курса «Английский в фокусе» (Spotlight) в целом следует отнести:

  • аутентичность языковых материалов;
  • адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;
  • соответствие структуры учебного материала модулей полной  структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация, постановка цели, деятельность по достижению цели, самоконтроль, самооценка, самокоррекция;
  • современные, в том числе компьютерные технологии;
  • интерактивность, вывод ученика за рамки  учебника;
  • личностная ориентация содержания учебных материалов;
  • включенность родного языка и культуры; 
  • система работы по формированию общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
  • межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира;
  • возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса;
  • воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

              Анализ отличительных характеристик  УМК «Английский в фокусе»  демонстрирует его соответствие  основным направлениям модернизации  общего образования. Полноценный  состав УМК, обеспечивает качественную  работу учителя с одной стороны,  и качественное обучение/изучение  иностранного языка, с другой.

          Учебники  «Английский в фокусе»  построены в соответствии с  базисным учебным планом (3 часа  в неделю) и рассчитан на 90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков, отводимых на промежуточный и итоговый контроль, а также на творческие уроки. Учебники для 5–7 классов имеют следующую структуру: 

     - 10 тематических модулей; 

     - каждый модуль состоит из 9 уроков  и одного резервного урока  (по усмотрению учителя);

     - учебник для 5 класса состоит  из Starter и  10 тематических модулей,  каждый из которых включает 8 уроков  и один резервный;  

     - раздел Spotlight on Russia;

     - грамматический справочник;

     - поурочный словарь (с выделенным  другим цветом активным вокабуляром);

     Анализ  УМК с позиции  содержания упражнений для формирования фонетических навыков.

     В учебнике «Spotlight-5» были рассмотрены следующие модули:

     Модуль 1 (тематика: школьные дни, школьная жизнь, учебные                  предметы);

     Модуль 6 (тематика: на работе, распорядок дня, выходные);

     Модуль 10 (тематика: каникулы, путешествия).

     Результаты  анализа приведены в таблице  ниже: 

     
     Название

     учебника

     Раздел      Общее

     кол-во упражнений

     Кол-во упражнений для формирования фонетического  навыка      Кол-во упражнений для формирования фонетического  навыка с использованием песен и  ИТ      Типология упражнений
 
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
 
     « Spotlight-5» 
     
 
     Модуль 1
 
     32
 
     1(3,1%)
 
     0 (0%)
     1.  Listen and repeat. In which

     word is "w" silent? Use the

     words to complete the first speaker in the questions below.

Информация о работе Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий