Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в разработке и апробации системы упражнений с использованием песен при обучении фонетике с применением ИТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
роль музыкальной наглядности при обучении фонетике;
роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
виды используемых песен;
некоторые фонетические упражнения с использованием песен и информационных технологий.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Обучение фонетике 8

1.1. Общее понятие предмета фонетика 8

1.2. Понятие фонетического навыка 12

1.3. Формирование фонетического навыка на различных этапах обучения…. 16

1.4. Требования государственного стандарта к формированию фонетических навыков в 5-6 классах 23

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий 26

2.1. Использование музыкальной наглядности при обучении фонетике 26

2.2. Виды песен используемые в процессе обучении фонетике 31

2.3. Упражнения с использованием песенной наглядности с применением информационных технологий 34

Выводы по II главе 38

Глава 3. Разработка упражнений на основе анализа современных УМК 39

3.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса 39

3.2 Описание экспериментальной работы 52

3.3 Результаты экспериментальной работы 61

Выводы по третьей главе 63

Заключение 64

Список литературы 66

Вложенные файлы: 1 файл

Департамент образования Тульской области.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

      
     
 
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
        
     Модуль 6
 
     36
 
     2 (5,5%)
 
     0 (0%)
     1.  Listen and tick. Listen again and repeat. Read out the sentences. Think of other words.

     2.  Listen and

     repeat.

        
     Модуль 10
 
     31
 
     2 (6,4%)
 
     0 (0%)
     1. Listen and tick. Listen again and repeat. Then read out the sentences.

     2. Listen and repeat. Add two verbs to each catergory.


      

     Рис. 1  Анализ УМК «Spotlight-5» с позиции содержания упражнений для формирования фонетического навыка 

     

     Рис. 2  Анализ УМК «Spotlight-5» с позиции содержания упражнений для формирования фонетического навыка

     В учебнике «Spotlight-5» количество упражнений для формирования фонетических навыков минимальное и явно недостаточное. Данные упражнения не разнообразны по своему содержанию, что значительно снижает интерес и мотивацию учащихся к их выполнению. В основном они направлены на повторение слов с определенными звуками.

     В рассмотренном нами УМК для данного  уровня, песни вовсе не используются для развития какого-либо из навыков.

       II. М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина и др. «Enjoy English - 3» - этот учебно-методический комплект  состоит из следующих компонентов:

  • книга для учащегося Students book;
  • книга для учителя Teacher's book;
  • рабочая тетрадь  Workbook;
  • аудиоприложение (аудиокассеты, CD MP3);

     Содержание  курса полностью соответствует  обязательному минимуму образования  и возрастным особенностям и интересам  учеников – стиль изложения материала  современный и по сложности соответствует  возрасту учащихся. Концепция, лежащая в основе данного УМК современна и научна, т.к. построена на следующих принципах:

  • коммуникативная направленность;
  • сознательность в изучении языка;
  • опора на родной язык;
  • посильность;
  • ситуативность и новизна;
  • дифференциация и интеграция;
  • активность в учебном процессе;
  • автономия учащихся, их инициативность в поиске правильного решения при столкновении с трудностями и ошибками в процессе овладения иностранным языком;
  • наглядность;
  • образовательная и воспитательная ценность обучения;
  • социокультурная направленность;
  • многократность повторения изученных языковых структур и речевых моделей;
  • диагностирующая функция контроля;
  • мыслительная активность учащихся в процессе;
  • постоянная обратная связь;

             Анализируемый УМК рассчитан  на трех часовое занятие в  неделю, что соответствует положениям  современного базисного плана,  и состоит из восьми разделов, каждый из которых рассчитан  на одну четверть: уроки 1-4 изучаются  в 5-ом классе, уроки 5-8 в 6-ом  классе. В конце учебника имеется  словарь и грамматический справочник.

     Рабочая тетрадь, содержит достаточное количество разнообразных упражнений.

     В книге для учителя содержатся методические рекомендации, тексты для  аудирования и сценарии внеклассных  мероприятий.

     Анализ  УМК с позиции  содержания упражнений для формирования фонетических навыков.

     В учебнике «Enjoy English - 3» были рассмотрены следующие уроки:

     Урок 1 (тематика: школьная жизнь, взаимоотношения, каникулы).

     Урок 2 (тематика: моя семья, помощь родителям, профессии).

     Урок 4 (тематика: в городе, достопримечательности).

     Результаты  анализа приведены в таблице  ниже: 

     
     Название

     учебника

     Раздел      Общее

     кол-во упражнений

     Кол-во упражнений для формирования фонетического  навыка      Кол-во упражнений для формирования фонетического  навыка с использованием песен и  ИТ      Типология упражнений
 
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
 
     «Enjoy English -3» 
     
 
     Урок 1
 
     64
 
     2(3,1%)
 
     0 (0%)
     1.  Listen and repeat.

     2.   Listen, read and repeat.

 
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
        
     Урок 2
 
     59
 
     1 (1,6%)
 
     0 (0%)
     1.  Listen and repeat.
        
     Урок 4
 
     55
 
     2 (3,6)
 
     0 (0%)
     1.  Listen and repeat.

     2.   Listen, read and repeat.


      

     Рис. 3  Анализ УМК «Enjoy English - 3» с позиции содержания упражнений для формирования фонетического навыка

     

     Рис. 4  Анализ УМК «Enjoy English - 3» с позиции содержания упражнений для формирования фонетического навыка 

     Основными отличительными характеристиками УМК  «Enjoy English-3» являются:

  1. соответствие  Европейским стандартам в области изучения иностранных языков;
  2. формирование у  школьников  коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности (в говорении, аудировании, чтении и письме) в реальных ситуациях общения в их интеграции;
  3. развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, а также общеучебных умений;
  4. включение учащихся в диалог культур – России и англоговорящих стран, знакомство их с миром зарубежных сверстников;  
  5. развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самоанализа;  
  6. разнообразие составляющих его компонентов;
  7. уникальная структура и содержание учебников, их яркое и красочное оформление, прекрасно составленное аудио  сопровождение;
  8. УМК строятся на принципах активного и гуманистического подходов к преподаванию иностранного языка.

     Подробно  изучив данный УМК, мы пришли к выводу, что в учебнике не предусматривается  работа с песней с использованием ИТ на этапе формирования фонетических навыков.

     III. Printha Ellis и Mary Bowen “Way Ahead–4“-этот учебно-методический комплект состоит из следующих компонентов:

  • книга для учащегося;
  • книга для учителя;
  • рабочая тетрадь;
  • аудиоматериал (аудиокассета, CD); 

                УМК “Way Ahead–4“ – шестиуровневый курс английского языка, реализующий личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего и среднего школьного возраста. Тематика, содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных (физических и психологических) особенностей.

                Опыт использования УМК в российских  школах показывает, что материал  учебника позволяет учителю успешно  выполнить все требования Государственного  стандарта начального общего  образования по английскому языку:

  • развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме;
  • развитие интеллектуальных, познавательных способностей и общеучебных умений учащихся;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка;

     Особенности курса:

  • решение проблемы преемственности между начальной и средней школой;
  • реализация принципа межпредметных связей: большое количество текстов разнообразной тематики и разных жанров, развивающих и обогащающих личность учащегося;
  • наличие аудио и мультимедийного сопровождения, позволяющего развивать компенсаторные умения и навыки учащегося;
  • четкая организация работы учащихся с учебным материалом;

               Темы, задания, упражнения, игры и песни красочно оформлены, что делает обучение легким и интересным и помогает детям использовать АЯ осознанно в различных контекстах. 

               Учебный план принимает во внимание образовательное и социальное развитие детей, так же как снабжение через охватывание и переработку ключевого словаря, функций, структур и навыков. Пошаговый подход делает данный учебник простым для использования и легким для обучения.

     Учебник данного УМК состоит из 20 разделов, которые включают в себя по 4 урока. На протяжении первых трех уроков каждого  раздела регулярно вводится и  отрабатывается новый материал, тогда, как последний урок рассчитан  на проверку усвоенного материала

     Рабочая тетрадь к курсу “Way Ahead 4“ включает в себя дополнительный тренировочный материал для работы в классе или дома. В конце тетради содержится словарь.

     Анализ  УМК с позиции  содержания упражнений для контроля лексики.

     В учебнике “Way Ahead 4“ были рассмотрены следующие уроки:

     Урок 4(тематика: посещение библиотеки);

     Урок 16(тематика: горы, реки, леса);

     Урок 20(тематика: рассказать о себе);

     Результаты  анализа приведены в таблице: 

     
     Название

     учебника

     Раздел      Общее

     кол-во упражнений

     Кол-во упражнений для формирования фонетического  навыка      Кол-во упражнений для формирования фонетического  навыка с использованием песен и  ИТ      Типология упражнений
 
     1      
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
 
     “Way Ahead 4“      
 
     Урок 4  
     
 
     10
 
     0 (0%)
 
     0 (%)
      
        
     Урок 16
 
     13      
 
     0(0%)
 
     0 (0%)      
      
 
     1
 
     2
 
     3
 
     4
 
     5
 
     6
        
     Урок 20

      

 
     10
 
     1 ( 10%)
 
     0 (0%)
    1. Listening and sing.

 

     Рис. 6 Анализ УМК “Way Ahead – 4“ с позиции содержания упражнений для формирования фонетического навыка 
 
 

     

     Рис. 7  Анализ УМК «Way Ahead - 4» с позиции содержания упражнений для формирования фонетического навыка

     В целом можно сделать вывод  о том, что современные УМК  не уделяют достаточного внимания формированию фонетического навыка, что подтверждается малым количеством фонетических упражнений и все они однотипны  по своему содержанию. Результаты анализа  УМК привели нас у необходимости  разработать собственные фонетические упражнения и их апробации во время  прохождения педагогической практики.

3.2 Описание экспериментальной  работы

 

     В данной части нашей выпускной  квалификационной работы мы представляем последовательное описание проведенной  нами опытно-экспериментальной работы.

     Основным  методом исследования является эксперимент, на различных этапах которого применяются  и другие методы. Опишем последовательно  ход эксперимента и проанализируем его результаты на каждом этапе.

     Педагогический  эксперимент проводился в школе  №17 г. Тулы в период с 26 января по 1 марта. В нем принимали участие учащиеся  5А и 5Б  классов – соответственно 14 и 12 человек, где экспериментальной  выступала группа 5А класса. В  указанных классах школьники  четвертый год изучают английский язык.

     Главной целью нашей  экспериментальной  работы является разработка и пилотирование  заданий с использованием песен  и применением информационных технологий при обучении фонетике, которые могут  применяться на уроках ИЯ, и которые  будут способствовать формированию устойчивого фонетического навыка. Наша опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа, на каждом из которых  решались определенные задачи.

     1. Констатирующий этап

     На  данном этапе проведения эксперимента мы использовали – анкетирование учителей на предмет использования песен на уроках ИЯ (Приложение 1). Анкета включала в себя 6 вопросов с вариантами ответов. Вопросы были направлены на то, чтобы выяснить, как часто и с какой целью учителя включают работу с песней  на уроках АЯ,  испытывают ли какие-нибудь трудности при организации такой работы, разрабатывают ли задания сами учителя или используют уже данные в учебнике упражнения. И самым значимым для нас было выявление конкретного этапа работы с песней при обучении фонетике.

Информация о работе Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий