Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:32, реферат
Торговля Республики Беларусь, как одна из важных отраслей народного хозяйства
на пути рыночных преобразований в настоящее время столкнулась с рядом
проблем, которые привели эту отрасль в состояние глубокого кризиса.
Кризис экономики в РБ затронул все направления деятельности торговых
предприятий.
Введение. 3
1. Основные направления развития торговли на современном этапе. 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА № 19 БОРИСОВСКОГО
ГОРПИЩЕТОРГА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 13
3. Виды торговых зданий и интерьеров. 15
4. Планировка торгового зала магазина и ее влияние на
организацию торгово-технологического процесса. 18
5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. 23
6. Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест
кассиров контролеров 25
7. Торговое оборудование магазина и его характеристика. 28
8. Пути совершенствования устройства и планировки магазина № 19. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
ЛИТЕРАТУРА.. 36
удобств.
Чтобы хорошо торговать, надо знать, кто покупатель, кто производит товары
необходимого качества и по цене, приемлемой для покупателей, а также следует
выяснить, какие товары продаются в других магазинах конкурентами.
К розничной торговле, наряду с магазинами и другими торговыми учреждениями,
относятся предприятия питания, сфера обслуживания.
Розничный товарооборот — количественный показатель, характеризующий объем
продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной
стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их
обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные
доходы служат основой розничного товарооборота. Схематично эта взаимосвязь
может быть представлена следующим образом [9, с. 6].
Рис. 1.
С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо
рассматривать в трех аспектах;
как систему отношений
производства; как систему отношений обмена денежных доходов населения на
товары народного потребления; как систему обратной связи с производством.
Объем и тенденции изменения розничного товарооборота в значительной степени
характеризуют собой уровень жизни населения страны. Через розничный
товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с
количеством и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике
развития розничного товарооборота и его доли в фонде потребления. Фонд
личного потребления, кроме розничного товарооборота, включает натуральное
потребление и услуги нетоварного характера, неорганизованный оборот.
Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с денежным обращением.
В нем участвует значительная часть обращающихся денег; увеличение или
снижение объема реализации товаров народного потребления вызывает
соответствующие изменения в поступлении денег в банки. Его развитие отражает
народнохозяйственные
населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением.
Согласно определению, данному Министерством статистики и анализа Республики
Беларусь, розничным товарооборотом
действующих предприятий
и общественного питания, независимо от форм собственности и вида
хозяйственной деятельности, является продажа потребительских товаров
населению.
В объеме розничного товарооборота
учитывается продажа
предприятиях, в организациях
и учреждениях товаров
а также закупленных на стороне или полученных в порядке бартерного обмена. В
розничный товарооборот включается и продажа по безналичному расчету
некоторых потребительских товаров организациям, учреждениям и предприятиям,
а также продажа
сферы для питания обслуживаемого ими контингента населения.
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети [13, с. 259]:
1. Плотность торговой сети — количество торговых единиц, приходящихся на 10
000 жителей.
2. Обеспеченность населения розничной торговой сетью — торговая площадь,
приходящаяся на 1000 жителей.
3. Доля полустационарной
сети в общем количестве
торговой сети.
4. Уровень специализации розничной торговой сети — отношение количества
специализированных
торговли.
5. Общая численность торговых предприятий.
6. Средняя торговая площадь магазина.
7. Соотношение торговой
и неторговой площадей
Основная проблема розничной торговой сети заключается в обеспеченности
торговыми площадями, что отражается на качестве торгового обслуживания
населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.
Нигде не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если
в странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000
человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600— 1000 м2
и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети
определяется в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом
реализуемых товаров. Поэтому развитие торговой сети осуществляется по
принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с
точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это по
сути означает остаточный принцип в развитии сети. В условиях рынка необходимое
количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и
ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.
В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет
происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения
источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных,
коллективных и частных предприятий).
Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью
и числа магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети.
Измельченность торговой сети является существенным тормозом в
совершенствовании торгового обслуживания населения. В мелких магазинах
невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы
продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического
прогресса. Экономические показатели таких магазинов как при строительстве,
так и при эксплуатации, как важнейшим направлением дальнейшего развития
розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего за
счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.
В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают
вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного
упорядочения.
В продовольственной торговле
наблюдается тенденция
сети неспециализированных магазинов. В наибольшей мере требованиям,
предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров,
отвечают универсамы.
В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование
специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за
последние 10—15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой
сети. В последние годы широко осуществлялись меры по концентрации торговли
товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако
это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях
приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия
монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для
конкуренции в обслуживании покупателей.
Важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение.
Основная часть магазинов размещена в центрах городов. Кроме того, в крупных
городах магазины размещаются главным образом на первых этажах жилых домов и
в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает
60 и более процентов). Это
отрицательно влияет на
в целом, не позволяет строить крупные торговые предприятия, создает
неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные
торгово-технологические процессы, внедрять средства механизации трудоемких
процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных
помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.
Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется, когда
предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются в
зависимости не от потребностей населения, а главным образом от возможностей
торговой фирмы.
Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции
действующей торговой сети.
Подавляющее большинство
по проектам, которые не
соответствуют требованиям
продажи товаров.
Как показано в [16] развитие розничной торговли продовольственными товарами
должно идти в следующих направлениях:
1) необходимо увеличивать число малых и средних торговых предприятий;
2) необходимо
создавать разнообразные
типа (добровольные объединения, многомагазинные группы, торговые цепи и
т.д.);
3) необходимо
организовать региональные
базе действующих площадей;
4) необходимо
создать альтернативные
структуры для обслуживания торговых предприятий малого и среднего бизнеса;
5) необходимо
в перспективе организовать
группы;
6) необходимо
создавать новые оптовые
оснащенных новыми технологиями;
7) необходимо создать единый банк данных, обеспечивающих информацией о
товарах, услугах и т.д.
В качестве существующих в РБ проблем в розничной торговле можно отметить
отсутствие четкой структуры управления торговлей, несовершенство механизма
приватизации, а также несовершенство законодательных норм торговой
деятельности
Для примера проблем в РБ в таблице 1 показана динамика предприятий розничной
торговли сети потребительской кооперации за 1997-2000 гг.
Данные таблицы говорят о том, что имеет место сокращение всех видов торговой
сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной).
В силу социальной направленности кооперативной торговли многие ее торговые
предприятия являются убыточными,
так как реализуют
повседневного спроса. Большинство магазинов находятся в сельской местности (79
% в 1998 г.), где ограничен
контингент обслуживаемого
торговая сеть торговли в настоящее время представляет собой небольшие магазины
(90 м2), а также палатки, лотки, киоски и автомагазины, Небольшая
численность жителей в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных
торговых предприятий, автомагазинов и магазинов по торговле товарами
повседневного спроса.
Как отметил в [20, с. 4-6] Волонцевич Е.Ф., одной из причин, сдерживающих
продажу товаров в настоящее время является неудовлетворительное товарное
обеспечение. За счет импортных поставок продуктов питания в результате по
торговле удалось несколько улучшить ситуацию.
Таким образом, это очень важная проблема (не только торговая, но и
экономическая), тормозящая развитие торговли.
Динамика предприятия розничной торговли сети потребительской кооперации
Республики Беларусь за 1997 – 2000 гг.
Показатели На 1 января
1997 1998 1999 2000
кол-во, ед.
торг.пло
щадь, м.2 кол-во, ед.
торг.пло
щадь, м.2 кол-во, ед.
торг. пло
щадь, м.2 кол-во, ед.
торг.пло
щадь, м.2
1 . Продовольственные магазины
2. Непродовольственные магазины
3. Смешанные 8120 536,5 7917 545,
4. Всего магазинов 15215 1361
В том числе в сельской
местности 12178 925,2 11242
5. Удельный вес магазинов
в сельской местности 80,0 68,
6. Удельный вес магазинов
самообслуживания 74,2 86,5
7. Развозная и разносная сеть 69 — 122 — 136 — 129 —
8. Автомагазины и прицепы-
9. Палатки, киоски 1824 — 1428 —
10. Всего торговых предприятий
11. Торговая площадь всех
магазинов на 1 000 человек обслуживаемого
населения, м2 302 295 278 _
Норматив торговой площади на 1000 жителей, м2 310 310 310 310
12. Средний размер магазина
по торговой площади, м2 — 89,
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА № 19 БОРИСОВСКОГО
ГОРПИЩЕТОРГА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Торговое предприятие «Универсам» № 19 г. Борисова образовано 19 августа 1994
г. решением исполкома Советского района г. Борисова (номер решения городского
исполкома г. Борисова – 1 Б 1671-Т).
Юридический адрес предприятия: г. Борисов, ул. Ленина, 8.
Предприятие занимает здание по названному адресу.
Торговое предприятие «Универсам» было акционировано в 1997 г. По состоянию на
01.01.2001 г. численность сотрудников – 86 человек, из них 8 чел. –
управленческий персонал. В 1994 году предприятие получило лицензию на
торговую и
С этого времени активно занимается коммерческой деятельностью. Кроме
Информация о работе Планировка торгового зала магазина и ее влияние