Планировка торгового зала магазина и ее влияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:32, реферат

Краткое описание

Торговля Республики Беларусь, как одна из важных отраслей народного хозяйства
на пути рыночных преобразований в настоящее время столкнулась с рядом
проблем, которые привели эту отрасль в состояние глубокого кризиса.
Кризис экономики в РБ затронул все направления деятельности торговых
предприятий.

Содержание

Введение. 3
1. Основные направления развития торговли на современном этапе. 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА № 19 БОРИСОВСКОГО
ГОРПИЩЕТОРГА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 13
3. Виды торговых зданий и интерьеров. 15
4. Планировка торгового зала магазина и ее влияние на
организацию торгово-технологического процесса. 18
5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. 23
6. Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест
кассиров контролеров 25
7. Торговое оборудование магазина и его характеристика. 28
8. Пути совершенствования устройства и планировки магазина № 19. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
ЛИТЕРАТУРА.. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Планировка торгового зала магазина и ее влияние.docx

— 62.01 Кб (Скачать файл)

удобств.

Чтобы хорошо торговать, надо знать, кто покупатель, кто про­изводит  товары

необходимого качества и  по цене, приемлемой для покупателей, а также следует

выяснить, какие товары продаются  в других магазинах конкурентами.

К розничной торговле, наряду с магазинами и другими тор­говыми учреждениями,

относятся предприятия питания, сфера обслуживания.

Розничный товарооборот —  количественный показатель, ха­рактеризующий объем

продаж, он выражает экономические  отношения, возникающие на заключительной

стадии движения товаров  из сферы обращения в личное потребление  путем их

обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные

доходы служат основой  розничного товарооборота. Схематично эта взаимосвязь

может быть представлена следующим  образом [9, с. 6].

    

 

 

 

 

     Рис. 1.

С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо

рассматривать в трех аспектах; как систему отношений общественного

производства; как систему  отношений обмена денежных доходов  населения на

товары народного потребления; как систему обратной связи с  производством.

Объем и тенденции изменения  розничного товарооборота в значительной степени

характеризуют собой уровень  жизни населения страны. Через  розничный

товарооборот реализуются  денежные доходы, полученные в соответствии с

количеством и качеством  затраченного труда. Это находит  выражение в динамике

развития розничного товарооборота  и его доли в фонде потребления. Фонд

личного потребления, кроме  розничного товарооборота, включает натуральное

потребление и услуги нетоварного  характера, неорга­низованный оборот.

Розничный товарооборот находится  в тесной взаимосвязи с де­нежным  обращением.

В нем участвует значительная часть обращающихся денег; увеличение или

снижение объема реализации товаров народного потребления  вызывает

соответствующие изменения  в поступлении денег в банки. Его развитие отражает

народнохозяйственные пропорции  между производством и по­треблением, спросом

населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением.

Согласно определению, данному  Министерством статистики и анализа  Республики

Беларусь, розничным товарооборотом действующих предприятий розничной  торговли

и общественного питания, независимо от форм собственности и  вида

хозяйственной деятельности, является продажа потребительских  товаров

населению.

В объеме розничного товарооборота  учитывается продажа непосредственно  на

предприятиях, в организациях и учреждениях товаров собственного производства,

а также закупленных на стороне или полученных в порядке  бартерного обмена. В

розничный товарооборот включается и продажа по безналичному расчету

некоторых потребительских  товаров организациям, учреждениям  и предприятиям,

а также продажа продовольственных  товаров организациям социально-культурной

сферы для питания обслуживаемого ими контингента населения.

Показатели, характеризующие  качество розничной торговой сети [13, с. 259]:

1. Плотность торговой сети  — количество торговых единиц, при­ходящихся на 10

000 жителей.

2. Обеспеченность населения  розничной торговой сетью —  торго­вая площадь,

приходящаяся на 1000 жителей.

3. Доля полустационарной  сети в общем количестве розничной

торговой сети.

4. Уровень специализации  розничной торговой сети —  отноше­ние количества

специализированных предприятий  торговли к общему количеству предприятий

торговли.

5. Общая численность торговых  предприятий.

6. Средняя торговая площадь  магазина.

7. Соотношение торговой  и неторговой площадей магазина.

Основная проблема розничной  торговой сети заключается в обеспеченности

торговыми площадями, что  отражается на качестве  торгового  обслуживания

населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.

Нигде не установлена оптимальная  норма обеспеченности торговыми  площадями. Если

в странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000

человек, то во многих странах  Западной Европы она достигает 600— 1000 м2

и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети

определяется в настоящее  время в основном ограниченным объемом  и ассортиментом

реализуемых товаров. Поэтому  развитие торговой сети осу­ществляется  по

принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с

точки зрения покупателя, а  с точки зрения органов управления торговлей. Это по

сути означает остаточный принцип в развитии сети. В условиях рынка необходимое

количество розничной  торговой сети будет определяться не товарооборотом и

ассортиментом реализуемых  товаров, а прежде всего по­требностями населения.

В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями  будет

происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения

источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных,

коллективных и частных  предприятий).

Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью

и числа магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети.

Измельченность торговой сети является существенным тормозом в

совершенствовании торгового  обслуживания населения. В мелких магазинах

невозможно обеспечить широкий  выбор товаров, внедрить прогрессивные  формы

продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического

прогресса. Экономические  показатели таких магазинов как  при строительстве,

так и при эксплуатации, как важнейшим направлением дальнейшего  развития

розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего  за

счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают

вопросы рациональной специализации  торговой сети, ее структурного

упорядочения.

В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного  развития

сети неспециализированных магазинов. В наибольшей мере требованиям,

предъявляемым к группе магазинов  с универсальным ассортиментом  товаров,

отвечают универсамы.

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование

специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за

последние 10—15 лет значительно  обгоняют темпы роста уни­версальной торговой

сети. В последние годы широко осуществлялись меры по концентрации торговли

товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако

это направление нельзя рассматривать  как абсолютно правильное. В условиях

приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия

монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий  для

конкуренции в обслуживании покупателей.

Важным направлением в  развитии розничной сети является ее размещение.

Основная часть магазинов  размещена в центрах городов. Кроме того, в крупных

городах магазины размещаются  главным образом на первых эта­жах  жилых домов и

в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает

60 и более процентов). Это  отрицательно влияет на организацию  торговой сети

в целом, не позволяет строить  крупные торговые предприятия, создает

неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять  современные

торгово-технологические  процессы, внедрять средства механи­зации трудоемких

процессов. Строительство  и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных

помещений магазинов значительно  дороже, чем отдельно стоящих зданий.

Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется, когда

предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются  в

зависимости не от потребностей населения, а главным образом  от возможностей

торговой фирмы.

Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и  реконструкции

действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов  было построено

по проектам, которые не соответствуют требованиям сегод­няшней технологии

продажи товаров.

Как показано в [16] развитие розничной  торговли продовольственными товарами

должно идти в следующих  направлениях:

1)       необходимо  увеличивать число малых и  средних торговых предприятий;

2)       необходимо  создавать разнообразные организационные  структуры нового

типа (добровольные объединения, многомагазинные группы, торговые цепи и

т.д.);

3)       необходимо  организовать региональные оптовые  рынки или центры на

базе действующих площадей;

4)       необходимо  создать альтернативные мобильные  торгово-посреднические

структуры для обслуживания торговых предприятий малого и среднего бизнеса;

5)       необходимо  в перспективе организовать финансово-торгово-промышленные

группы;

6)       необходимо  создавать новые оптовые склады  европейского образца,

оснащенных новыми технологиями;

7)       необходимо  создать единый банк данных, обеспечивающих  информацией о

товарах, услугах и т.д.

В качестве существующих в  РБ проблем в розничной торговле можно отметить

отсутствие четкой структуры  управления торговлей, несовершенство механизма

приватизации, а также  несовершенство законодательных норм торговой

деятельности

Для примера проблем в  РБ в таблице 1 показана динамика предприятий  розничной

торговли сети потребительской  кооперации за 1997-2000 гг.

Данные таблицы говорят  о том, что имеет место сокращение всех видов торговой

сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной).

В силу социальной направленности кооперативной торговли мно­гие  ее торговые

предприятия являются убыточными, так как реализуют преимущественно  товары

повседневного спроса. Большинство  магазинов находятся в сельской местности (79

% в 1998 г.), где ограничен  контингент обслуживаемого населения.  Розничная

торговая сеть торговли в  настоящее время представляет собой  небольшие магазины

(90 м2), а также палатки,  лотки, киоски и автомагазины, Небольшая

численность жителей в  селах обуславливает наличие  широкой сети мелкорозничных

торговых предприятий, автомагазинов  и магазинов по торговле товарами

повседневного спроса.

Как отметил в [20, с. 4-6] Волонцевич Е.Ф., одной из причин, сдерживающих

продажу товаров в настоящее  время является неудовлетворительное товарное

обеспечение. За счет импортных  поставок продуктов питания в  результате по

торговле удалось несколько  улучшить ситуацию.

Таким образом, это очень  важная проблема (не только  торговая, но и

экономическая), тормозящая развитие торговли.

                                                                       Таблица 1

Динамика предприятия  розничной торговли сети потребительской  кооперации

Республики Беларусь за 1997 – 2000 гг.

     Показатели На 1 января

1997 1998 1999 2000

кол-во, ед. 

торг.пло

 

щадь, м.2 кол-во, ед. 

торг.пло

 

щадь, м.2 кол-во, ед. 

торг. пло

 

щадь, м.2 кол-во, ед. 

торг.пло

 

щадь, м.2

1 . Продовольственные магазины 3818 320,4 3825 316,1 3704 308,4 3664 305,3

2. Непродовольственные магазины 3272 504,2 2332 399,1 2505 365,6 2010 360,47

3. Смешанные 8120 536,5 7917 545,0 8034 567,1 8040 568,2

4. Всего магазинов 15215 1361 14073 1260,2 13795 1241,2 13714 1234,2

В том числе в сельской местности 12178 925,2 11242 848,1 10954 831,6 10833 817,2

5. Удельный вес магазинов  в сельской местности 80,0 68,0 80,0 67,3 79,4 67,0 79,0 66,2

6. Удельный вес магазинов  самообслу­живания 74,2 86,5 56,2 52,9 76,2 80,7 60,0 __

7. Развозная и разносная  сеть 69 — 122 — 136 — 129 —

8. Автомагазины и прицепы-магазины 472 — 470 — 455 — 444 —

9. Палатки, киоски 1824 — 1428 — 1214 — 1130 —

10. Всего торговых предприятий 17040 — 15502 — 15009 — 14844 

 

11. Торговая площадь всех  магазинов на 1 000 человек обслуживаемого  населения, м2  302  295  278 _ 318

 

Норматив торговой площади  на 1000 жителей, м2  310  310  310  310

 

12. Средний размер магазина  по торго­вой площади, м2 — 89,5 — 89,6 — 90,0 —  90,0

 

 

                                 

                                  

     

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА  № 19 БОРИСОВСКОГО

ГОРПИЩЕТОРГА И РЕЗУЛЬТАТОВ  ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Торговое предприятие  «Универсам» № 19 г. Борисова образовано 19 августа 1994

г. решением исполкома Советского района г. Борисова (номер решения  городского

исполкома г. Борисова – 1 Б 1671-Т).

Юридический адрес предприятия: г. Борисов, ул. Ленина, 8.

Предприятие занимает здание по названному адресу.

Торговое предприятие  «Универсам» было акционировано  в 1997 г. По состоянию на

01.01.2001 г. численность сотрудников  – 86 человек, из них 8 чел.  –

управленческий персонал. В 1994 году предприятие получило лицензию на

торговую и торгово0посредническую деятельности.

С этого времени активно  занимается коммерческой деятельностью.  Кроме

Информация о работе Планировка торгового зала магазина и ее влияние