Планировка торгового зала магазина и ее влияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:32, реферат

Краткое описание

Торговля Республики Беларусь, как одна из важных отраслей народного хозяйства
на пути рыночных преобразований в настоящее время столкнулась с рядом
проблем, которые привели эту отрасль в состояние глубокого кризиса.
Кризис экономики в РБ затронул все направления деятельности торговых
предприятий.

Содержание

Введение. 3
1. Основные направления развития торговли на современном этапе. 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА № 19 БОРИСОВСКОГО
ГОРПИЩЕТОРГА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 13
3. Виды торговых зданий и интерьеров. 15
4. Планировка торгового зала магазина и ее влияние на
организацию торгово-технологического процесса. 18
5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. 23
6. Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест
кассиров контролеров 25
7. Торговое оборудование магазина и его характеристика. 28
8. Пути совершенствования устройства и планировки магазина № 19. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
ЛИТЕРАТУРА.. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Планировка торгового зала магазина и ее влияние.docx

— 62.01 Кб (Скачать файл)

государственных предприятий,  поставлявших основные товары народного

потребления, фирма сотрудничает с более чем 30-ю фирмами торгово-

посреднического профиля. Фирма  занимается мелкооптовой и мелкорозничной

торговлей, что составляет в среднем 2 и 30 % от общего объема товарооборота

соответственно.  Предприятие  постоянно следит за ассортиментом  к качеством

товара. Торговое предприятие  «Универсам»  - это рентабельное и

платежеспособное предприятие.

Однако при постоянном росте товарооборота по сравнению  с предыдущим периодом

в сопоставимых ценах наблюдается  снижение суммы прибыли и уровня

рентабельности, что происходит в основном за счет роста издержек, не

зависящих от предприятия.

Так, за 2 квартал 2001 г.  по сравнению с I кварталом товарооборот возрос на

19%, а балансовая прибыль  снизилась на 2,1%, уровень рентабельности - на

0,4, чему способствовал  рост издержек по транспортным  расходам на 22,9 %,

зарплате - 7,4,  аренде и  содержанию зданий - 97,0, расходам на топливо  и газ

- 94,9, процентов за кредит - 44,7 %.

Основные итоги финансово-хозяйственной  деятельности торгового предприятия

«Универсам» № 19 г. Борисова приведены в таблице 2.

Из краткого анализа приведенных  в таблице  данных следует, что  данное

предприятие работает в целом  эффективно. Основной показатель –  прибыль в

2001 г. имеет рост по  отношению к отчетному 1 полугодию  2000 года на 8,8 %.

Валовой доход от продаж товаров  также имеет прирост на 10,6 %.

Издержки обращения (затраты) по сравнению с другими показателями выросли на

11,1 % (самый большой прирост), что свидетельствует об увеличении  статей

затрат на осуществление  торговой деятельности.

Единственный негативный момент – это отсутствие прироста прибыли от

реализации продукции (в % к товарообороту).

Остальные показатели также  имеют рост в 2001 году по сравнению  с предыдущим

годом.

При более точном анализе  финансово-хозяйственной деятельности торгового

предприятия, а также динамики товарооборота необходимо учитывать  товарооборот

за каждый месяц или  квартал, чтобы выявить точную динамику и реальную

эффективность деятельности данного торгового предприятия. Кроме того,

необходимо за базисный год  брать не только прошлый год, но и  более ранние

годы, как это делается на Западе [21, с. 10].

                                                                       Таблица 2

Итоги финансово-хозяйственной  деятельности торгового предприятия  «Универсам»

№ 19 за два последние года

     Показатель   

2000 год 

2001 год 

% роста

Товарооборот, млн.руб. 18454,0 200670 108,7

Валовой доход, млн.руб. 33025,0 36522,0 110,6

К товарообороту, % 17,8 18,2 102,2

Издержки обращения, млн.руб. 28814,0 32015,5 111,1

К товарообороту, % 15,6 16,0 102,5

Прибыль от реализации, млн.руб. 1337,2 1454 108,8

К товарообороту, % 0,72 0,72 0

 

Торговая площадь, м2 1440 1600 111,1

 

Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн.руб. 307,6 334,4 102,9

Численность работников, чел. 84 86 102,3

В том числе торгово-оперативный  персонал, чел. 64 64 0

Товарооборот на 1-го работника, млн.руб. 219,70 2333,3 106,2

Товарооборот на 1-го торгово-оперативного работника, млн.руб. 2883,4 3135,5 108,7

 

 

    

     

3. Виды торговых зданий  и интерьеров

 

Здания, используемые для  размещения магазинов, могут быть классифицированы по

нескольким признакам. По типу здания магазины могут быть: в  составе торговых

центров, в специальных  отдельно стоящих зданиях, встро­енные, встроенно-

пристроенные.

Магазины в составе  торговых центров обеспечивают наиболее высокий уровень

комплексного обслуживания при одновременной 'экономии затрат как при

строительстве, так и при  эксплуатации здания.

Специальные отдельно стоящие  здания обеспечивают удобную планировку и

компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков,

возможности для механизации  торгово-технологического процесса. Их

строительство позволяет  избежать ненужных коммуникаций, характерных  для

любою жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, изолируются

хозяйственные дворы магазинов  от жилых домов.

Значительная часть магазинов, особенно старой застройки, размещается  в

первых этажах жилых домов, административных зданий или в блоках,

пристроенных к многоэтажным жилым домам, где часть помещений  магазина

находится на первом этаже  жилого дома и в подвале, а другая часть — торговая

площадь — вынесена за пределы  первого этажа. Эти магазины имеют  ограниченные

габариты (малая ширина и  высота), не всегда обеспечивают условия

технологического процесса и внедрения прогрессивных форм торговли, создают

неудобства для проживающих (шум от работы торгового оборудования,

транспортных средств, загрязненность территории и т.п.).

По капитальности сооружения торговые здания подразделяются на капитальные

(магазины) и облегченного  типа (мелкорозничная торговая сеть).

По особенностям объемно-планировочных  решений торговые здания подразделяются

на одно- и многоэтажные, с подвалом или без него. Современные  проекты

торговых зданий, особенно в продовольственной торговле, предусматривающей

строительство одноэтажных, отдельно стоящих зданий без подвалов, не требуют

средств механизации для  вертикального перемещения товаров  и обеспечивают

наилучшие условия для  торгово-технологичес-кого процесса. Вместе с тем

одноэтажные здания требуют  большей территории застройки, что  при высоких

ставках за аренду земли экономически невыгодно.

По размеру торговых площадей торговые здания подразделяются на мелкие (до 250 м

2), средние (250—1000 м2) и крупные  (1000—5000 м2).

Современный магазин требует  наличия определенных функциональных помещений,

которые должны обеспечить необходимые  условия для торгового обслуживания

покупателей, удобства для  работников и сохранность товарно-

материальных ценностей. Устройство магазина, планировка его  помещений и

торгово-технологический  процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они

зависят от товарного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от

характера работ по подготовке к продаже (перемеривание тканей, утюжка

одежды, проверка теле- и радиоаппаратуры, продажа живой рыбы и т.п.).

Между этими группами помещений  должна быть надлежащая взаимосвязь, которая

обеспечивала бы рациональную организацию всего технологического процесса.

Например, вспомогательные  помещения должны быть хорошо связаны  с торговым

залом, конторские помещения  — с торговым залом и вспомогательными

помещениями. Помещения для  приемки, хранения и подготовки товаров  к продаже

не должны быть проходными, их размещение должно соответствовать  схеме

торгово-технологического процесса.

Технологические требования к строительству магазинов предусматривают  прежде

всего беспрепятственное  движение покупательских потоков, выделение  помещений

или зон в соответствии со стадиями технологического процес­са, отсутствие

перекрещивающихся покупательских потоков и обеспечение кратчайших путей

движения товаров. Исходя из этого требования в магазине выделяется главная

зона — торговая, на долю которой должно приходиться 50—80% всей полезной

площади торгового предприятия.

Эргономические требования сводятся к повышению производительности труда

торговых работников за счет как применения современных средств  механизации и

автоматизации торговых процессов, так и создания комфортных условий  для

работников магазинов. Выполнение этих требований связано с выделением

отдельных помещений бытового характера (душевых, моечных, комнат отдыха и

т.п.).

В [15, с. 260] перечислены основные требования, предъявляемые к торговым

зданиям-магазинам:

• технологические — наличие  специальных помещений для орга­низации торгового

процесса и рационального  движения покупательских, товарных потоков; условия

для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей  с минимальными

затратами труда и средств;

• архитектурно-строительные — использование современных  ин­дустриальных

методов строительства отдельных  помещений; возможность реконструкции  и

расширения отдельных  помещений, наличие удобных подходов и подъездов к

магазину;

• технические — обеспечение  необходимых влажности воздуха, температуры,

освещенности;

• эстетические — оформление и отделка помещений в соответ­ствии  с их

назначением, современным  дизайном;

• экономические — эффективность  торгового процесса, выбор условий,

обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство,

эксплуатацию.

     Технико-экономические  показатели здания магазинов 

Отношение торговой площади  к общей площади магазина:

                        К = SТ/S0,                       

где Sт — торговая площадь;

S0 — общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади  ма­газина занимает

торговая площадь. Чем  больше значение этого коэффициента, тем эффективнее

используется площадь  здания магазина.

Например, общая площадь  АО «Универсам» составляет 1600 м2, а  торговая

площадь – 600 м2, то:

К = 600 / 1600 = 0,38

т.е. торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей, а неторговая площадь

— 62%. На основании этого  можно сделать вывод, что площадь  здания магазина

используется неэффективно, так как значительная ее часть  предназначена не для

обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского

помещения.

Показатель рациональной расстановки оборудования (эффектив­ности использования

торговой площади) — установочный коэффициент (Ку), показывающий

отношение площади, занятой  торговым оборудованием (установочная площадь), к

общей площади торгового  зала:

              Ку = Sт.об. / Sт.з.,             

где Sт.о6 — площадь, занятая  торговым оборудованием;

Sт.з. — общая площадь  торгового зала.

Оптимальное значение этого  коэффициента должно составлять 0,3-0,32.

Например, торговая площадь  универсама составляет 600 м2, а

установочная площадь  различных видов торгового оборудования (стационарного,

немеханического, контейнеров, холодильников и др.) — 20,34 м2.

Находим установочный коэффициент:

                         Kv = 20,4/600 = 0,34                        

Следовательно, 34% торговой площади  занято установленным торговым

оборудованием, а 66% торговой площади — это проходы для  покупателей и

продавцов, места дополнительного  обслуживания покупателей, территория для

товаропотоков.

Материально-техническая  база магазина

(МТБ) магазина включает  в себя здания, сооружения (навесы, площадки),

подъездные пути, кабельные  линии, техническое оборудование (водоснабжение,

канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое

оборудование, инструменты  и прочий инвентарь [13, с. 261].

Виды зданий магазинов:

• встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и нежи­лых помещений);

• встроенно-пристроенные:

• кооперативного пользования, где подвальное помещение и пер­вый  этаж

занимает магазин, а второй — предприятия бытового об­служивания;

• отдельно стоящие.

     Факторы, влияющие  на размещение розничной торговой  сети [13]:

• градостроительные —  величина города, функциональное зонирование  территории,

плотность населения, размещение промышленных и иных предприятий,

административных, культурных и спортивных учреждений; :

• транспортные — направление  и интенсивность основных пото­ков движения

общественного и индивидуального  транспорта;

• социальные — возможность  уменьшения затрат времени на по­сещение

предприятий розничной торговли, доступность высокого уровня обслуживания;

• экономические — эффективность  капитальных вложений, оп­тимальный уровень их

доходности.

    

     

4. Планировка торгового  зала магазина и ее

влияние на организацию торгово-технологического процесса

 

Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений

магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей/ обеспечить рациональную

организацию оперативных  процессов. Планировка формирует пути, траектории

движения людей и товаров.

Требования, предъявляемые  к планировке магазина [13, с. 262]:

• торговые залы должны быть технологически связаны с поме­щениями для

подготовки товаров к  продаже;

• кладовые и помещения  для подготовки товаров к продаже  не должны быть

проходными;

• приемочные следует располагать  вблизи помещений для хране­ния  товаров;

• помещения для приема, хранения и подготовки товаров к  про­даже должны

обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;

• планировка магазина должна создавать для покупателей усло­вия

беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать

оптимальное использование  площадей, создание необходимых условий  работникам

магазина для рациональной организации оперативных процессов;

• планировка должна обеспечить легкость и простоту соверше­ния  покупок,

Информация о работе Планировка торгового зала магазина и ее влияние