Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 22:16, статья
Главное назначение центробежного компрессора – обеспечение двигателя внутреннего сгорания, на всех режимах работы, необходимым количеством воздуха (кислородом), способствуя полному сгоранию топлива при минимальном удельном расходе и низкой токсичности выхлопных газов. Двигатель форсируется за счет увеличения плотности воздуха, нагнетаемого в цилиндр, и повышения подачи топлива.
В современных двигателях для повышения плотности воздуха применяют преимущественно центробежные компрессоры обычно с радиальными лопатками. Компрессор устанавливается на одном валу с газовой турбиной, такой агрегат получил название турбокомпрессор. Отработавшие газы поступают на колесо турбины под переменным (импульсно) или постоянным (изобарно) давлением. В приведенной работе расчеты выполнены для изобарной турбины.
F× t= m∙(C1 – C2).
Разделив левую и правую части уравнения 2.8 на время t, получим
где F – сила, действующая на лопатки колеса в Н; М – массовый расход газа в кг/с; С1 и С2 – абсолютные скорости на входе в колесо турбины и выходе из него в м/с.
Окружная сила Fu, вращающая колесо турбины, находится из выражения
Fu =M×(C1.u – C2.u), (2.10)
где C1.u и C2.u – окружные составляющие абсолютной скорости на входе и выходе из колеса.
Мощность N= Fu× u, (2.11)
где u – окружная скорость в м/с (u = × R).
Работа одного кг газа на участке от входа до выхода из колеса турбины (работа, затраченная на вращение колеса, окружная работа)
Lu =N / M, Lu = U1Т×C1.u – U2Т× C2.u = U1Т C1 cos a1
где 2 – угол выхода газа из колеса турбины или угол между векторами окружной и абсолютной скоростью на выходе (85 – 95 градусов).
2.8 Окружной КПД турбины оценивает эффективность работы газа на колесе без учета потерь энергии, равен 0,8 – 0,9
Внутренний КПД турбины есть отношение затраченной работы к подведенной (с учетом всех потерь). Он достигает 0,7 – 0,8. К потерям энергии следует отнести потери, связанные с перетеканием газа через зазоры между колесом турбины и корпусом, а также потери на вихреобразование и трение в каналах колеса. Потери энергии в колесе составляют примерно 10% от работы газа на колесе турбины (Lu).
2.9 Внутренний КПД турбины
2.10 Эффективный КПД турбины (полный) достигает 0,7– 0,8 и определяется из выражения:
где – механический КПД, учитывает потери энергии на трение в подшипниках скольжения, равный 0,96 – 0,98.
2.11 Мощность на валу турбины в кВт:
Мощность турбины должна быть равна мощности компрессора (допускается расхождение не более 5%).
2.12 Общий КПД турбокомпрессора достигает значения 0,5 – 0,6 и находится по формуле:
Более подробно методика расчета колеса компрессора и турбины приведена в работе [3, 4].
Определив основные размеры колеса компрессора и турбины, соплового аппарата компрессора (диффузора) и турбины (конфузора), КПД, выбрав схемы подвод газа к турбине и автоматического регулирования, завод-изготовитель, выбирают марку турбокомпрессора, проводят испытание (доводку) на двигателе и внедряют в производство.
В таблице приведены технические характеристики отечественных турбокомпрессоров (компрессора и турбины).
.
Турбокомпрессоры ТКР- 5,5 выпускаются с регулирующим клапаном, что позволяет изменять мощность на валу турбины путем перепуска газов мимо рабочего колеса [5].
Параметры турбокомпрессоров предприятия
«Воронежский механический завод».
Техническая характеристика |
ТКР-5,5 Н-5 |
ТКР-5,5 С-1 |
ТКР 5,5 С-3 |
ТКР-7 Н-1 |
ТКР -9 С-2 и С-3 |
КОМПРЕССОР | |||||
1. Номинальный диаметр колеса, мм |
52±1 |
52±1 |
54±1 |
75±1 |
90±1 |
2. Максимальный КПД, не менее в % |
70 |
70 |
70 |
75 |
75 |
ТУРБИНА | |||||
1. Номинальный диаметр колеса, мм |
50±1 |
50±1 |
53±1 |
75±1 |
90±1 |
2. Максимальный КПД, не менее в % |
60 |
60 |
60 |
70 |
70 |
3. Максимальная подача воздуха компрессором, кг/с |
0,1 |
0,11 |
0,15 |
0,15 |
0,25 |
4. Максимальная степень |
1,9 |
2,1 |
2,1 |
1,9 |
2,1 |
5. Частота вращения ротора, мин -1 |
150000 |
150000 |
130000 |
110000 |
85000 |
6. Масса ТКР в кг |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
9,5 |
15,5 |
7. Область применения, мощность двигателя, кВт |
ВАЗ- 3431(60) |
ГАЗ- 560 (70) |
ГАЗ -562 (90) |
Д-440 (100) |
Д-461, В-400 (175-300) |
Наряду с отечественными турбокомпрессорами, в двигателях применяют и зарубежные. Из зарубежных представляет интерес турбокомпрессоры фирмы ККК (Kuhnle , Kopp Kausch – Германия, Франция, США). Фирма выпускает ряд турбокомпрессоров (КО, К1, К2, К3, К4, К5) с подачей воздуха от 0,02 до 2 кг/с и степенью повышения давления от 1,5 до 4 для двигателей мощностью от 20 до 1000 кВт. Турбокомпрессоры имеют высокий КПД и автоматическую систему регулирования. Широкое применение получили системы с перепуском газа мимо турбины.
В заключение работы можно сделать следующие выводы:
1. В представленной работе дана методика предварительного расчета центробежного компрессора и центростремительной турбины, позволяющая производить выбор турбокомпрессора для наддува двигателя внутреннего сгорания, форсированного по мощности. Эффективность турбокомпрессора оценивается максимальным значением КПД компрессора и турбины.
2. В приведенной методике расчета давление в каналах компрессора определяется по изменению скорости и температуры газа. В основу расчета центростремительной турбины положены газодинамические функции параметров торможения газа.
3. Рассмотрен выбор прототипа турбокомпрессора по требуемой подаче воздуха и степени повышения давления, что позволяет определить наружный диаметр колеса компрессора, турбины и технические данные турбокомпрессора.
4. Приведены характеристики отечественных и зарубежных турбокомпрессоров, применяемых в современных двигателях.
Библиографический список
1. Хак Г. Турбодвигатели и компрессоры: Справочное пособие.– М.: ООО Издательство «Астрель – АСТ», 2003. – 351 с.
2. А.с. 1539353 СССР, F-2 В 29/04. Двигатель внутреннего сгорания / В.Э. Лено, Ю.П. Макушев, Г.С. Шаталов. Заявлено 01.04.1988; Опубликовано 01. 10. 1989. № 4401877. Бюл. № 4 – 3 с.
3. Макушев Ю.П., Корнеев С.В., Рындин В.В. Агрегаты наддува двигателей: Учебное пособие. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2006. – 58 с.
4. Лашко В.А., Бердник А.Н.: Методика оценки эффективности систем газотурбинного наддува комбинированных двигателей внутреннего сгорания. Учебное пособие – Хабаровск: Из-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006. – 118 с.
5. Конкс Г.А., Лашко В.А. Поршневые ДВС. Современные принципы конструирования: Учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006.– 560 с.
Лашко Василий Александрович, докт. техн. наук, профессор, корреспондент РИА, зав. каф. "Двигатели внутреннего сгорания" Тихоокеанского гос. ун-та (Хабаровск).
Макушев Юрий Петрович к.т.н., доцент кафедры «Теплотехника и тепловые двигатели» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ), Омск, телефон 60 80 28.
Михайлова Лариса Юрьевна – инженер, Омск.
Информация о работе Расчет центробежного компрессора и центростремительной турбины