Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа
Цель исследования: разработка методических основ эффективного
формирования технологического мышления учащихся.
В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза исследования согласно которой, эффективность формирования технологического мышления школьников возможна при условии если будет:
- уточнено содержание технологического умения;
- продумана педагогическая деятельность по развитию технологического мышления;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования технологического мышления учащихся 5-7 классов…………………………………………………………..6
1.1 Технологическое мышление в структуре трудовой подготовки школьников………………………………………………………………………6
1.2 Формирование технологического мышления у школьников на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………….24
1.3 Формирование технологического умения как результат развития мышления учащихся 5-7 классов в структуре трудовой подготовки……………………………………………………………………….36
2. Методические основы формирования технологического мышления учащихся (экспериментальное исследование)………………………………60
2.1 Содержание деятельности учащихся 5-7 классов при формировании
технологического мышления…………………………………………………...60
2.2 Эффективное формирование технологического мышления школьников……………………………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..85
Список использованных источников…………………………………………89
- экономичным раскроем материалов и т. д. конструкторские задачи, связанные с доработкой, изменением и созданием технических устройств.
Решение
конструктивно-технических
В связи с этим, можно сказать, что различного рода задачи, играют важную роль в формировании такого компонента в структуре технологических умений, как умения планирования технологический процесс.
Следует отметить, что при использовании различных типов заданий и задач, учителю необходимо предварительно, для осуществления индивидуального подхода к ученику, «сгруппировать школьников на уроке в зависимости от уровня их подготовки, темпа самостоятельной работы, других индивидуальных особенностей, обеспечивая при этом активизацию
познавательной деятельности наиболее способных к техническому труду и одновременно освобождая время для оказания учителем помощи менее способным» [129,стр.3] .
Для осуществления такого дифференцированного подхода можно рекомендовать применение системы различных задач предложенных Терещуком Г.В. [127]. Задачи, в зависимости от типа, позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся по различным направлениям.
Например, задачи технологические (по классификации Федоровой О.Ф.) позволяют в процессе трудового обучения решить вопросы рационального подбора технологий обработки материалов с учетом экономических, экологических аспектов. Возможно, также, и выбор альтернативных технологий с учетом массового или единичного производства и т. д.
Применение технологической документации с недостающими данными. Как уже отмечалось при организации практической деятельности
учителя очень часто используют технологические карты развернутого типа, в которых подробно описан, по операциям, ход выполнения работы.
Использование краткого плана работы позволяет учащимся, для решения задачи изготовления изделия самостоятельно продумывать выбор необходимых материалов и рабочего инструмента, а также предложить альтернативную технологию изготовления объекта труда.
В результате использования такого метода особенно эффективно формируются такие компоненты технологических умений как умения разработки и планирования технологического процесса, а также умения анализировать и выбирать наиболее рациональные для данной цели технологии обработки материалов.
Выполнение проектов. Возрожденным методом для российской школы, в силу личной мотивации учащихся, будет использование метода проектов в процессе технологической деятельности школьников. Проект позволяет в комплексе воздействовать на процесс формирования технологических умений учащихся.
В зарубежной педагогике при изучении предмета «Технология» метод проектов уже широко применяется [8,6] . Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под руководством учителя. При этом задача учителя, добиться возможно большей самостоятельности школьников на каждом этапе выполнения проекта [86].
Метод проектов позволяет обеспечить личностную мотивацию деятельности учащихся. Причем основой такой деятельности будет разработка и реализация проектов по собственному замыслу, исходя из общей схемы учебной деятельности школьника.
Часть проектов может выполняться в форме лабораторно-практических работ или на специальных занятиях; происходит расширение принципа вариативности содержания: если раньше это понятие относилось к школе или учителю – они выбирали содержание обучения, то сегодня такую возможность получают в определенной степени ученики; предполагается активизация психологического механизма целеполагания в деятельности школьников: ученик должен не только осознавать цель, которую ставит перед ним учитель, но и ставить собственные цели и задачи на каждом этапе работы; у учащихся должна закрепиться привычка к анализу экономических
и экологических аспектов технологий [60,стр.2-5].
Таким образом, учащийся на уроке и во внеурочное время включается в деятельность по разработке и реализации проекта (или проектов - их может быть несколько) по собственному замыслу и при этом важно, чтобы учителем на занятиях в школьных учебных мастерских, создавались такие
ситуации, которые побуждали ли бы учащихся анализировать и планировать свою деятельность (вносить в технологический процесс рациональные изменения, осуществлять самостоятельный поиск рациональных способов обработки и контроля изделия, использование нетрадиционных для трудового обучения технологий обработки материалов).
Под нетрадиционными технологиями мы понимаем те технологии, которые редко или почти совсем не используются в практике трудового обучения, однако в массовом производстве широко применяются. Из всего многообразия технологий учащиеся в своей деятельности используют следующие - технологии получения форм: разделением исходного материала на целостные части (например: механическое резание), сборочные (несложная сборка) и технологии покрытий (в основном обработка красками и лаками). Такие же технологии как обработка давлением, литье, можно отнести к нетрадиционным.
Сейчас ведутся разработки содержания и структуры проектной деятельности школьников и наполнение содержанием самих творческих проектов, достаточно обратиться к программам по образовательной области «Технология», к последним учебным пособиям по «Технологии» для учащихся 5-7 классов [59, 118, 119, 121, 130, 131].
Проблематика проектов довольно широка и в течение учебного года ребенок выполняет несколько проектов предложенных им самим или учителем. Темы проектов не должны быть слишком сложными, чтобы не нарушался принцип посильности в обучении, но в тоже время не должен быть и слишком примитивным. «Логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования» [121,стр.24-26].
В связи с этим мы для эффективного формирования технологических умений предлагаем технологический подход к разработке учащимися темы своих проектов. Можно предложить за основу темы проектов, предложенные
М.И. Изотовым [59].
- это краткая характеристика умений, которые будут формироваться у ученика в процессе его деятельности по разработке проекта и изготовлении проектного изделия, или, умения - это то, чему ученик должен научиться в своем труде.
Это могут быть умения поставить цель деятельности (стратегические), определить способы ее достижения (тактические), изготовить изделие (операционные).
Знания - это краткая характеристика знаний, полученных учеником в процессе своей работы над проектом (это знания основ материаловедения, способов обработки различных материалов, объектов техники, основ естественных наук, а также знания правил безопасности труда и приемов безопасной работы по любой теме проекта). Другими словами, знания - это то, что ученик должен узнать во время разработки и реализации проекта.
Из представленного примерного перечня ряда проектов для 5-7 классов по обработке металлов, можно сделать вывод, что все они могут хорошо реализоваться при разработке учащимися типовых изделий, широко применяемые в практике трудового обучения на протяжении многих лет. С другой стороны, темы проектов достаточно обширны по тем знаниям, которые им предлагается изучить, и тем умениям, которые формируются у школьников в процессе их деятельности по изготовлению выбранных или предложенных учителем объектов.
Важной стороной, для нас, в решении проблемы эффективного формирования технологических умений учащихся является системный подход к процессу труда, когда наряду с результатом деятельности акцентируется способ ее осуществления.
Следовательно, учителю необходимо обратить внимание учащихся на длительность акцентов в отношении именно технологий обработки материалов, в процессе изготовления изделия.
Конечно, каждый ученик может реализовать тот или иной проект только с учетом конкретной материально-технической базы учебных мастерских. Однако, все они реализуются на типовом оборудовании.
Для данных проектов рассматриваются также и экономико-экологические аспекты изучаемых технологий [59]. С учетом каждого конкретного проекта, учитель рассматривает те или иные экономические и экологические аспекты технологий обработки материалов.
По таким проектам, учитель может рассмотреть следующие экологические аспекты рассматриваемых технологий: вещество и энергия, добыча сырья и отходы, обработка материалов и отходы, утилизация отходов и устаревших изделий, энергетические затраты при обработке материалов и рассеяние энергии, энергетические затраты при утилизации и рассеяние энергии и т. д.
Не менее важным, при реализации проектов, знакомить учащихся и с экономическими аспектами технологий. Можно выделить следующие экономические аспекты: затраты на выполнение технологического процесса, сырье, энергия, время и т. д. Это позволит школьникам подобрать рациональные технологии обработки материалов, при решении вопроса изготовления своих изделий.
Экономические аспекты рассматривались и при формировании трудовых умений, однако, это выражалось в основном в экономном расходе материалов, например: расчет длины заготовки из проволоки при изготовлении чертилки [30]. В процессе формирования технологических умений экономические аспекты рассматриваются шире, это не только экономный расход материала, но и учет спроса и предложения с точки зрения современных рыночных отношений.
При реализации проектов учащиеся 5-7 классов, таким образом, рассматривают вопросы эффективности тех или иных технологий (например: давления и механического резания) как с точки зрения экономических, так и с точки зрения экологических аспектов. Ведь одним из важных моментов в технологических умений школьников является анализ и выбор рациональных технологий обработки материалов.
Таким образом, одним из эффективных методов обучения, применяемый учителем для осуществления практической деятельности учащихся по освоению разнообразных технологий обработки материалов, будет метод проектов.
Эффективность
использования метода проектов, как отмечают
Симоненко В.Д., Иляева Л.М., Шипицын Н.П.,
повышается, если на организационно-
На этом этапе, при выборе учащимися рациональной технологии изготовления, учитель больше акцентирует внимание школьников на способ изготовления изделия. Это успешнее достигается при изготовлении таких объектов труда, которые заранее предусматривают несколько разнообразных
способов его реализации, или, проще говоря, несколько разнообразных технологий.
При решении проблемы изготовления изделия, перед учащимся неизбежно ставятся эколого-экономические задачи (учет таких аспектов, как время изготовления, затраты на технологический процесс, сырье или материал, неизбежность отходов и их количество, возможность утилизации отходов и т. д.).
В результате такой деятельности, школьники реально видят целесообразность тех или иных технологий с учетом массового или единичного производства, с учетом эколого-экономических аспектов и др. В конечном счете, это играет значительную роль в процессе эффективного формирования технологических умений школьника.
Основное достоинство метода проектов в отказе от авторитарности
в обучении и поощрение личной инициативы, что резко повышает мотивацию познавательно-продуктивной деятельности [107].
Для реализации собственного проекта его практическое действие обязательно должно претворяться построением в уме плана, образа действия, который формируется самим учащимся.
Когда опыт учащегося небольшой, то необходима помощь со стороны учителя, а для этого целесообразно применение таких традиционных методов, как объяснение, инструктаж, показ действия школьникам. Для активизации самостоятельной деятельности ученика в процессе построения образа действия можно, например, применить письменный инструктаж или технологические карты, которые должны быть не развернутыми, а краткими. Это также отмечалось и в исследованиях Борковой Т.Н. [39,стр.15].
«Особое внимание должно быть уделено организации деятельности школьника. Это является основной функцией учителя при обучении по методу проектов. Деятельность учителя направлена на организацию деятельности ученика и, с одной стороны, подчинена задачам его деятельности, а с другой стороны, организует и направляет постановку этих задач с тем, чтобы в труде учащихся соблюдался следующий принцип: полноты отражения психологического содержания труда, который включает в себя целеполагание, анализ условий достижения цели, постановку задачи, анализ задачи и условий ее решения, поиск путей решения задачи, решение, изготовление изделия» [58,стр.6].
Таким образом, завершая теоретическое исследование и подводя итог 1-ой главы, мы можем констатировать, что для эффективного формирования технологических умений учитель должен подбирать такое содержание практической деятельности школьников, чтобы в процессе разработки и реализации собственных проектов ученики могли осваивать разнообразные
технологии обработки материалов.
Опираясь на самостоятельную деятельность школьников в трудовом процессе, учитель акцентирует внимание учащихся на технологиях обработки материалов и способах практической реализации изделий.
Информация о работе Формирование технологического мышления у школьников на уроках технологии