Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:46, курсовая работа
Цель работы – художественное проектирование и изготовление комплекта из вельветовой ткани для мальчика младшего школьного возраста (жилет, брюки).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить литературу по заданной теме: анализ тенденций детской моды 2013/2014;
• описать внешний вид моделей;
• описать требования, предъявляемые к детской одежде;
• изучить компоненты композиции костюма;
• изучить композиционные средства, используемые в костюме;
• спроектировать модели согласно законам и правилам композиции;
• изготовить модель в соответствии с темой курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ
1.1 История развития детской одежды…………… ……………………..5
1.2 Требования, предъявляемые к детской одежде………………………6
1.3 Описание внешнего вида ………………………………………… … 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА
2.1 Форма и силуэт…………………………………………………………8
2.2 Линии в костюме……………………………………………………….9
2.3 Материалы и цвет костюма (изделия)……………………………….11
2.4 Дополнения и аксессуары…………………………………………….12
3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОЗИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОСТЮМЕ
3.1 Пропорции в композиции……………………………………….……14
3.2 Ритм в композиции……………………………………………………15
3.3 Симметрия и асимметрия……………………………………….……19
3.3 Статика и динамика……………………………………………….….21
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ В ИЗДЕЛИИ…………………………………………………………...……………22
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...29
В одной и той же композиции могут одновременно сочетаться несколько различных видов ритма, взаимно увязанных и подчиненных один другому.
Ритм имеет огромное значение, так как определяет динамику формы, ее организованность и характер образа. В то же время выразительные возможности ритмических систем имеют свои пределы. Поэтому в композиции наряду с применением ритмических систем может присутствовать элемент «случайности» (в представляемом комплекте – накладной кармашек с вышивкой над ним). Использование контраста между закономерностью ритма и случайным скоплением элементов чрезвычайно усиливает выразительность композиции.
3.3. Симметрия и асимметрия
Симметрия — одинаковость расположения элементов относительно точки, оси или плоскости. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе: листьев, цветов, трав, насекомых, кристаллов и т.д. Тело человека — симметричная форма с вертикальной осью симметрии, проходящей сверху вниз через середину тела. Ось симметрии зрительно разделяет тело человека на правую и левую половины, что характеризует равновесие целого. Существуют разные виды симметрии:
классическая (симметрия отражения, переноса, поворота в пространстве, поворота на плоскости);
аффинная (симметрия растяжения, сжатия, сдвига);
подобия (симметрия подобия К-симметрия подобия В);
криволинейная (симметрия кручения, сдавливания, слома, простого изгиба).
Симметрия является одним из важных композиционных средств достижения единства и художественной выразительности проектируемой модели (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2. - Вертикальная симметрия в моделях одежды
Асимметрия — расположение элементов при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии (рисунок 3.3). Асимметрия придает форме различную степень динамики, которая может быть внутренней и внешней. С точки зрения динамики важны расположение акцентов в костюме, зрительная уравновешенность всех его частей. Строго симметричная композиция исключает в одной модели использование приема асимметрии и наоборот. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. В асимметричной децентрализованной композиции иногда равновесие сознательно ослабляется или даже отсутствует [2, c. 83].
Центр представляемого комплекта - центральная застежка жилета до низа на 3 пуговицы, однако равновесие симметрии сознательно ослабляется накладным верхним карманом закругленной формы на левой части переда с вышивкой над карманом, что придает форме определенную степень динамики. (Приложение Рисунок5)
Рисунок 3.3. - Асимметрия в моделях одежды
3.4. Статика и динамика
Статика – устойчивое положение формы в пространстве. Статика характеризуется равновесием частей формы. Как правило, костюм с вертикальной осью симметрии статичен. Статичный костюм обычно придает образу человека основательность, но вместе с тем лишает его некоторой легкости и динамики.
Динамика – неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей ее статичности; вне формы в результате выхода в пространство деталей костюма, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением самой фигуры человека. Динамика обычно придает костюму легкость, подвижность и изысканность. Она может быть свойственна лишь некоторым элементам костюма, но может и проявляться во всей его форме. Динамика в композиции костюма обычно достигается за счет крупных рисунков, комбинаций тканей, ассиметричности кроя, свободно закрепленных деталей костюма и др [3, c. 159].
Динамика в современной одежде проявляется в асимметричном крое; в разрушении комплекса костюма (одна штанина, полотна юбки или куртки); в свободно падающих полотнищах ткани в платьях, юбках, длинных шарфах; в свободно драпирующихся деталях (рукава, полочки блуз, жакетов, лифах), в широких клешеных юбках; в асимметричном декоре или в комбинациях тканей; в поперечных сборках рукавов, брюк, юбок; в крупных рисунках тканей; в костюмах стиля «оп-арт» с иллюзией движения полос, углов, ромбов, кругов.
Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других.
Динамика в представляемом вельветовом костюме для мальчика младшего школьного возраста выражена следующим образом:
1. асимметрично расположены детали на жилете (накладной карман на левой стороне жилета), при этом не изменяющие его силуэт, что вызывает ощущение динамичности в целом в статичной, функциональной форме одежды.(Приложение Рисунок 5)
2. конструктивные линии динамичны (используются кривые линии в покрое жилета), центральные сгибы на передних и задних половинах брюк. (Приложение Рисунок 1,2)
Статичность в костюме выражена следующим образом:
1. использованы спокойные, ровные движения линий;
2. есть четкие членения по вертикалям и горизонталям;
3. композиция в целом симметричная, уравновешенная;
Пластика костюма выявляется благодаря ткани: направление движения складок, конструктивных и декоративных линий образует «движение» формы.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ В ИЗДЕЛИИ
Композиция (от лат, compositio) означает гармоничное сочетание, построение, составление, соединение, сочетание, то есть связь различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии [2, c. 10].
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности целостности образа.
Общая форма одежды воспринимается человеком в первую очередь, затем - цвет, составные элементы формы и лишь в последнюю очередь - детали и подробности. В основе костюма можно встретить три основные геометрические формы и их видоизменения: прямоугольник, овал и треугольник. От выбора формы костюма зависит впечатление, которое вы производите на окружающих. Прямоугольные формы всегда подразумевают стабильность, рациональность, деловитость. Овал и круг олицетворяют замкнутость, спокойное движение, мягкость и легкость. Треугольные формы костюма создают ощущение движения, динамики, легкомыслия, романтики.
Любая композиция должна обладать такими свойствами, как выразительность, целостность, гармоничность. Эти свойства создаются благодаря применению определенных средств композиции, к которым относятся: пропорции, ритм, симметрия-асимметрия, нюанс и контраст, ритм, цветовое решение. Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и таким образом воздействовать на мысли и чувства зрителей.
Средства композиции сложились в результате длительной творческой деятельности человека и одновременно абстрагирующей работы его сознания в основные законы композиции.
Придание композиции определенных свойств зависит от применения определенных средств композиции, к которым относятся:
пропорции
ритм
симметрия-асимметрия
нюанс и контраст
ритм
цветовое решение
Применение перечисленных средств позволяет выразить наполнить костюм художественным содержанием и, таким образом, воздействовать на мысли и чувства зрителей.
Искусству композиции костюма, как и любому виду искусства свойственны свои законы и правила. В композиции одежды выделяют 4 основных закона.
Первый закон: подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды.
Компоненты композиции одежды – это форма и силуэт, линии и цвет, отдельные детали, декор и ткань.
Композиционные средства (или приемы композиции) – это пропорции, статика и динамика, симметрия и асимметрия, ритм, контраст, нюанс, подобие.
Этот закон выражает 3 правила:
Так, для летнего платья из льняной ткани очень подходит отделка мережкой, кружевом. Совершенно неуместно на лыжном костюме выполнять аппликацию цветов подсолнечника.
В представленных эскизах: вельветовая ткань соответствует назначению и форме одежды (Приложение Рисунок 1,4,5 ).
Второй закон композиции костюма. Наличие композиционного центра. В каждой композиции костюма должен присутствовать композиционный центр.
Композиционный центр – это тот элемент костюма, который первым «бросается в глаза». Им может быть: общая форма костюма, силуэт, цветовое решение, ткань, детали, отделка.
Все компоненты композиционного центра разделяются на главные и декоративно-конструктивные.
Главные – это объемная форма с контурными очертаниями лифа, юбки, рукавов.
Декоративно-конструктивные – покрой, различные детали, отделки, фурнитура и украшения.
Центром композиции способны стать галстук, поясок, обувь, очки. В создании образа он является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем. Центр в костюме есть практически всегда. Если композиционный центр – это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре; она привлекает внимание к лицу, шее, волосам, глазам. В этом случае одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимание на себя.
Композиционный центр может находиться в любой части работы и служить им может: а) самая объемная точка; б) линия; в) цветовое пятно (яркое светлое, темное); г) декоративная проработка; д) фактурная поверхность.
Также, композиционный центр должен выполнять какую-либо функцию, иметь значение:
а) конструктивное значение (складки, шарфы и т.д.);
б) символическое значение (броши, значки, талисманы, знаки зодиака);
в) колористическое значение, т.е. объединение частей костюма с помощью цвета (любое цветовое пятно);
г) стилистическое значение, т.е. когда акцентом закончен костюм и внесена стилистическая ясность (костюм в морском стиле и т.д.);
д) социальное значение (функция) указывает на социальный статус (положение).
Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу – груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу основательность, устойчивость. Если же композиционный центр отсутствует, то образ «не читается», кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты. Для современного направления моды в основном характерно акцентирование верхней части костюма.
Совокупность 2-3 компонентов в качестве главного акцента композиции способствует полному раскрытию замысла художника. Существенную роль в выборе композиционного центра играет стиль художественного решения костюма (спортивный, классический, романтический).
Основные правила данного закона
1. Выявление
центрального акцента
2. Уравновешенность композиции.
Во всех моделях присутствует композиционный центр (вышивка, пояс, молния, накладные карманы и т.д.).(Приложение Рисунок 2, 4)
Третий закон. Должна соблюдаться соразмерность частей и элементов композиции.
Количество, величина и форма деталей одежды, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны обязательно уточняться в процессе моделирования. Костюм не следует перегружать повторением линий, деталей, отделок, но, если такой элемент использован однажды, то ему требуется «ответ». Например, четкие строгие линии воротника и лацкана должны повторяться в линиях клапанов, нижних углов борта. Привести части костюма в состояние равновесия помогает правило трехкомпонентности. Например, если ансамбль решен на контрасте черного и белого, то его очень оживит третий цвет, точно подобранный «к лицу», но в небольшом количестве.
Соблюдается соразмерность частей и элементов композиции(четкие строгие линии воротника и пояса повторяются в линиях карманов (ПриложениеРисунок 2).
Четвертый закон. Композиция костюма должна быть цельной.
Цельность композиции достигается при соблюдении названных выше законов, т.к. цельность – это подчинение второстепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, их уравновешенность.