Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:42, курсовая работа
Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения её сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Проблема экологического воспитания – одна из важнейших задач совершенного общества это условия дальнейшего его выживания резкое ухудшение и изменение экологической обстановки во многих регионах нашей страны ставит решение проблемы экологического образования и формирования бережного отношения к природе, рационального использования её богатств, в разряд первостепенных.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Теория экологического воспитания…………………………………………. 5
2. Цели и задачи воспитания у младших школьников экологической культуры
……………………………………………………………………………………… 7
3 Методы, нормы и форы экологического воспитания ………………………. 10
4. Формы и методы преподования ……………………………………………. 13
5. Календарно тематический план …………………………………………… . 16
6. Общедидактическая схема подготовки урока …………………………….. 18
7. План конспект урока 1 ……………………………………………………… 19
8. План конспект урока 2 ……………………………………………………. .. . 25
Заключение ……………………………………………………………………... 33
Литература ……………
Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.
Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования
экологической проблемы особую роль
приобретают методы, стимулирующие
самостоятельную деятельность учащихся.
Задания и задачи направлены на выявление
противоречий во взаимодействии общества
и природы, на формирование проблемы
и рождение идей о пути ее решения
с учетом концепции изучаемого предмета.
Стимулируют учебную
На этапе теоретического
обоснования способов гармонического
воздействия общества и природы
учитель обращается к рассказу, который
позволяет представить научные
основы охраны природы в широких
и разносторонних связях с учетом
факторов глобального, регионального,
локального уровней. Познавательная деятельность
стимулирует моделирование
Средством психологической
подготовки школьников к реальным экологическим
ситуациям выступают ролевые
игры. Они строятся с учетом специфических
целей предмета. Ряд методов имеет
универсальное значение. Количественный
эксперимент (опыты по измерению
величин, параметров, констант, характеризующих
экологические явления; экспериментальное
изучение экологической техники, технологии;
опыты, иллюстрирующие количественное
выражение экологических
Стремясь вызвать у
школьников эмоциональные реакции,
показать непривлекательность
Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
К нормам экологического воспитания
относиться объяснение учащимся правил
поведения в природе. Перед учителем
встает задача донести до учеников
последствия которые могут
- Не ломай ветви деревьев
и кустарников без
- Не повреждай кору деревьев!
- Не рви в лесу, на лугу цветов, о распространении которых не знаешь!
- Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.
- Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веточек!
- Не сбивай грибов, кроме ядовитых!
- Не лови бабочек, шмелей и др. насекомых!
- Не разоряй муравейники!
- Береги жаб, лягушек и др. головастиков!
- Не лови диких животных и не уноси их домой!
- Не разоряй птичьи гнезда!
- Не жги траву на лугу!
- Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора!
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания . Их можно классифицировать на:
А) массовые
Б) групповые
В) индивидуальные
К массовым относиться работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы , массовые природоохранные компании праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке .
К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление подделок, фотографирование, рисование, лепка.
Методы экологического воспитания учащихся зависят от их возраста. В 1-5 классах возможны следующие формы и методы работы :
Важную роль играют сезонные экскурсии со школьниками, где можно изучить динамику абиотических факторов, биотические отношения между различными организмами (растениями, животными) и окружающей средой по сезонам года. Учебная полевая практика складывается из следующих видов учебно-практической деятельности :
1. Учебно-тематические экскурсии
с использованием группового
и индивидуального методов
2. Самостоятельная работа
школьников, предусматривающая выполнение
индивидуальных заданий по
3. Контрольные традиционные
и полупрограммированные
4. Составление вопросов для школьников экологической направленности.
5. Изготовление гербариев
с экологической
6. Итоговая олимпиада
или конференция по вопросам
практики по ботанике, на которой
школьники представляют
7. Профессиональный конкурс на лучшее овладение умениями и навыками натуралистической работы.
Особым фактором, обусловливающим
специфику методов
В целях развития и формирования
знаний о загрязнении необходимо
ввести такие понятия как «
Развитие знаний о защитных мероприятиях необходимо продолжить при изучении производственных процессов, где важно раскрыть основные экологические принципы современного производства .
При изучении проблем охраны
окружающей среды особая роль принадлежит
химическому эксперименту. Необходимо
искать способы переработки отходов
школьного химического
Идея защиты среды при
выполнении химического эксперимента
в школе должна пронизывать все
виды эксперимента во всех классах. Все
они должны быть экологически чистыми,
что важно осознать школьникам. Кабинет
труда в школе уже не может
рассматриваться как место
Рассматривая вопросы охраны окружающей среды, можно предложить учащимся экологические вопросы и задачи. При их составлении рекомендуется придерживаться следующих методических требований :
Задачи с химической характеристикой природных объектов.
Задачи об источниках загрязнения, видах загрязнителей окружающей среды.
О природозащитных мероприятиях и ликвидации последствий загрязнения.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников