Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 01:17, курсовая работа
Актуальность данной дипломной работы отражена в том, что современный рынок кондитерских изделий в последнее десятилетие стал динамично развиваться в нашей стране. В производстве мучных кондитерских изделий производители начинают задействовать новейшие технологии, качественные ингредиенты. Исходя из этого, настоящая дипломная работа предпринимается с целью анализа ассортимента и оценки качества мучных кондитерских изделий, реализуемого в супермаркете ЗАО «Гулливер».
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Характеристика рынка кондитерских изделий в России………………..5
1.1Характеристика рынка кондитерских изделий в Российской Федерации и городе Ульяновске………………………………………………………………….5
1.2Хмический состав и пищевая ценность кондитерских изделий……………..14
1.3Факторы, влияющие на качество кондитерских изделий…………………….17
1.4Классификация и краткая характеристика ассортимента кондитерских изделий……………………………………………………………………………...23
1.5Дефекты, причины возникновения, меры предупреждения…………………37
Глава 2 Характеристика и анализ деятельности ЗАО «Гулливер»
2.1Краткая характеристика производителей кондитерских изделий города Ульяновска…………………………………………………………………………44
2.2Характеристика организационно-хозяйственной деятельности ЗАО «Гулливер»…………………………………………………………………………47
2.2.1Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Гулливер»……………………………………………………52
2.2.2Анализ приёмки по количеству и качеству в магазине ЗАО «Гулливер»………………………………………………………………………….55
2.2.3Анализ условий и сроков хранения кондитерских изделий в магазине…………………………………………………………………………….58
2.2.4Краткая характеристика поставщиков кондитерских изделий, анализ договорных отношений с ними, направления рационализации ассортимента………………………………………………………………………..60
2.3Краткая характеристика ассортимента кондитерских изделий, реализуемых в магазине ЗАО «Гулливер»………………………………………………………..62
2.4 Объекты и методы исследования кондитерских изделий, их характеристика..
2.5Результаты исследований и их обсуждение…………………………………..65
2.5.1Результаты органолептической оценки качества кондитерских изделий…67
Глава 3 Потребительская оценка ассортимента кондитерских изделий в ЗАО «Гулливер»
3.1Методика проведения маркетингового исследования………………………..68
3.2Анализ проведенного маркетингового исследования и социальный портрет респондентов , соответствие фактического ассортимента кондитерских изделий ЗАО «Гулливер» желаемому……………………………………………………...73
Выводы и предложения……………………………………………………………78
Список использованной литературы…………………
Рисунок 3. Структура производства
мучных кондитерских изделий по видам
в 2010 году (в натуральном выражении, %) [14]
Данный сегмент в России находится
на стадии насыщения. Если рынок сахаристых
кондитерских изделий в 2010 году вырос
почти на 9%, то в сегменте мучной кондитерской
продукции отмечается спад на протяжении
последних двух лет. Объем производства
мучных кондитерских изделий в 2010 году
находился на уровне 1,4 млн тонн. По сравнению
с предыдущим годом его сокращение составило
4,7%. Отрицательная динамика производства
связана с сокращением потребления мучной
продукции населением России, а также
сырьевым кризисом. В 2011 году рынок замедляет
свое падение, которое может составить
всего 0,3%. Несколько крупнейших игроков
данного сегмента в настоящее время занимают
около 17% отечественного рынка мучных
кондитерских изделий в натуральном выражении.
К ним относятся ООО «КДВ Яшкино» (Кемеровская
область), ООО «Чипита Санкт-Петербург»
(Санкт-Петербург), ОАО «Брянконфи» (г.
Брянск), ООО «Крекер» (г. Воронеж), ОАО
«Большевик» (Москва), ЗАО «Русский бисквит»
(г. Череповец) и ОАО «Кондитерская фабрика
«Саратовская».
По объемам производства, наибольшую
долю в 2010 году занимал Санкт-Петербург.
В этом городе производилось 7,3% всей отечественной
продукции сегмента мучных кондитерских
изделий. В Кемеровской области выпускалось
5,8% продукции. Предприятия Краснодарского
края выпускали 4,7% мучных кондитерских
изделий, Челябинской области — 3,9%. От
3,3% до 3,7% занимали доли Московской, Омской
областей и Москвы [17]
В сегменте сахаристых кондитерских
изделий в 2010 году большую часть в структуре
российского производства занимали конфеты
(40,8%), шоколад и шоколадные изделия составляли
16,6% всего объема выпускаемой в России
сахаристой кондитерской продукции. Производство
карамели занимало 12,7%, на долю джемов,
пастилы из фруктов, ягод и орехов приходилось
7,2% сахаристой кондитерской продукции,
а на долю мармеладно-пастильных изделий
– 6,8%. Жевательная резинка занимала 1,7%
производства (рисунок 4)
Рисунок 4. Структура производства
сахаристых кондитерских изделий по видам
в 2010 году (в натуральном выражении, %) [17]
Крупнейшими российскими производителями
сахаристых кондитерских изделий, в соответствии
с долями рынка в натуральном выражении,
являются ООО «Марс» (Московская область),
ОАО «Липецкая кондитерская фабрика «Рошен»,
ООО «Крафт Фудс Рус» (Санкт-Петербург),
ООО «Кондитерское объединение «Россия»
(Самарская область), ОАО «РотФронт» (Москва),
ООО «Слявянка Плюс» (Белгородская область),
ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский»
(Москва) и ЗАО «Конти Рус» (Санкт-Петербург).
На внутреннем рынке сахаристых изделий
эти производители лидируют уже несколько
лет подряд и в настоящее время занимают
свыше 38% рынка в натуральном выражении.
Пятерка крупнейших производителей
на рынке шоколадных изделий, выглядит
следующим образом: Ferrero, Kraft Foods, Nestle, Mars,
"Объединенные кондитеры" - на их
долю приходится 66% розничных продаж (рисунок
5). Доминирующей тенденцией шоколадного
рынка в 2011 году является расширение ассортимента
популярных брендов. Мировым лидером на
рынке новинок является концерн Nestle', другие
лидеры рынка также проявляют активность[19]
Рисунок 5. Доли производителей
на рынке шоколада и шоколадных изделий
в натуральном выражении, %[19]
Игроки рынка отмечают, что
рост доходов российских граждан оказывает
существенное влияние на рынок. Материальное
положение улучшается, и, как следствие,
возрастают требования к продуктам. Сегодня
потребительские вкусы формируются под
влиянием СМИ и Интернета. Благодаря глянцевым
и кулинарным изданиям наиболее популярные
зарубежные десерты быстро становятся
известными и в России. Одновременно с
этим, растет интерес к продуктам со сложной
оригинальной рецептурой.
На рынке наблюдается тенденция
к увеличению доли продукции премиум-класса.
Недорогие «бюджетные» марки постепенно
вытесняются «среднеценовыми», «премиум»
и «люкс». По данным исследовательской
группы ACNielsen, продукция сегмента класса
«люкс» в ценовой категории от 501 руб. за
килограмм постепенно вытесняет товары
эконом-класса стоимостью до 300 руб. за
килограмм. Многие предприятия перепрофилируются
на выпуск более дорогой продукции или
в качестве дополнения к постоянному ассортименту
налаживают линии по выпуску более качественных
и дорогих торговых марок.
По данным исследований, вкусовые
предпочтения региональных потребителей
мало чем отличаются от столичных. Вместе
с тем, в связи с более низкими доходами
населения в регионах, смещение вкусов
потребителей к более высокому классу
продукции в провинции происходит медленнее,
чем в столице. Многое также зависит он
наличия кондитерских фабрик в регионах.
В связи с пропагандой здорового образа
жизни в линейке любого крупного производителя
имеются полезные, диетические, низкокалорийные
товары [13]
Основныевыводы:
• В последние годы происходит
постепенное насыщение рынка кондитерских
изделий. Среди основных тенденций - постоянно
меняющиеся вкусовые пристрастия потребителей,
а также острая конкурентная борьба между
производителями.
• Рынок кондитерских изделий
традиционно делится на сегмент мучной
и сегмент сахаристой продукции. При этом
на рынок сахаристых кондитерских изделий
приходится более 53% кондитерского рынка.
К рынку сахаристых изделий относятся
шоколад, карамель, ирис, драже, мармелад,
пастила, жевательная резинка, основным
рецептурным компонентом которых является
сахар и/или его заменители, подсластители.
Доля рынка данного сегмента увеличивается.
• Сегмент мучной кондитерской
продукции представлен печеньем, тортами,
пирожными, вафлями, пряниками, и другой
продукцией. В сегменте мучных кондитерских
изделий наблюдается отрицательная динамика,
что связано с сокращением потребления
мучной продукции населением России, а
также сырьевым кризисом.
• На рынке наблюдается тенденция
к увеличению доли продукции премиум-класса.
Недорогие «бюджетные» марки постепенно
вытесняются «среднеценовыми», «премиум»
и «люкс».
• В настоящее время производители
удерживают объемы производства в основном
за счет расширения ассортимента, введения
новых видов продукции. Тенденцией последних
лет является стремление потребителей
питаться правильно, здоровая и полезная
пища — это уже не только фрукты и овощи,
мясо и рыба, но и диететические галеты,
низкокалорийные вафли, печенье со злаками.
Поэтому в линейках большинства производителей
появились подобные продукты.
• Ожидается, что со вступлением
России в ВТО, будет уменьшен размер пошлин
на ввоз продукции зарубежного производства,
в результате чего в стране увеличится
количество иностранной продукции, конкуренция
вырастет. Однако, для ряда производителей
откроются новые возможности в виде расширения
экспорта на рынки не только ближнего,
но и дальнего зарубежья[4]
1.2 Химический состав и пищевая ценность кондитерских изделий
Пищевая ценность любого пищевого продукта может быть оценена соответствием содержания в нем наиболее важных компонентов пищевых продуктов (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов) формуле сбалансированного питания. Закон сбалансированного питания определяет пропорции отдельных веществ в рационах питания.
Белки – наиболее ценные и незаменимые компоненты пищи. Белковые вещества представляют собой высокомолекулярные коллоиды. Под влиянием ферментов в организме человека белки распадаются на аминокислоты и продукты их распада. Из них вновь синтезируются необходимые организму аминокислоты, белки и вещества белковой природы. Некоторые аминокислоты в организме не синтезируются и поэтому должны поступать с пищей. Это так называемые незаменимые аминокислоты. Их насчитывается восемь: изолейцин, лейцин, лизин, метионин, фениаланин, триптофан, треонин, валин. Также выделяют две для детей: оригин и гистидин.
В идеальном варианте должно быть определенное содержание каждой незаменимой аминокислоты.
Белок пищевого сырья, используемого в производстве кондитерских изделий, имеет различную ценность. Наиболее ценными белками являются белки молока, яиц. Растительные белки дефицитны по отдельным аминокислотам. Так, белок пшеницы содержит около 50% лизина, белок бобовых - около 60% метионина и цистина.
Биологическая ценность белков зависит не столько от их аминокислотного состава, сколько от доступности фермента желудочно-кишечного тракта и степени усвояемости. Усвояемость белков продуктов питания различна. Белки молока и яиц усваиваются в среднем на 96%, хлеба из муки 1-го и 2-го сортов – на 85%, бобовых – на 70%. Белки должны составлять в среднем 12% калорийности суточного рациона и сочетаться с другими пищевыми веществами в определенных соотношениях.
При белковой недостаточности наблюдаются замедление роста,
умственного развития,нарушение кроветворения,
костеобразования, снижается сопротивляемость
инфекциям. Избыток белка приводит к заболеванию
суставов, мочекаменной болезни, подагре.
При разработке новых видов изделий, создании
комбинированных продуктов необходимо
использовать белки растительного и молочного
сырья.
В технологических процессах при тепловой обработке сырья изменяются качества и усвояемость белка. При мягких режимах обработки повышается усвояемость белка. Длительная тепловая обработка сырья при жестких режимах приводит к снижению ценности белков.
Белки мучных кондитерских изделий претерпевают изменения в основном при выпечке.
Интенсивность этих изменений зависит от температуры и продолжительности обработки и проявляется прежде всего в изменении окраски.
Жиры (липиды) входят в продукты питания в виде животных жиров (сливочное масло, молочный и сливочный маргарины), а также молочных и яичных продуктов и растительных масел (подсолнечное, кукурузное, соевое, рапсовое, оливковое).
Большое значение жиров объясняется их участием в образовании клеточных структур, особенно мембран, и выполнением различных функций. Кроме того, жиры являются источником необходимых витаминов и других биологически активных веществ. Жиры – единственный источник жирорастворимых витаминов А и D. Одновременно жиры имеют высокую энергетическую ценность и повышают калорийность продуктов.
Жиры состоят из триглициридов и липоидных веществ (фосфолипиды, стерины и др.). В состав триглициридов входят глицерин и различные жирные кислоты (насыщенные, ненасыщенные).
Насыщенные жирные кислоты в наибольшем количестве содержатся в животных жирах и обусловливают их твердое состояние и высокую температуру плавления. Насыщенные жирные кислоты – пальмитиновая, стеариновая, миристиновая и др. Потребление животных жиров приводит к повышению уровня холестерина в крови, развитию атеросклероза, ожирению, желчно-каменной болезни.
Ненасыщенные жирные кислоты содержатся в большем количестве в растительных жирах, которые являются источником витаминов Е и бета-каротина. Они могут быть мононенасыщенными, т. е. содержать одну ненасыщенную водородную связь, или полиненасыщенными, имеющими несколько таких связей. Основной жирной кислотой с одной ненасыщенной связью является олеиновая кислота. В наибольшем количестве она содержится в оливковом масле – 65%, в сливочном масле – 23%.
К полиненасыщенным жирным кислотам (ПНЖК) относятся линолевая, линоленовая и арахидоновая кислоты. Из них незаменимой кислотой является линолевая [7, с.41].
Она не синтезируется в организме и должна поступать с продуктами питания. Основным источником линолевой кислоты является подсолнечное масло – 60%.
Ненасыщенные жирные кислоты в организме человека играют значительную роль, препятствуя отложению холестерина в стенках кровеносных сосудов и, тем самым, образованию атеросклеротических бляшек. ПНЖК выполняют роль пластического материала при биосинтезе клеточных мембран. В суточном рационе питания ПНЖК должны составлять 4-6% его энергетической ценности.
Оптимальное соотношение между суммами насыщенных, мононенасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот соответствует 3:6:1.
Углеводы во многих пищевых продуктах составляют значительную часть, особенно в кондитерских изделиях. Углеводы представлены простыми сахарами и полисахаридами.
К простым углеводам относятся
К полисахаридам относятся гемицеллюлозы, крахмал, инсулин, гликоген, целлюлоза, пектиновые вещества, камеди, декстраны.
Усвояемость углеводов различная. Не усваиваются вещества, входящие в группу «грубых» пищевых волокон (целлюлоза и др.) и «мягких» пищевых волокон (пектиновые вещества, камеди, декстраны и др.). Усвояемые углеводы имеют энергетическую ценность и покрывают 50-60% общего числа калорий. Суточная потребность взрослого человека в усвояемых углеводах составляет 365-400 г. В суточном рационе должно присутствовать 20-25 г пищевых волокон, в том числе 10-15 г клетчатки и пектина [6, с. 78].
Из Сахаров наиболее эффективно быстро усваивается глюкоза, вносимая с продуктами питания или образующаяся из углеводов (сахарозы, крахмала).
Крахмал содержится в значительном количестве в мучных кондитерских изделиях. В целом, в рационе питания крахмал составляет около 80% общего количества потребляемых углеводов.
Клетчатка способствует выведению из организма холестерина. Избыток клетчатки неблагоприятно влияет на организм, снижая усвояемость пищевых веществ на 5-15%, связывает витамины и минеральные вещества.
Пектин играет положительную роль при отравлении токсичными металлами, в подавлении развития гнилостных микроорганизмов.
Органические кислоты (лимонная, яблочная и др.) активно участвуют в обмене веществ, обладают энергетической ценностью.
Органические кислоты снижают рН среды и благоприятно влияют на процесс пищеварения, тормозят процессы гниения в желудочно-кишечном тракте. Лимонная кислота способствуют усвоению организмом кальция.
Витамины обладают высокой биологической активностью и участвуют в обмене веществ, регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы.
Витамины не являются пластическим материалом или источником энергии. Известно около 13 низкомолекулярных органических соединений, которые могут быть отнесены к витаминам.
Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, но выполняют пластическую функцию, участвуют в построении костной ткани. Входят в состав ферментных систем, регулируют водно-солевое и кислотно-щелочное равновесие. Различают макро- и микроэлементы.
Макроэлементы - это кальций, фосфор, магний, натрий, калий, хлор, сера и др.
Микроэлементы - это железо, цинк, медь, йод, фтор и др. Некоторые микроэлементы, такие как ртуть, свинец, кадмий, мышьяк, являются токсичными [5, с. 153].
Биологическая роль отдельных макро- и микроэлементов сводится к выполнению в организме разнообразных жизненно важных функций (образование костной ткани и гормонов, построение мембран, участие в энергетическом обмене, регуляция обменных процессов, функционирование ферментов и др.).
В кондитерские изделия все незаменимые компоненты пищи вносятся с сырьем. Задача производителей кондитерских изделий максимально возможно сохранить эти вещества при технологической обработке, направленной на формирование вкуса, аромата, цвета и структуры изделий [8, с. 105].
Все кондитерские изделия имеют высокую энергетическую ценность. Промежуточное место среди них занимают мучные кондитерские изделия. Их состав содержит 65-75% углеводов, 11-130% жиров, 2,8-10,6% белков. Влажность 5,5-14,5%. Лишь отдельные виды тортов и пирожных имеют более высокую влажность (18-29%), что естественно сопровождается уменьшением энергетической ценности до 322-330 ккал на 100 г съедобной части продукта против в среднем 400-500 ккал для других мучных кондитерских изделий.