Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 01:17, курсовая работа
Актуальность данной дипломной работы отражена в том, что современный рынок кондитерских изделий в последнее десятилетие стал динамично развиваться в нашей стране. В производстве мучных кондитерских изделий производители начинают задействовать новейшие технологии, качественные ингредиенты. Исходя из этого, настоящая дипломная работа предпринимается с целью анализа ассортимента и оценки качества мучных кондитерских изделий, реализуемого в супермаркете ЗАО «Гулливер».
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Характеристика рынка кондитерских изделий в России………………..5
1.1Характеристика рынка кондитерских изделий в Российской Федерации и городе Ульяновске………………………………………………………………….5
1.2Хмический состав и пищевая ценность кондитерских изделий……………..14
1.3Факторы, влияющие на качество кондитерских изделий…………………….17
1.4Классификация и краткая характеристика ассортимента кондитерских изделий……………………………………………………………………………...23
1.5Дефекты, причины возникновения, меры предупреждения…………………37
Глава 2 Характеристика и анализ деятельности ЗАО «Гулливер»
2.1Краткая характеристика производителей кондитерских изделий города Ульяновска…………………………………………………………………………44
2.2Характеристика организационно-хозяйственной деятельности ЗАО «Гулливер»…………………………………………………………………………47
2.2.1Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Гулливер»……………………………………………………52
2.2.2Анализ приёмки по количеству и качеству в магазине ЗАО «Гулливер»………………………………………………………………………….55
2.2.3Анализ условий и сроков хранения кондитерских изделий в магазине…………………………………………………………………………….58
2.2.4Краткая характеристика поставщиков кондитерских изделий, анализ договорных отношений с ними, направления рационализации ассортимента………………………………………………………………………..60
2.3Краткая характеристика ассортимента кондитерских изделий, реализуемых в магазине ЗАО «Гулливер»………………………………………………………..62
2.4 Объекты и методы исследования кондитерских изделий, их характеристика..
2.5Результаты исследований и их обсуждение…………………………………..65
2.5.1Результаты органолептической оценки качества кондитерских изделий…67
Глава 3 Потребительская оценка ассортимента кондитерских изделий в ЗАО «Гулливер»
3.1Методика проведения маркетингового исследования………………………..68
3.2Анализ проведенного маркетингового исследования и социальный портрет респондентов , соответствие фактического ассортимента кондитерских изделий ЗАО «Гулливер» желаемому……………………………………………………...73
Выводы и предложения……………………………………………………………78
Список использованной литературы…………………
В некоторых видах изделий содержится значительное количество белка (галеты, крекеры, печенье сдобное). В основной массе изделий содержание белка составляет 4-5%.
В таблице 1 представлен химический
состав некоторых видов мучных кондитерских
изделий.
Таблица 1
Химический состав мучных кондитерских изделий
Продукты |
Вода |
Белки |
жиры |
Угле воды |
Мин. в-ва |
Витамины |
Энерг. цен, ккал | ||||
К |
P |
Na |
В1 |
В2 |
РР |
||||||
Печенье: сахарное из муки высшего сорта
затяжное из муки высшего сорта
сдобное |
6,5 7,4 |
8,3 10,4 |
8,8 5,2 |
18,8 40,2 |
104 132 |
75 122 |
32 38 |
0,08 |
0,08 0,08 |
0,08 0,75 |
397 376 |
Пряники: заварные сырцовые |
14,5 |
6,2 |
2,0 |
34,9 |
71 |
50 |
7 |
0,09 |
0,05 |
0,69 |
332 |
Пирожное: слоеное, прослоенное кремом слоеное, промлон-ное яблочной начинкой |
13,0 |
5,7 |
25,6 |
20,4 |
65 |
53 |
9 |
|
0,05 |
0,68 |
1900 |
Из витаминов в мучных кондитерских изделиях содержатся витамины группы В (В1 и В2) и витамин РР, следы бета-каротина.
Из минеральных веществ содержатся в наибольшем количестве кальций и магний. Минеральный состав изделий изменяется в зависимости от сырья, входящего в рецептуру.
Специальные сорта изделий для детского питания обогащаются витаминами и минеральными веществами, необходимыми для растущего организма [7, с. 39].
Пищевая ценность мучных кондитерских изделий определяется веществами, входящими в состав основного и дополнительного сырья, используемого в их производстве.
Примечание – Источник: [2, с. 73, таблица 2.1].
Химический состав пряничных изделий изменяется в зависимости от способа приготовления.
У сырцовых и заварных пряников количество воды одинаково – 14,5 %. Белков у заварных пряников 4,8, у сырцовых – 6,2.
Жиров больше у заварных пряников – 2,8, у сырцовых – 2,0 %. Из минеральных веществ преобладают К и Р.
Пряничные изделия по содержанию воды занимают не последнее место среди других видов мучных кондитерских изделий. Занимают одно из лидирующих позиций по содержанию углеводов. Заварные пряники в отличие от остальных видов не содержат Mg, а в сырцовых пряниках – следы Mg.
Энергетическая ценность пряников заварных составляет 336 ккал, у сырцовых – 332 ккал.
Несмотря на то, что пряники по
сравнению с другими мучными
Мучные характеризуются высокой пищевой ценностью, приятным вкусом и привлекательным внешним видом. Мучные кондитерские изделия характеризуются низкой влажностью, что способствует их длительному сроку хранения. Они хорошо усваиваются организмом. Несмотря на высокую энергетическую ценность, эти изделия не обладают высокой биологической и физиологической ценностью, так как биологические активные вещества либо отсутствуют в основном сырье, либо разрушаются под действием высоких температур при изготовлении.
1.3 Факторы, влияющие на качество кондитерских изделий
Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Таблица 2
Факторы, влияющие на качество мучных кондитерских изделий
Мучное кондитерское изделие |
Ф а к т о р ы | ||||
сырье |
рецептура |
Технология производства | |||
Печенье |
мука, сахар, жиры, яичные и молочные продукты, пищевые добавки. |
глазированные, с обсыпной поверхностью, с начинкой |
подготовка сырья, замес теста, прокатка и вылеживание теста, формование, выпечка, охлаждение, расфасовка и упаковывание. | ||
Пряничные изделия |
Основное сырье: пшеничная или ржано-пшеничная мука, сахар, химические разрыхлители. Вспомогательное – смесь пряностей (перец, корица, гвоздика, имбирь, кардамон, ванилин и т.п.), мед, патока, пищевые добавки (красители и т.п.) |
замес, раскатка, формовка теста, обработка поверхности (нанесение рисунка, глазировка), выпечка, охлаждение, упаковывание. | |||
Вафли |
Основное сырье для теста вафель – пшеничная мука высшего сорта, сахар, яйца, фосфатиды или другие эмульгаторы, растительные масла, молоко, разрыхлители (сода). Для приготовления начинок применяют кондитерский жир, сахарную пудру, фруктово-ягодное пюре, помадную конфетную массу, орехи, пралине, пищевые добавки (кислоты, ароматизаторы и т.п.) |
приготовление теста, выпечка вафельных листов, приготовление начинки, прослойки вафельных листов начинкой, формование и упаковка. | |||
Торты и пирожные |
Основное сырье для полуфабрикатов: сахар, яйца (или меланж) и жиры (сливочное масло, маргарин, кондитерские жиры и т.п.), а также пшеничная мука высшего сорта, агар или пектин, соль, орехи, какао-порошок и др. Для отделки в зависимости от вида крема используются сахарная пудра, сливочное масло, сметана, яичный белок, мука, сиропы, коньяк, ликеры, добавки: вкусовые, ароматические, красители, сорбиновая и др. кислоты. |
бисквитные, песочные, слоеные, заварные, ореховые, воздушные, сбивные, крошковые, вафельные, сахарные |
1. Получение теста 2. Изготовление выпечных или сбивных полуфабрикатов 3.Отделка выпечных | ||
Кексы, рулеты, ромовые баба |
Основным сырьем для кексов, рулетов и ромовых баба служат мука, вода, сахар, жиры и разрыхлители, вспомогательным – пищевые добавки и начинки. |
подготовку сырья, замес теста, деление, формование, выпечку и охлаждение [9, с.56] |
Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств, продукции, составляющих ее качество, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.
К факторам, влияющим на качество кондитерских изделий, относят:
-природные (качество сырья и его ассортимент).
Основным сырьем для производства кондитерских изделий являются: сахар и другие сладкие вещества (мед, заменители сахара), патока, молоко, сливочное масло, различные фрукты и ягоды, мука, крахмал, какао-продукты (какао-масло, какао-порошок, какао тертое), орехи, различные жиры и масла (маргарин, растительные масла, заменители какао-масла, кондитерские жиры) и др.
В кондитерском производстве
используют различные пищевые красители
(индиго-кармин, тартразин, кармин, куркума),
студнеобразователи (агар, агароид, фурцелларан,
пектин), пенообразователи (яичные белки,
кровяной альбумин, мыльный корень), ароматические
вещества (эфирные масла, эссенции,
ванилин), пищевые кислоты (лимонная, винная,
яблочннаня), консерванты (бензойная, сернистая,
сорбиновая кислоты).
-инженерно-технические (передовая технология,
механизация и автоматизация учета и контроля
ходом производственного процесса),
-организационные (организация управления, ответственность, уровень квалификации исполнителей, обеспеченность ресурсами),
-экономические (планирование, материальное стимулирование, материальные санкции).
Также на качество кондитерских изделий влияют потребительские свойства товара. Потребительские свойства – это свойства, которые проявляются в процессе потребления и обуславливают удовлетворение реальных и не предполагаемых потребностей на рынке. Они определяют качественные характеристики товаров, эффективность использования по назначению, социальную значимость, практическую полезность, безвредность и эстетичность1.
В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей.
Рассмотрим подробнее некоторые групп и подгруппы потребительских свойств товаров.
Таблица 3
Номенклатура потребительских свойств мучных кондитерских изделий 2
Потребительские свойства |
Показатели качества |
Назначение |
Способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации |
Надежность |
Способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течение заранее оговоренных сроков. |
Сохраняемость |
Способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока, если же эти потери происходят, то они должны быть экономически оправданны |
Психологические |
Способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю. |
Психолого-физиологические |
Способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека. |
Внешний вид |
Комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Например, поломанный шоколад не только не отвечает эстетическим свойствам, но и не может быть допущен в реализацию |
Экологические |
Способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении. |
Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.
В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы: функционального, социального, классификационного и универсального назначения.
Свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции. Эта подгруппа свойств и показателей чаще всего удовлетворяет физиологические потребности (например, сахарные кондитерские изделия удовлетворяют голод) или выполняют вспомогательные функции. Так, для всех мучных кондитерских изделий определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность. Они обладают высокой пищевой ценностью, хорошей усвояемостью. Энергетическая ценность кондитерских изделий в расчете на 100 г продукта колеблется от 300 (мармелад) до 558 (шоколад) ккал3.
Свойства социального назначения – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Для большинства степень значимости этой подгруппы потребительских свойств ниже, чем функциональных. Например, килограммовые плиты от "Спартака" в яркой и красивой упаковке, реализующиеся в бутиках Москвы могут являться престижной и дорогостоящей покупкой, но если состав или вкусовые качества не будут отвечать соответствующим требованиям, то значимость свойств социального назначения не будет играть роли.
Классификационное назначение – способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Например, для сахарных кондитерских изделий классификационным признаком может служить содержание жира, которое колеблется в больших пределах от 0,01 до 34 г.
Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течение заранее оговоренных сроков.
Надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении и потреблении продуктов. Это свойство не может быть безграничным. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надежности, измеряемом определенным отрезком времени, в течение которого исходные свойства товара изменяются незначительно, что позволяет их использовать в соответствии с назначением. Например, сроки хранения шоколада колеблются от 1 до 2 мес., мармелада – от 1 до 3 мес., карамели – от 1 года до 15 суток.
Сохраняемость – способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока, если же эти потери происходят, то они должны быть экономически оправданны.
Сохраняемость присуща всем потребительским товарам, так как хранение – неизбежный этап любого товародвижения. Особенно важно это свойство для пищевых продуктов. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжается до утилизации товара. Основная масса сахарных кондитерских изделий имеет длительные сроки хранения и хорошую транспортабельность. По этой причине и в связи с высокой энергетической ценностью, кроме повседневного использования, кондитерские изделия нашли широкое применение в экспедициях, туристских походах и т.п.4
Сохраняемость товаров обусловлена их структурой или строением, химическим составом и свойствами веществ, наличием защиты от неблагоприятных внешних воздействий (упаковка), зависит от условий и сроков хранения. Например, карамель, хранящаяся при повышенной влажности, теряет своё качество, поверхность становится липкой и теряется форма.
Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю. Они могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, яркости изображения и т. п. Сахарные кондитерские изделия обладают приятным ароматом и вкусом. Эти изделия характеризуются привлекательным внешним видом. Указанные свойства присущи сахарным кондитерским изделиям благодаря применению для их производства многих разнообразных видов высококачественного пищевого сырья, которое в процессе переработки подвергают различным механическим и термическим способам обработки.
Психолого-физиологические свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.
Одной из разновидностей этих свойств являются органолептические свойства, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств.
Например, в состояние утомления, стрессов, депрессий некоторые люди снимают с помощью сладких изделий (шоколад, конфеты).
Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.
Применительно к качеству мучных кондитерских изделий безопасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья при потреблении. Требования к качеству изделий указаны в нормативном документе СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.