Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:41, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается теоретическая часть: пиво, как объект товароведения, формирование качества пива, факторы, сохраняющие качество пива; практическая часть: исследование ассортимента и качества пива, реализуемого в магазине «Пятерочка».
Пиво, наряду с натуральным виноградным вином, относится к числу наиболее древних и наиболее сложных по составу алкогольных напитков. Помимо алкоголя оно содержит значительное количество ценных в пищевом отношении компонентов. Поэтому пиво и его “полуфабрикат” - сусло - нередко использовались как элемент зимнего рациона питания. Более того, пиво входило в арсенал средств народной медицины.
Тип пива |
Количество наименований, ед. |
Удельный вес, % |
Светлое |
75 |
81,5 |
Темное |
17 |
18,5 |
Итого |
92 |
100 |
В общей структуре ассортимента абсолютным лидером является светлое пиво, на его долю приходится 75 наименований, что соответствует 82%.
Проведем расчет таких важных показателей ассортимента как: коэффициент широты, коэффициент полноты, коэффициент новизны, коэффициент устойчивости ассортимента товаров розничного торгового предприятия.
Широта ассортимента товаров.
Расчет показателя широты ассортимента товаров (таблица 5) производится по формуле:
Кш = Шд / Шб×100%, где
Кш - коэффициент широты;
Шд – фактическая широта наименований товаров однородных групп;
Шб – базовая широта (в данном случае количество наименований пива в 10 продовольственных магазинах г. Чебоксары).
Таблица 5 – Показатели широты ассортимента товаров
Исследуемая дата |
Действительная широта |
Базовая широта |
Коэффициент широты |
Январь 2013 г. |
92 |
230 |
40 |
Ассортимент пива магазина «Пятерочка» достаточно широк, о чем свидетельствует показатель коэффициент широты, который составил 40%.
Устойчивость ассортимента товаров.
Расчет показателя устойчивости ассортимента товаров (таблица 6) производится по формуле:
Ку = У / Шд ×100%, где
Ку - коэффициент устойчивости;
У – количество товаров однородной группы, пользующихся устойчивым спросом.
В данном случае количество наименований, пользующихся устойчивым спросом, было выявлено посредством опроса персонала магазина «Пятерочка».
Таблица 6 – показатели устойчивости ассортимента товаров
Исследуемая дата |
Устойчивость |
Действительная широта |
Коэффициент устойчивости |
Январь 2013 г. |
18 |
92 |
19,6 |
Ассортимент пива магазина «Пятерочка» недостаточно устойчив (коэффициент устойчивости составил 19,6 %).
Новизна ассортимента товаров.
Расчет показателя новизны ассортимента товара (таблица 7) производится по формуле:
Кн = Н / Шд, где
Кн – коэффициент новизны;
Н – количество новых товаров, появившихся в магазине.
За отчетный период ( январь 2013 г.) в магазине появилось 12 новых наименований пива.
Таблица 7 – показатели новизны ассортимента товаров
Исследуемая дата |
Новизна |
Действительная широта |
Коэффициент новизны |
Январь 2013 г. |
12 |
92 |
13 |
Ассортимент пива в магазине
«Пятерочка» постоянно
2.4 Анализ факторов, сохраняющих качество пива в торговом предприятии
В магазине «Пятерочка» пиво хранят в затемненном помещении при температуре от 5 до 12оС – не пастеризованное и от 10 до 20оС – пастеризованное. Строго соблюдаются сроки годности пива. На бутылках с пивом наклеены красочные этикетки с указанием товарного знака, вместимости бутылки, даты розлива, обозначения стандарта. Пастеризованное пиво имеет на этикетке дополнительную надпись «Пастеризованное».
При приемке пива проводят проверку качества упаковки и правильности маркировки потребительской и транспортной тары на соответствие требованиям нормативно-технической документации.
Анализируя качество любого продукта, следует учитывать его составляющие, то есть способность товара правильно выполнять свои функции; соответствие нормам и стандартам на необходимом уровне; отсутствие дефектов в течение заданного времени; полезный срок и частота использования; эстетичность.
Качество - главный приоритет работы магазина «Пятерочка». Тщательный контроль качества продукции и оперативное реагирование на запросы потребителей — вот те основы, которые позволяют говорить об ответственности бизнеса и поддерживать высокие стандарты супермаркета.
Контроль - соответствия качества и ассортимента реализуемого пива в супермаркете, проводится по следующим стадиям:
- входной контроль качества товаров;
- контроль наличия пива достаточного ассортимента в супермаркете;
-контроль исполнения
каждым поставщиком договоров
поставки в ассортиментном
- контроль снятия с реализации пивной продукции, истекающей срока годности;
- контроль состояния товарных запасов.
Оценка качества пивной продукции, реализуемой в магазине «Пятерочка», проводится в соответствии с ГОСТ Р 51174-2009 «Пиво. Общие технические условия» и по ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя». Настоящий стандарт предназначен для розничной торговли, хранения и сертификации (идентификации) слабоалкогольных напитков.
При проведении контроля качества ведется статистический учет. Он включает в себя: регистрацию данных входного контроля продукции в магазин, регистрацию данных контроля пива в процессе реализации. За ней следует стадия статистического учета хранения: повседневная информация о применяемых температурных параметрах, регистрация данных контроля оборудования (холодильных камер), патенты; продажа продукции. Последние стадии - управление и делопроизводство; финансовые операции.
Входной контроль качества пивной продукции осуществляется с приемки товара от поставщиков, которая строго распределена по дням месяца. Товар принимается в соответствии с товарными накладными, также к товару прилагаются:
а) сертификаты соответствия,
в которых указано: продукция, соответствие
требованиям нормативных
б) удостоверение качества и безопасности товара – это документ который подтверждает качество продукции, в котором указаны показатели качества пива, соответствие требованиям ГОСТ, санитарно-эпидемиологическое заключение и приложения к нему, выданного в установленном порядке на конкретное наименование продукта.
Контроль соответствия ассортимента и качества товаров требованиям потребителей осуществляется посредством изучения информации, полученной от производителей. Информация для потребителя представлена непосредственно с пивным продуктом текстом и (или) маркировкой на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше и способ употребления продукта. Это одно из самых существенных видов контроля, поскольку мнение потребителя - основа формирования ассортиментной политики.
Пиво принимают партиями. Партией считают количество пива одного наименования, в однородной потребительской или транспортной таре, одной даты розлива, оформленное одним документом о качестве. При приемке пива подсчитывают число мест, фактическую массу брутто и количество бутылок согласно маркировке. Затем начинают осмотр тары и нанесенных на ней этикеток, маркировочных знаков.
От партии пива, разлитого в стеклянные бутылки, жестяные банки, кеги вскрывают 3% ящиков, но не менее двух ящиков. От партии продуктов, расфасованных в бочки, фляги, вскрывают 3% всего числа единиц упаковки, но не более трех единиц. Если обнаружено повреждение тары, то количество контрольных ящиков удваивают. Из вскрытых контрольных мест отбирают две бутылки, при розливе пива в жестяные банки, и 1% всего числа бутылок, если пиво разлито в стеклянные бутылки.
При осмотре внешнего вида обращают внимание на деформацию корпуса, донышек, крышек, дефекты этикеток, состояние прокладки (флокса). У алюминиевых бутылок контролируют повреждения эмалевого покрытия, помятость. При приемке пива в бочковой таре и кегах смотрят на состояние обручей.
После приемки на сопроводительной документации ставят штамп ОТК с указанием, что партия пива соответствует требованиям нормативно-технической документации.
Вывод: в магазине «Пятерочка» соблюдаются все факторы, сохраняющие качество пива и оценка качества проводится в соответствии с
ГОСТ Р 51174-2009 «Пиво. Общие технические условия» и по ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя».
Выводы и предложения
В данной курсовой работе была
дана товароведная
Был сделан литературный обзор по проблемам производства и потребления пива. Изучены технические схемы производства, особенности химического состава, вопросы оценки качества и фальсификации пива. Была дана товароведная характеристика всех сортов пива. Так же, анализируя данные научных исследований, было установлено, что безвредной, а для отдельных людей и полезной дозой потребления можно считать 330 г пива (0,33 л) в день (13,2 г спирта).
Как следует из работы, секрет качества пива кроется, прежде всего, в качестве используемого сырья: ячменя, хмеля и воды. К тому же, чем качественнее выполнен процесс изготовления солода, варки сусла, брожения и фильтрации, тем, в конечном итоге, выше качество напитка. Кроме самого процесса изготовления солода, большую роль в качестве пива играет сырье, из которого он был произведен. Одним словом, сделать хорошее пиво - дело достаточно сложное, поэтому гарантией качества пива для покупателя сегодня бесспорно является честность и репутация производителя.
Тем не менее, сколько бы полезных свойств пива я ни рассмотрела в моей работе, все они имеют место только при употреблении пива в меру. Как предупреждает нас Минздрав: «Чрезмерное употребление пива опасно для вашего здоровья!»
Согласно ГОСТ Р 51174 – 2009, в Российской
Федерации вырабатывается пиво двух типов:
светлое, темное.
Полезность пива для организма зависит
от химического состава исходного сырья.
Пиво содержит ряд важных компонентов,
среди которых основное место занимают
витамины, минеральные вещества и органические
кислоты. Имеются в незначительном количестве
углеводы, азотсодержащие вещества. Горькие
вещества хмеля способствуют секреции
желчи и улучшают процесс пищеварения.
При органолептических испытаниях определяют следующие свойства пива: прозрачность, насыщенность углекислотой, вкус, запах, а также внешнее оформление бутылок. Физико-химические испытания включают в себя следующие показатели: кислотность пива, содержание спирта и действительного экстракта, цвет пива, а также пеностойкость и высота пены.
В структуре ассортимента пива наибольшим удельным весом обладает пиво, производителем которого является компания «Букет Чувашии», что соответствует 30%. Это может быть связано с тем, что пивоваренная компания «Букет Чувашии» - местный производитель пива. Продукция этой компании приемлема по цене, а ассортимент ее довольно широк.
Ассортимент слабоалкогольных напитков в магазине «Пятерочка» достаточно широк и постоянно обновляется.
Таким образом, исходя из
Пиво «Живое» светлое пастеризованное
по органолептическим и физико- химическим
показателям соответствует ГОСТ Р 51174-2009.
Пиво «Балтика 3» светлое пастеризованное
по органолептическим и физико-химическим
показателям соответствует ГОСТ Р 51174-2009.
Пиво «Пшеничное» светлое пастеризованное по органолептическим и физико-химическим показателям соответствует ГОСТ Р 51174-2009.