Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:39, курсовая работа
В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения - это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
Показатели |
2009 |
2010 |
Темп роста |
Розничный товарооборот |
56 124,6 |
64 226 |
114,4% |
Товарные запасы |
13 059,8 |
13 229,06 |
101,3% |
Выручка от реализации товаров |
64 431 |
73 732 |
114,4% |
Себестоимость реализованных товаров |
45 640 |
52 586 |
115,2% |
Налоги, сборы из выручки |
8 887 |
9 502 |
106,9% |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
665 |
449 |
67,5% |
Налоги и платежи из прибыли |
211 |
123 |
58% |
Чистая прибыль (убытки) |
630 |
568 |
90,1 |
Рентабельность продаж (%) |
1,0 |
1,0 |
- |
Сумма просроченной дебиторской задолженности на конец отчетного периода |
0,0 |
0,0 |
- |
Сумма просроченной кредиторской задолженности на конец отчетного периода |
0 |
0 |
- |
Среднесписочная численность работников (чел.) |
499 |
490 |
101% |
Объем розничного товарооборота достиг в 2010 году 64 226 млн. руб. и увеличился к уровню прошлого года на 114,4% .
Почти в 2 раза возросла продажа товаров по пластиковым карточкам, это более 17 млрд. руб. или 26,4% в общем объеме реализации товаров (в 2009 году - 8,5%).
Удельный вес реализации товаров отечественного производства занимает 86,5%. Фактические доходы от реализации товаров и услуг в 2010 году превысили 73,7 млрд.руб., что на 14,4 % больше 2009 года.
Достигнут рост производительности труда на 1-го работника на 13% в сопоставимых ценах. Товарооборот на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом возрос на 13,8% и составил 17,3 млн. руб.
Чистая прибыль в 2010 году уменьшилась на 9,1 % и составила 568 млн.руб. и будет распределена по следующим направлениям: - выплату дивидендов 59,2 млн.руб. (10,4 %); - пополнение собственных оборотных средств 381млн.руб. (67%); - резервный фонд 127,8 млн.руб. (22,6 %).
В качестве важных моментов,
характеризующих состояние
2.2 Методы сбора и обработки информации о спросе населения на товары народного потребления
Основной целью изучения спроса предприятиями розничной торговли является учет текущих изменений спроса и использование этих результатов в коммерческой работе.
Наиболее распространенным методом сбора информации о спросе в ОАО «Продукты» является балансовый метод, т.е. проведение анализа данных статистической отчетности торгового предприятия.
На основании отчетов
Барановичского ОАО «Продукты» о
розничном товарообороте и
Анализ розничного товарооборота Барановичского ОАО «Продукты»
за 2009-2010 гг.
Показатели |
Год |
2010г в % к 2009г. | |||
2009 |
2010 | ||||
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % | ||
Розничный товарооборот, всего |
56 124 |
100 |
64 226 |
100 |
114,4 |
Товарооборот по продовольственным товарам |
53880 |
96,0 |
62 331 |
97 |
115,7 |
Товарооборот по непродовольственным товарам |
2244 |
4,0 |
2 154 |
3,0 |
95,8 |
Анализ показателей розничного товарооборота Барановичского ОАО «Продукты» за 2011 год свидетельствует об увеличении удельного веса товарооборота продовольственными товарами в розничном товарообороте предприятия или увеличении в суммарном выражении на 8 0451 млн. рублей.
На основании статистической отчетности специалисты коммерческого отдела Барановичского ОАО «Продкуты» детально и последовательно осуществляют анализ данных о товарообороте в разрезе ассортиментных позиций, кроме того отслеживаются товарные запасы.
Статистические отчеты Барановичского ОАО «Продкуты» о розничном товарообороте и запасах товаров (форма 1- торг (розница))
за 2009-2010 годы приведены в Приложениях 6 и 7 соответственно.
Данные анализа товарооборота Барановичского ОАО «Продкуты»в стоимостном выражении приведем в таблице 3 , представив ассортимент более укрупненными группами.
Таблица 3
Анализ товарооборота Барановичского ОАО «Продукты» за 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Отклонения |
2010 к 2009 г, | |||
Сумма, Млн..руб. |
Уд.вес ,% |
сумма |
Уд.вес, % |
Сумма, Млн .руб. |
Уд.вес, % |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
плодоовощная продукция |
7 297 |
13,0 |
8 349 |
13 |
+1 052 |
- |
114,4 |
сахар, кондитерские изделия |
1 683 |
3,0 |
1 927 |
3,0 |
+244 |
- |
114,5 |
чай, кофе |
5 051 |
9,0 |
5 780 |
9,1 |
+729 |
+0,1 |
114,4 |
алкогольная продукция |
7 297 |
13,0 |
8 349 |
13,0 |
+1 082 |
- |
114,4 |
безалкогольные напитки |
2 244 |
4,0 |
2 569 |
4,0 |
+325 |
- |
114,5 |
молочные продукты |
8 419 |
15,0 |
9 634 |
15,0 |
+1 215 |
- |
114,4 |
сыры, колбасы |
1 0663 |
19,0 |
12 202 |
19,0 |
+1 539 |
- |
114,4 |
мясо и мясные продукты |
7 297 |
13,0 |
8 642 |
13,3 |
+1 345 |
+0,3 |
118,4 |
рыба и рыбные товары |
1 683 |
3,0 |
2 190 |
3,4 |
+507 |
+0,4 |
130,0 |
прочие продукты питания |
2 244 |
4,0 |
2 430 |
3,8 |
+186 |
-0,2 |
108,52 |
сопутствующие товары |
2 244 |
4 |
2 154 |
3,4 |
-90 |
-0,6 |
96,0 |
Анализ товарооборота Барановичского ОАО «Продукты» за 2009-2010 годы показывает, что структура товарооборота не претерпела значительных изменений: по рыбе и рыбным продуктам в 2010 году произошел рост до 130%, а по сопутствующим товарам произошло снижение до 96%, остальные позиции остались без изменений, рост товарооборота в стоимостном выражении в 2010 году произошел за счет изменения цен.
Следующим этапом изучения
спроса населения на товары народного
потребления является определение
его товарно-групповой
Объемы и доли продаж различных товарных групп в розничной сети продовольственных магазинов Барановичского ОАО «Продукты» в 2011 году приведен на диаграмме (рис.3).
Рис.3. Объемы и доли продаж различных товарных групп в розничной сети Барановичского ОАО «Продукты»
Таким образом, видно, что наибольший объем выручки наблюдается по сырам и колбасам (19%), далее следуют молочные продукты (15%), мясные продукты и алкогольная продукция (по 13%).
В 2009 и 2010 годах соотношение выручки по вышеперечисленным товарным группам было практически таким же.
Изучение реализованного и неудовлетворенного спроса тесно связано между собой по большинству применяемых методов. Так как количественной оценкой реализованного спроса является размер фактически проданных товаров, то по ряду взаимозаменяемых в потреблении товаров неудовлетворенный спрос трудно выявить и учесть количественно. Поэтому в процессе изучения реализованного спроса определяют возможные его границы, учитывая неудовлетворенный. В этой связи основной целью изучения неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения и возможных размеров изменения. При изучении формирующегося спроса большое внимание уделяется не только количественной, но и качественной характеристике спроса, ставится цель выявить покупательские оценки потребительских свойств, качества и внешнего вида товаров. На этой основе определяются основные направления формирования товарного ассортимента.
Наиболее разработанными и практически сложившимися на Барановичском ОАО « Продукты» являются методы изучения реализованного спроса. Их можно условно разделить на две группы: методы непосредственной регистрации продажи товаров и методы, основанные на балансовых расчетах (например, на основе товарного баланса).
На Барановичском ОАО «Продукты» при использовании методов регистрации продажи включают такие приемы и технические средства, как учет продажи по товарным ярлыкам, а так же учет продажи при расчете с покупателями с применением электронных кассовых аппаратов. В магазинах по продаже товаров повседневного спроса наиболее удобно использовать отрывные ярлыки, ярлыки-вкладыши, товарные чеки. В них, кроме обязательных признаков (производитель, цена), могут быть дописаны те признаки товара, по которым ведется изучение спроса, В конце рабочего дня заведующие секциями подсчитывают количество проданных товаров и записывают их наименования в журнал регистрации, группируя по видам изделий и учитываемым ассортиментным признакам. По мере необходимости эти сведения представляются в коммерческий отдел.
Механизированная обработка
товарных ярлыков с помощью
На основе таких автоматизированных систем в узлах расчета с покупателями имеется возможность получить и накапливать данные о продаже товаров в развернутом ассортименте за любой период в так называемом реальном масштабе времени.
В Барановичском ОАО «Продукты» также широко применяется балансовый метод учета реализованного спроса. Он основан на формуле товарного баланса:
Р = Он + П - Ок , (2.1)
где Р - реализованный спрос;
Он - остаток товаров на начало периода учета;
П - поступление товаров за период учета;
Ок - остаток на конец периода учета.
Исходные данные берут из документов бухгалтерской отчетности, картотеки складов и затем рассчитывают размер продажи товаров за отчетный период. Но очевидно, что такой метод является слишком громоздким и с его помощью трудно организовать оперативный учет реализованного спроса за день, декаду, пятидневку, что необходимо для коммерческой работы.
Информация о работе Изучение и прогнозирование спроса как элемент коммерческой деятельности