Изучение и прогнозирование спроса как элемент коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения - это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

1 ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА КАК ЭЛЕМЕНТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ок вар.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

Показатели

2009

2010

Темп роста

Розничный товарооборот

56  124,6

64  226

114,4%

Товарные запасы

13 059,8

13 229,06

101,3%

Выручка от реализации товаров

64 431

73 732

114,4%

Себестоимость реализованных товаров

45 640

52 586

115,2%

Налоги, сборы из выручки

8 887

9 502

106,9%

Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг

665

449

67,5%

Налоги и платежи из прибыли

211

123

58%

Чистая прибыль (убытки)

630

568

90,1

Рентабельность продаж (%)

1,0

1,0

-

Сумма просроченной дебиторской задолженности 

на конец отчетного периода

0,0

0,0

-

Сумма просроченной кредиторской задолженности  на конец отчетного периода

0

0

-

Среднесписочная численность работников (чел.)

499

490

101%


 

 

Объем розничного товарооборота достиг в 2010 году 64 226 млн. руб. и увеличился к уровню прошлого года на 114,4% .

 Почти в 2 раза возросла продажа товаров по пластиковым карточкам, это более 17 млрд. руб. или 26,4% в общем объеме реализации товаров (в 2009 году - 8,5%).

Удельный вес реализации товаров отечественного производства занимает 86,5%. Фактические доходы от реализации товаров и услуг в 2010 году превысили 73,7 млрд.руб., что на 14,4 % больше 2009 года.

   Достигнут рост производительности труда на 1-го работника на 13% в сопоставимых ценах. Товарооборот на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом возрос на 13,8% и составил 17,3 млн. руб.

Чистая прибыль в 2010 году уменьшилась на 9,1 % и составила 568 млн.руб. и будет распределена по следующим направлениям: - выплату дивидендов 59,2 млн.руб. (10,4 %); - пополнение собственных оборотных средств 381млн.руб. (67%); - резервный фонд 127,8 млн.руб. (22,6 %).

В качестве важных моментов, характеризующих состояние коммерческой деятельности на предприятии, необходимо отметить следующее: проводимые опросы населения показывают, что магазины Барановичского ОАО «Продукты» остаются достаточно популярным магазинами города для значительного круга покупателей. Уникальность торговых объектов торгового предприятия заключается в имеющихся больших торговых площадях, широком ассортименте предлагаемых товаров для всех слоев населения с различным уровнем доходов. Вместе с тем, планируется значительное расширение ассортимента реализуемых товаров, проведение массированной рекламной компании, направленной на привлечение и удержание запланированного количества потребителей.

 

 

2.2 Методы сбора и обработки информации о спросе населения на товары народного потребления

 

Основной целью изучения спроса предприятиями розничной торговли является учет текущих изменений спроса и использование этих результатов в коммерческой работе.

Наиболее распространенным методом сбора информации о спросе в ОАО «Продукты» является балансовый метод, т.е. проведение анализа данных статистической отчетности  торгового предприятия.

На основании отчетов  Барановичского ОАО «Продукты» о  розничном товарообороте и запасах  товаров за 2009-210 годы (форма 12 торг), приведенных в Приложениях 4 и 5 соответственно, проведем анализ розничного товарооборота предприятия. Результаты анализа представлены в таблице 2.

 

 

 

                                                                                                                                   Таблица 2

   Анализ розничного товарооборота Барановичского ОАО «Продукты»

за  2009-2010 гг.                                                                                            млн. руб.

Показатели

Год

 

2010г

в %

к

2009г.

 

2009

 

2010

Сумма

Уд.вес,

%

Сумма

Уд.вес,

%

Розничный товарооборот, всего

56 124

100

64 226

100

114,4

Товарооборот по продовольственным  товарам

53880

96,0

62 331

97

115,7

Товарооборот по непродовольственным товарам

2244

4,0

2 154

3,0

95,8


  

Анализ показателей  розничного товарооборота Барановичского ОАО «Продукты» за 2011 год свидетельствует об увеличении удельного веса  товарооборота продовольственными товарами  в розничном товарообороте предприятия или увеличении в суммарном выражении на 8 0451 млн. рублей.

 На основании статистической  отчетности специалисты коммерческого отдела Барановичского ОАО «Продкуты» детально и последовательно осуществляют анализ данных о товарообороте  в разрезе ассортиментных позиций, кроме того отслеживаются товарные запасы.

Статистические отчеты Барановичского ОАО «Продкуты» о розничном  товарообороте  и   запасах  товаров        (форма 1- торг (розница))

за 2009-2010 годы приведены в Приложениях 6 и 7 соответственно.

     Данные анализа товарооборота Барановичского ОАО «Продкуты»в стоимостном выражении приведем в таблице 3 , представив ассортимент более укрупненными группами.

 

 

 

 

 

Таблица 3

   Анализ товарооборота Барановичского ОАО «Продукты» за 2009-2010 гг.

Показатели

2009 год

2010 год

Отклонения

2010 к 2009 г, 

Сумма,

Млн..руб.

Уд.вес

,%

сумма

Уд.вес,

%

Сумма,

Млн .руб.

Уд.вес,

%

%

1

2

3

4

5

6

7

8

плодоовощная продукция

7 297

13,0

8 349

13

+1 052

-

114,4

сахар, кондитерские изделия

1 683

3,0

1 927

3,0

+244

-

114,5

чай, кофе

5 051

9,0

5 780

9,1

+729

+0,1

114,4

алкогольная продукция

7 297

13,0

8 349

13,0

+1 082

-

114,4

безалкогольные напитки

2 244

4,0

2 569

4,0

+325

-

114,5

молочные продукты

8 419

15,0

9 634

15,0

+1 215

-

114,4

сыры, колбасы

1 0663

19,0

12 202

19,0

+1 539

-

114,4

мясо и мясные продукты

7 297

13,0

8 642

13,3

+1 345

+0,3

118,4

рыба и рыбные товары

1 683

3,0

2 190

3,4

+507

+0,4

130,0

прочие продукты питания

2 244

4,0

2 430

3,8

+186

-0,2

108,52

сопутствующие товары

2 244

4

2 154

3,4

-90

-0,6

96,0


 

Анализ товарооборота Барановичского ОАО «Продукты» за 2009-2010 годы показывает, что структура товарооборота не претерпела значительных изменений: по рыбе и рыбным продуктам в 2010 году произошел рост до 130%, а по сопутствующим товарам произошло снижение до 96%, остальные позиции остались без изменений, рост товарооборота в стоимостном выражении в 2010 году произошел за счет изменения цен.

Следующим этапом изучения спроса населения на товары народного  потребления является определение  его товарно-групповой структуры. Расчет структуры спроса позволяет  обосновать структуру розничного товарооборота, предъявить промышленности требования по выпуску товаров, в соответствии с развивающимся спросом населения. В зависимости от принятого подхода товарно-групповая структура спроса может рассчитываться по принципу «от общего к частному» или «от частного к общему». В первом случае осуществляется поэтапный расчет структуры от объема до отдельных товарных групп. Во втором - применяется метод прямого товарного расчета структуры спроса с последующей балансировкой полученных прогнозов спроса на отдельные товарные группы в рамках общего объема спроса. На практике в Барановичском ОАО «Продукты» применяется сочетание товарного и поэтапного методов расчета.

     Объемы и доли продаж различных товарных групп в розничной сети продовольственных магазинов Барановичского ОАО «Продукты» в 2011 году приведен на диаграмме (рис.3).

 

 

Рис.3. Объемы и доли продаж различных товарных групп в розничной сети Барановичского ОАО «Продукты»

 

Таким образом, видно, что  наибольший объем выручки наблюдается  по сырам и колбасам (19%), далее следуют молочные продукты (15%), мясные продукты и алкогольная продукция (по 13%).

В 2009 и 2010  годах соотношение выручки по вышеперечисленным товарным группам было практически таким же.

   Изучение реализованного и неудовлетворенного спроса тесно связано между собой по большинству применяемых методов. Так как количественной оценкой реализованного спроса является размер фактически проданных товаров, то по ряду взаимозаменяемых в потреблении товаров неудовлетворенный спрос трудно выявить и учесть количественно. Поэтому в процессе изучения реализованного спроса определяют возможные его границы, учитывая неудовлетворенный. В этой связи основной целью изучения неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения и возможных размеров изменения. При изучении формирующегося спроса большое внимание уделяется не только количественной, но и качественной характеристике спроса, ставится цель выявить покупательские оценки потребительских свойств, качества и внешнего вида товаров. На этой основе определяются основные направления формирования товарного ассортимента.

Наиболее разработанными и практически сложившимися на Барановичском ОАО « Продукты» являются методы изучения реализованного спроса. Их можно условно разделить на две группы: методы непосредственной регистрации продажи товаров и методы, основанные на балансовых расчетах (например, на основе товарного баланса).

На Барановичском ОАО  «Продукты» при использовании методов регистрации продажи включают такие приемы и технические средства, как учет продажи по товарным ярлыкам, а так же учет продажи при расчете с покупателями с применением электронных кассовых аппаратов. В магазинах по продаже товаров повседневного спроса наиболее удобно использовать отрывные ярлыки, ярлыки-вкладыши, товарные чеки. В них, кроме обязательных признаков (производитель, цена), могут быть дописаны те признаки товара, по которым ведется изучение спроса, В конце рабочего дня заведующие секциями подсчитывают количество проданных товаров и записывают их наименования в журнал регистрации, группируя по видам изделий и учитываемым ассортиментным признакам. По мере необходимости эти сведения представляются в коммерческий отдел.

Механизированная обработка  товарных ярлыков с помощью вычислительной техники, считывающей штриховой код, позволяет обобщить все содержащиеся в них ассортиментные признаки товара и получить оперативную информацию о продаже в развернутом ассортименте. При применении международного торгового штрихового кода получение данных о продаже товаров в ассортименте обеспечивается в момент совершения покупки с последующей обработкой этих данных на ПЭВМ.

На основе таких автоматизированных систем в узлах расчета с покупателями имеется возможность получить и накапливать данные о продаже товаров в развернутом ассортименте за любой период в так называемом реальном масштабе времени.

В Барановичском ОАО «Продукты» также широко применяется балансовый метод учета реализованного спроса. Он основан на формуле товарного баланса:

 

                                           Р = Он + П - Ок ,                                                       (2.1)

 

где Р - реализованный спрос;

  Он - остаток товаров на начало периода учета;

  П - поступление товаров за период учета;

  Ок - остаток на конец периода учета.

Исходные данные берут из документов бухгалтерской отчетности, картотеки складов и затем рассчитывают размер продажи товаров за отчетный период. Но очевидно, что такой метод является слишком громоздким и с его помощью трудно организовать оперативный учет реализованного спроса за день, декаду, пятидневку, что необходимо для коммерческой работы.

Информация о работе Изучение и прогнозирование спроса как элемент коммерческой деятельности