Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследование ассортимента и экспертиза качества туалетного мыла, реализуемого компанией ООО «Форпост-Парфюм».
Задачи курсовой работы:
изучить по литературным источникам конъюнктуру рынка и направления развития перспективного ассортимента мыла;
рассмотреть классификацию мыла;
изучить потребительские свойства и показатели качества туалетного мыла;
рассмотреть факторы, формирующие потребительские свойства и качество туалетного мыла;
провести анализ структуры ассортимент туалетного мыла, реализуемого компанией ООО «Форпост-Парфюм».
провести экспертизу качества туалетного мыла, реализуемого компанией ООО «Форпост-Парфюм».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА ТУАЛЕТНОГО МЫЛА…………………………………………....5
1.1. Конъюнктура рынка туалетного мыла…...……………………………………5
1.2. Направления развития перспективного ассортимента туалетного мыла.....10
1.3. Классификация и характеристика ассортимента мыла..……........................12
1.4. Особенности потребительских свойств и показатели качества туалетного мыла…………………………………………………………………………...17
1.5. Факторы, формирующие потребительские свойства и качество туалетного мыла…...............................................................................................................20
1.6. Требования к качеству, принципы оценки качества туалетного мыла…………………………………………………………………………...28
2. АССОРТИМЕНТ, ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ТУАЛЕТНОГО МЫЛА, РЕАЛИЗУЕМОГО КОМПАНИЕЙ ООО «ФОРПОСТ-ПАРФЮМ» …………..32
2.1. Характеристика торгового предприятия ООО «Форпост-Парфюм»………32
2.2. Организация работы, объекты исследования и методы испытаний………37
2.3. Анализ ассортимента туалетного мыла, реализуемого компанией ООО «Форпост-Парфюм»………………………………………………………….39
2.4. Результаты экспертизы качества туалетного мыла, реализуемого компанией ООО «Форпост-Парфюм»………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….………………………………………….…..47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….………49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Набирает силу
новая для российского рынка
категория - твердое мыло ручной работы,
которое производится по иной технологии,
чем мыло массового производства,
на основе органических компонентов
без синтетических
Все активнее заявляет о себе и мыло класса «люкс». Эксперты едины в своем прогнозе развития рынка мыла: продажи твердого кускового мыла будут снижаться, а сегмент жидкого мыла будет развиваться; с ростом доходов населения и повышением покупательной способности тенденции все сильнее будут смещаться в сторону избирательного подхода к средствам гигиены для каждого члена семьи. Времена, когда покупатель приобретал дешевые средства, постепенно проходят. Потребительские предпочтения смещаются в сторону более дорогих марок и сегментов, предлагающих четкую концепцию, высокое качество, привлекательную упаковку и целый набор дополнительных функций.
Итак, направлениями перспективного развития ассортимента туалетного мыла является рост ассортиментных позиций жидкого мыла, увеличение количества продаж мыла ручной работы, увеличение ассортимента мыла «люкс» сегмента, а также производство мыла более высокого качества с набором дополнительных функций.
По назначению мыла бывают:
Хозяйственными, (стирочными), называют мыла твёрдой консистенции, состоящие в основном из натриевых солей жирных, смоляных (канифольных) и нафтеновых кислот; они могут содержать различные органические и неорганические добавки, улучшающие качество.
Все мыла могут быть разделены на два класса: твердые или натриевые мыла и мягкие или калиевые мыла.
Мыла первой
группы, несмотря на содержание даже большого
количества воды, обладают твердостью
и крепостью и поддаются
Мягкие мыла даже при самом незначительном количестве воды всегда мягки и кремообразны. Твердые мыла разделяются по своим свойствам и способу приготовления на три группы:
Ядровое мыло – технически чистое мыло, полученное путем высаливания концентрированного мыльного раствора, так называемого мыльного клея, поваренной солью с выделением «ядровой» части. Ядро содержит жирных и подобных кислот не менее 60%.
Клеевым называют мыло, получаемое в результате затвердения мыльного клея в стадии начавшегося разделения его на ядровую и клеевую части, что придаёт готовому продукту мраморную структуру, особенно после добавления ультрамарина; содержит не менее 47% жирных кислот. Клеевые мыла бывают или гладкими или же обладают частью кристаллическим, а частью некристаллическим строением, в разрезе похожим на мраморную поверхность, и поэтому они называются мраморными мылами. Иногда выделяют мраморирование прибавлением к еще горячему мылу красящих веществ (ультрамарин, франкфуртская чернь и др.).
Полуядровые (эшвегерские) мыла получаются омыливанием едким натром жиров или масел с непременным прибавлением кокосового или пальмоядрового масла или их кислот. Они имеют частью кристаллическое (ядровое), частью некристаллическое строение, в силу чего в разрезе имеют мраморированный вид. В этом случае часто выделяют их мрамор соответствующим окрашиванием. Варка полуядровых мыл выполняется двумя способами. Первый способ (прямой) состоит в том, что кокосовое или пальмоядровое масло варят совместно с другими жирами: с салом, отбеленным пальмовым маслом, костяным жиром и т. д. Второй способ (косвенный) состоит в том, что из одного или нескольких перечисленных жиров приготовляют ядровое мыло, которое прибавляют к отдельно сваренному клеевому мылу из кокосового или пальмоядрового масла. Если употреблять жирные кислоты, то мыло можно приготовить и посредством карбонатного омыливания способа.
Туалетные и медицинские мыла - разновидности твердого мыла [12].
Туалетное мыло используется для ухода за телом человека. Главная масса туалетного мыла вырабатывается из ядрового мыла, в жировую рецептуру которого входит кокосовое масло, после предварительной подсушки, окраски и парфюмирования ароматическими веществами. Для этого подсушенное, замешанное с краской и ароматическими веществами ядровое мыло превращают в тонкую мыльную ленту. Полученные ленты прессуют в плотные и однородные мыльные брусья, их которых штампуют отдельные куски. Туалетное мыло содержит не менее 72% жирных кислот. Моющее действие туалетного твердого мыла обеспечивают натриевые соли жирных кислот – каприловой С7Н15СООН, лауриновой С11Н23СООН, миристиновой С13Н27СООН, пальмитиновой С15Н31СООН, стеариновой С17Н35СООН. Они являются основными компонентами туалетного мыла. Вспомогательными компонентами являются пережиривающие добавки (для смягчения) – глицерин, масла растительные; пигменты и красители; экстракты трав, прополис, апилак, ланолин; антисептические вещества, разрешенные МЗ РФ; клеящие вещества (крахмал, декстрин); парфюмерные отдушки (кроме детского) [13].
К специальным мылам относятся медицинское, содержащие различные лечебные и дезинфицирующие вещества, например сернодегтярное мыло содержит 5,5% серы 2% дёгтя, ихтиоловое с 5% ихтиола и др. к медицинским мылам относится также жидкое калиевое мыло, которое приготовляется из жидких растительных масел путём омыления их едким кали; содержание жирных кислот не менее 40%. Медицинское мыло, применяемое наружно в формах пластырей, мазей, паст, имеет терапевтическое значение в соответствии с влиянием прибавляемого к мылу действующего начала. Таково применение терпентинного мыла в форме мази при ревматизме.
К специальным видам мыла также принадлежат мыла, применяемые большей частью в текстильной, кожевенной, металлургической промышленности, в производстве инсектофунгицидов и т.д. специальные мыла известны главным образом в виде жидких, приготовляемых путём омыления жировой смеси натровыми или калиевыми щелочами или их смесью.
Мягкие (калиневые мыла) подразделяются на три сорта:
- гладкопрозрачное мыло, имеющее различную окраску и название, как-то масляное мыло, зеленое мыло, черное мыло, жидкое глицериновое мыло и т. д.;
- мыло, имеющее в своей основной гладкой массе ядрышки, так называемое натуральное ядровое мыло или жидкое ядровое мыло;
- непрозрачное мыло белого цвета или желтовато-белого цвета, называемое гладким олеиновым мылом, серебряным мылом и т. д. [3]
В зависимости от консистенции и физического состояния мыла бывают твердые (в кусках), мазеобразные, жидкие и порошкообразные. Туалетное мыло выпускают твердое, жидкое и порошкообразное. По назначению туалетное мыло бывает обычное и специальное.
Обычное мыло может быть с цветочной («Земляничное», «Сирень», «Гвоздика») и с фантазийной («Косметическое», «Подарочное», «Консул», «Люкс» и др.) отдушкой.
Специальное мыло содержит добавки различного назначения. В мыло «Лесное» введен хвойно-хлорофилло-каротиновый экстракт. Это мыло рекомендуется для сухой кожи, склонной к раздражению. Мыло «Сульсеновое» содержит 2,5% сульсена, рекомендуется для укрепления волос и уничтожения зуда и перхоти. Мыло «Гаяне» содержит натуральную краску – хну.
По содержанию жирных кислот мыло выпускают 74, 78, 80 %-ое. Процент содержания жирных кислот определяет качество мыла.
По форме куска мыло выпускают круглое, овальное, прямоугольное, фигурное. Твердые мыла могут иметь различную массу (150; 200; 250; 300; 350; 400 и 500 г.). Твердые туалетные мыла фасуют в виде кусков различной формы с номинальной массой до 300г. Мыла массой 100, 125, 150 г считаются наиболее удобными.
По цвету различают мыло обыкновенное и осветленное.
По наличию упаковки мыло бывает открытое (без упаковки) и закрытое (в упаковке) [8].
Согласно ГОСТ 28546-2002 «Мыло туалетное твердое. Общие технические условия», по основным потребительским свойствам отечественное мыло делится на:
- нейтральное (Н);
- экстра (Э);
- детское (Д);
- ординарное (О) [15].
Мыла марок Н и Э содержат не менее 78 г жирных кислот на 100 г мыла. Для этих марок используют наиболее высококачественное жировое сырье - топленые пищевые животные жиры только высшего и первого сорта, кокосовое масло и др. Для ароматизации мыла используют тонкие высококачественные отдушки.
В мыле марки Н отсутствуют содопродукты, в марке Э - не более 0,20%.
Мыла марок Н и Э наиболее твердые, обладают меньшей набухаемостью, медленно расходуются, имеют высокую моющую способность. Срок годности - не менее 3-х лет.
Туалетное мыло выпускают в жидком виде в пластмассовых флаконах с дозатором или пластмассовых канистрах емкостью 5 литров. В жидком мыле используются различные отдушки, которые придают ему приятный аромат. Канистры с жидким мылом используются чаще всего для заправки дозаторов и использованных емкостей меньшего размера. С экономической точки зрения это весьма выгодное решение, особенно в случаях, когда расход жидкого мыла достаточно высок (сети ресторанов, быстрого питания, корпоративные офисы, крупные организации и т.д.).
По назначению жидкое мыло бывает:
- кухонное;
- для рук и тела;
- интимное;
- детское;
- антибактериальное;
- жидкое мыло с гелем для душа (2 в 1);
- крем-мыло [8].
Итак, современный ассортимент мыла можно классифицировать по назначению, по составу сырья, в зависимости от консистенции, по содержанию жирных кислот, по форме куска, по цвету, по наличию упаковки. Туалетное мыло имеет отдельную классификацию в соответствии с ГОСТ 28546-2002.
1.4. Особенности
потребительских свойств и
Качество туалетного мыла определяется совокупностью его потребительских свойств.
Туалетное мыло придает красивый внешний вид и здоровое состояние коже и поэтому имеет большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Основное действие туалетного мыла проявляется в следующих направлениях: очищение, увлажнение, питание, защита и профилактика. То или иное действие туалетного мыла или их комплексный эффект связаны, прежде всего, с составом входящих в него компонентов.
Наиболее важными для потребителя являются функциональные свойства, определяющие эффективность действия мыла (увлажнение, питание).
Косметические свойства туалетного мыла, проявляются через внешний видимый эффект улучшения состояния кожи, благодаря увлажнению, питанию, регенерации, улучшению обменных процессов в коже, в результате чего повышается упругость и эластичность кожи.
Защитные свойства туалетного мыла обеспечиваются благодаря добавкам, обеспечивающим лечебно-профилактические свойства. Мыло обладает антисептическим действием.
Эргономические свойства туалетного мыла, удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителей. Они характеризуют способность товара создавать ощущения удобства и комфортности. Эргономические свойства туалетного мыла определяются консистенцией, упаковкой, приспособлениями, облегчающими пользование мыла и др.
Надежность туалетного мыла связана, прежде всего, с его сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности должен вызвать внимательное отношение к его составу, и, прежде всего, к виду и количеству консерванта. Срок годности туалетного мыла определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве туалетного мыла сложилась практика установления срока годности самими изготовителями, которые исходят из рецептуры средства.
Эстетические свойства туалетного мыла призваны удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями этих свойств являются внешний вид, цвет, запах, дизайн упаковки, информативность упаковки, стилевая направленность. Стиль отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления мыла. Фирменный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров особенно проявляется в художественном оформлении упаковки.
Безопасность туалетного мыла зависит от состава, качества исходных компонентов, технологического процесса получения, условий хранения и продажи, условий потребления. На каждом этапе жизненного цикла в мыле могут протекать те или иные процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки безопасности туалетного мыла проводят комплекс испытаний. Для химических показателей комплекс испытаний включает определение водородного показателя (кислотного числа или содержания щелочи). Все эти показатели определяют воздействие косметических средств на кожу и волосы. В туалетном мыле не должны содержаться токсичные элементы – свинец, ртуть и мышьяк (или их содержание ограничивается).