Классификация и кодирование товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и поступающих в торговлю, насчитывает десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей. В данной работе изложены основные вопросы классификации и кодирования товаров; рассмотрены основные правила классификации, структура кода в коммерческой деятельности. В курсовой работе рассматривается сущность классификации и кодирования товаров, описаны структура и разновидности кодов, а также классификаторы их категорий.

Содержание

Введение
Классификация: понятие, методы, правила, виды

Кодирование товаров.

Штриховое кодирование товаров

Классификаторы

Классификация товаров

Товароведная классификация товаров

Классификация товаров, применяемая в маркетинге

Классификация товаров, применяемая в международной торговле
^
Практическая часть

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 4.docx

— 205.14 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Кодирование товаров.  Виды кодирования

 

Кодирование товара - это  образование или присвоение кода классификационной группе или объекту  классификации. Код - это знак или  совокупность знаков, применяемых для  обозначения классификационной  группировки и (или) объекта классификации.

Цель кодирования - систематизация объектов и присвоение условного  обозначения (кода), по которому можно  найти и распознать любой товар  среди множества других. С внедрением вычислительной техники возросла необходимость  и значимость кодирования.

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов. Правило кодирования состоят  в следующем: - код должен иметь  определенную структуру построения; - код должен быть выражен с помощью  различных, заранее обусловленных  знаков; - код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода - условное обозначение  состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура кода состоит  из таких элементов, как алфавит, основание, разряд и длина. Алфавит  кода- система знаков, принятых для  образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют  цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Соответственно различают  цифровой - алфавит кода, знаками  которого является цифры, буквенный - алфавит  кода, знаками которого является буквы  алфавитов естественных языков, буквенно- цифровой - алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов и цифры, штриховой алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширину которых сканеры считывают в виде цифр. Основанием кода называется общее число знаков в его алфавите. Последовательность расположения знаков к коде определяется его разрядом. Разряд кода- позиция знаков в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара. Длина кода - число знаков в коде без учета пробелов.

Кодирование товаров и  других объектов осуществляется несколькими  способами. К ним относятся порядковый, серийно - порядковый, последовательный и параллельный способы. 1) порядковый - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового метода может служить  присвоение чисел (кодов) в журнале  группы, темам в программе. Это  самый простой и распространенный метод кодирования. 2) серийно - порядковый - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда объектам классификации с определенными  признаками. (Р-58- 11239- серия лососей, 60- серия осетров) 3) последовательное - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда объектам классификации с использованием иерархичного метода классификации. 4) параллельный - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда с  использованием кодов независимых  группировок, полученных при фасетном методе классификации. (фасетный метод) вино - - по поставщику; - по технологии производства; - по срокам выдержки; - по цвету; В1977 г. в Европе была создана европейская система кодирования EAN (Европейская ассоциация товарной нумерации). Система EAN является универсальной и может быть применена к любому виду товара и в любой точке цепи «производитель - оптовое предприятие - предприятие розничной торговли».

Штриховое кодирование отвечает современным нормам торговли и внешне торгового обмена. Основным объектом штрихового кодирования является товар, который характеризуется определенными  ценой, размером, массой, цветом, качеством. Отсутствие штрихового кодирования  отрицательно влияет на конкурентоспособность  товаров. Значимость штрихового кодирования  объясняется тем, что оно имеет  ряд функций:

- автоматизированная идентификация  товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

- автоматизированные учет  и контроль товарных запасов;

- оперативное управление  процессом товародвижения, отгрузкой,  транспортировкой, складированием  товаров;

- информационное обеспечение  маркетинговых исследований.

2. Методы, правила, принципы  и признаки классификации товаров.

 

2.1 Методы и правила  классификации товаров

 

При классификации разными  методами применяют общие и специфические  правила. Общим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения. К специфичным правилам классификации объектов при иерархическом методе относятся:

1. первоочередность наиболее  общих признаков при делении  множества на подмножества;

2. использование на каждой  ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение  для этого этапа;

3. разделение объектов  последовательно - от большего  к меньшему, от общего к частному;

4. выбор из множества  признаков одинаковой степени  общности наиболее существенного;

5. необходимость установления  оптимального числа признаков  и ступеней, а также глубины.

Специфичными правилами  фасетного метода являются:

1. примерно одинаковая  значимость и независимость используемых  классификационных признаков;

2. отсутствие общности  классификационных признаков;

3. возможность дополнения  количества признаков.

Классификация имеет важное значение в управлении качеством  и ассортиментом товаров, а ее использование в коммерческой деятельности предприятия позволяет:

- обеспечить прибыльную  работу предприятия;

- установить необходимую  номенклатуру качества для каждой  группы товаров;

- изучать в обобщенном  виде огромные количества разных  товаров и рационально организовать  ими торговлю;

- организовать рациональное  хранение, приёмку, контроль качества  товаров;

- необходима в целях  автоматизации и обработки информации, для изучения покупательского  спроса и планирования товарооборота;

- требуется при сертификации  товаров.

Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации - распределение множества товаров  на подчиненные классификационные  группировки. Совокупность сходных  по определенным общим признакам  товарных единиц называется видом. Методы классификации

Последовательное разделение множества объектов на подчиненные  классификационные группировки.

Особенностью иерархического метода является тесная связь между  отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. Основой  деления множества на подмножества по основополагающему для данного  этапа признаку является ступень  классификации.

 

Рис. 1 Иерархический метод  классификации

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Каждая ступень и группировка  выделены по-своему основополагающему  признаку. Различия между группировками  заключаются в разных признаках. Поэтому выбор основополагающих признаков — ответственная операция деления множества, от которой во многом зависит конечный результат. Такой выбор должен базироваться на целевом назначении классификации.

Однако при увеличении полноты ассортимента за счет видов  и разновидностей глубина классификации  может быть и более 10, что позволяет подразделять подмножество товаров до конечной единицы — торгового артикула.

Разделение множества  объектов на подмножества только по одному признаку, называется группировкой, которая  применяется для выделения ассортиментных групп.

При необходимости увеличить  число признаков применяют фасетный метод.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) – фасеты. Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочивание.

Отдельные фасеты не зависят  и не подчиняются друг другу, как  в иерархической системе, но они  связаны тем, что относятся к  одному и тому же множеству, и каждый характеризует одну из сторон распределяемого  множества.

Таким образом, фасетный метод классификации позволяет получить систему отдельных (не подчинённых друг другу) группировок.

 

Рис. 2 Фасетный метод классификации

 

Термин этот произошел  от французского слова facette — грань отшлифованного камня. Действительно, как каждая грань камня существует независимо от других граней, так иразные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу. Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Особенностью данного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Метод отличается большей гибкостью.

Существуют правила классификации, которые предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление  множества на подмножества. Так правила  иерархического метода классификации  следующие:

деление множества следует  начинать с наиболее общих признаков;

на каждой ступени классификации  можно использовать только один признак, который имеет принципиальное значение для этого этапа;

разделение объектов должно осуществляться последовательно: от большего к меньшему, от общего к частному;

Правила классификации, разработанные  в иерархическом методе, справедливы  и для фацетного метода. Рассмотренные  иерархический и фацетный методы классификации могут применяться  как независимо друг от друга, так  и совместно.

В зависимости от цели, которую  преследуют при классификации, они  подразделяются на следующие классификации:

учебные;

отраслевые;

экономико-статистические;

Классификации продукции. Виды классификации разрабатываются  для решения задач планирования и учета выпускаемой продукции, облегчения управления народным хозяйством на различных уровнях управления.

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки  информации о продукции в различных  сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и  проведении маркетинговых исследований.

Классификация товаров в  совершенных условиях должна отвечать следующим требованиям:

гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;

способствовать глубокому  исследованию свойств товаров;

содействовать принципам  кодирования товаров;

обеспечивать гибкость классификации, которая предполагает включение  новых наименований в перечень продукции, не нарушая общей системы классификации.

В настоящее время используется несколько классификаций товаров: товароведение, классификации товаров, применяемые в маркетинге и в  международной торговле.

2.2 Принципы и признаки  классификации товаров

 

Методы классификации  должны обеспечивать систематизацию объектов классификации по определенным выбранным  признакам, которыми могут быть: свойства, характеристики или параметры объектов. Количество значений признака определяет число образуемых классификационных  группировок по этому признаку. Для  классификации продукции используются, например, следующие признаки: отраслевая принадлежность, назначение, область  применения, принцип действия, конструктивные особенности, используемый для изготовления способ и материал.

Существуют общие принципы классификации: установление цели. Целью  является систематизация, идентификация  и прогнозирование свойств товара.

Установление числа классификационных  признаков. Признаки классификации  делятся на телеологические (назначение, применение), генетические (исходные материалы, сырье, химический состав), технологические (конструкция, рецептура, способ производства).

Для классификации товаров  используют четыре группы признаков:

1) функционально-целевые,  отражающие назначение товаров,  выполняемые ими функции, цели  применения и способы использования;

2) генетические, характеризующие  происхождение товаров, исходные  материалы и сырье;

3) технологические, отражающие  способ производства, особенности  конструкции, степень обработки,  отделку и способы декорирования;

4) специфические, характеризующие  свойства товаров, их агрегатное  состояние, химический состав, особенности  строения, геометрические параметры  и размеры, конструкцию, особенности  формы, фасоны, модели, марки.

Количество признаков  и ступеней определяет глубину классификации. Теоретически глубина классификации бесконечна, но на практике такая классификация чересчур громоздка и запутанна, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.

3. Характеристика отечественных  систем классификации и кодирования  товаров

 

3.1 Системы классификации  товаров

 

В товароведении используют следующие системы классификации  товаров:

Торговая система классификации  является отраслевой и используется в торговле (все товары разделены  на две группы – непродовольственные  и продовольственные).

Учебная система классификации  используется в процессе обучения товароведению, служит для изучения потребительских  свойств товаров, выявляет общие  принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно  изучить ассортимент товаров.

Экономико-статистическая система  является наиболее полной, разработана  для обмена информацией на межотраслевом  уровне, представлена в ОКП

Стандартная система классификации  используется для определения требований, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров.

Внешнеэкономическая система  классификации отражена в Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД) и является основой  для регулирования внешнеэкономической  деятельности страны.

Информация о работе Классификация и кодирование товаров