Кодирование товаров и его роль в управлении ассортиментом и качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 00:30, курсовая работа

Краткое описание

Процесс управления товародвижением как составная часть маркетинговой деятельности требует информационного обеспечения. Для любого предприятия наличие данных о характере продукции, ее происхождении, оперативность получения информации о товаропотоках и правилах их учета жизненно необходимы. Эта проблема всегда стояла перед фирмами и предприятиями. До недавних пор она разрешалась с помощью товарных ярлыков, этикеток и вкладышей. В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (посредник, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность выбора и оценки их качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Обзор литературы
1.1 Понятие и цель кодирования………………………………………..……….5
1.2 Системы кодирования………………………………………………………6
1.3 Структура кода и его основные элементы…………………………………11
1.4 Методы кодирования, их достоинства и недостатки………………….…..13
1.5 Штриховой код, его классификация и применение……………………….15
2 Практическая часть
2.1 Анализ стандартов, связанных с понятием «кодирования»……………...17
2.2 Анализ кодов разных групп продовольственных товаров……………..…20
2.3 Анализ кодов разных групп непродовольственных товаров……………..21
2.4 Проверка правил составления штрихового кода, товаров разных стран и фирм-изготовителей……………………………………………………..…..22
2.5 Значение штрихового кода в торговой деятельности…………………......24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Кодирование товаров.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра Товароведения и экспертизы товаров

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине:

Теоретические  основы  товароведения  и  экспертизы    

 

на тему:

Кодирование товаров и  его роль в управлении ассортиментом  и качеством

Научный руководитель:

Филимонова Лилия Ивановна

Выполнила:

Студентка  2  курса

очной  формы обучения

Специальности Товароведение и  экспертиза    потребительских    товаров

Ереджибокова Мария Александровна




Краснодар 2012 г

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1    Обзор литературы

    1. Понятие и цель кодирования………………………………………..……….5
    2. Системы кодирования………………………………………………………6
    3. Структура кода и его основные элементы…………………………………11
    4. Методы кодирования, их достоинства и недостатки………………….…..13
    5. Штриховой код, его классификация и применение……………………….15
  1. Практическая часть
    1. Анализ стандартов, связанных с понятием «кодирования»……………...17
    2. Анализ кодов разных групп продовольственных товаров……………..…20
    3. Анализ кодов разных групп непродовольственных товаров……………..21
    4. Проверка правил составления штрихового кода, товаров разных стран и фирм-изготовителей……………………………………………………..…..22
    5. Значение штрихового кода в торговой деятельности…………………......24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28

Список используемой литературы……………………………………………...31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс управления товародвижением  как составная часть маркетинговой  деятельности требует информационного  обеспечения. Для любого предприятия  наличие данных о характере продукции, ее происхождении, оперативность получения  информации о товаропотоках и  правилах их учета жизненно необходимы. Эта проблема всегда стояла перед  фирмами и предприятиями. До недавних пор она разрешалась с помощью  товарных ярлыков, этикеток и вкладышей. В соответствии с Законом РФ "О  защите прав потребителей" изготовитель (посредник, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую  и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность  выбора и оценки их качества. При  этом, в, частности, для различных  видов расфасованных продовольственных  товаров на маркировочных знаках может быть представлена следующая  информация:

- на расфасованных в  промышленности бакалейных товаpax (макаронные изделия, крупа, мука  и пр.), как правило, - наименование  товара, его масса, сорт, дата выработки  или конечный срок реализации (для импортных товаров);

- на отечественных фасованных  кондитерских товарах (печенье,  коробки конфет, вафли и др.) - дата  изготовления и срок их использования  (например, срок хранения 3 месяца);

- на консервированной (в  жестяных банках) продукции - номер  смены, дата изготовления, ассортиментный  номер консервов по системе  кодификации (например, кофе с  молоком - 79, сгущенное молоко  с сахаром - 76, и т. д.).

Как видим, вся наносимая  на упаковку информация содержит лишь потребительские характеристики товаров  и не позволяет решить задачи оперативного учета движения продукции. Разрешительные возможности оперативного учета  при такой маркировке ограничены субъективными способностями человека, проводящего инвентаризацию, учет, прием и отпуск товара. Одновременно сказывается и технологическое отставание в использовании вычислительной техники, что делает использование ЭВМ в системе товародвижения оперативно неэффективным. Кроме того, возрастает вероятность допущения ошибок, которая, по некоторым данным, составляет 1:300, в то время как при использовании штрихового кода - только 1:3000000. Но вероятность внесения даже одной ошибки в компьютерную информацию ставит под сомнение всю информацию и сами результаты подсчетов. Исправление ошибки требует значительных затрат и, по данным ряда компьютерных фирм США, составляет около 240 дол. США. Решение на первых порах виделось в создании верификационной технологии; (от лат. verus - истинный и facio - делаю, т. е. проверка, сопоставление с наблюдаемым объектом), но это привело к возрастанию затрат на обработку информации, составивших 40% всех издержек на систему. В этих условиях встал вопрос о разработке новой системы идентификации - штрихового кодирования.

Данная тема является актуальной, так как в настоящее время  кодирование широко распространено в большинстве магазинов мира.

Цель данной работы является рассмотрение роль кодирования товаров в управлении ассортиментом и качеством. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:

1. Сформулировать понятие  кодирования и виды

2. Рассмотреть системы кодирования

3. Рассмотреть структуру кода и методы кодирования

4.Рассмотреть штриховой  код, его классификацию и применение 

Объектом данной работы выступает  кодирование, предметом исследования - применение кодирования товаров  как метода систематизации.

 

1 Обзор литературы

1.1 Понятие и цель кодирования.

 

При кодировании товаров  выделяются такие классификационные  признаки, как группа, подгруппа, сорт (артикул), размер. Следующим этапом после классификации идет кодирование или процесс присвоения новых условных обозначений различным позициям номенклатурам по определенным правилам, установленным системой кодирования. Примером кодового обозначения является идентифицированный номер налогоплательщика, включающий десять знаков; первый и второй знак означают территорию, третий и четвертый — номер государственной налоговой инспекции, остальные — номер налогоплательщика и контрольный разряд.

В машине хранится справочник работающих, включающий фамилию, имя, отчество, табельный номер, должность, оклад  и пр. В ходе обработке по табельному номеру выбирается вся необходимая  справочная информация и печатается в выходных ведомостях. Коды могут  быть: цифровые, буквенные, смешанные.

К кодам предъявляются  следующие требования:

1.должны охватывать все  номенклатуры, по которым делается  группировка; 

2.быть едиными для разных  задач внутри одного экономического  объекта; 

3.должны быть стабильными,  часто не пересматриваться;

4.иметь резерв на случай  появления новых позиций номенклатуры;

5.быть экономичными, т.е.  обладать минимальной  значностью.

Назначение кодов состоит  в обеспечении группировки информации, подсчете итогов по группировочным признакам  и их печати в выходных ведомостях. Коды необходимы для удобства поиска информации, хранения и выборки, передачи ее по каналам связи.

 

Кодирование – это упорядоченное  образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации, а так же классификационным группировкам.

Код – это знак или  совокупность знаков, применяемых для  обозначения классификационной  группировки и/или объекта классификации.

Цель кодирования –  систематизация объектов путем их идентификации  и присвоения условного обозначения (кода) по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Значимость кодирования  возросла в последние десятилетия  в связи с внедрением ЭВМ. Кодирование облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Код должен иметь определенную структуру построения.

Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно значимость кодирования возросла в последние десятилетия с внедрением электронно - вычислительной  техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико - экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ.

 

1.2 Системы кодирования

Для образования кода применяют  регистрационную и классификационную  системы.

Регистрационной кодирование  осуществляется порядковым номером  с последовательной порядковой регистрацией объектов классификации. Кодовой обозначение  в этом случае представляет собой  числа натурального ряда.

Классификационная система  кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов. По этой системе кодирования каждый знак кода обозначает классификационную  группировку. При этом используются последовательный и параллельный методы кодирования соответственно методам классификации объектов. Последовательный метод кодирования применяют для объектов, разделенных по иерархическому методу. При этом в кодовом обозначении последовательно указываются признаки классификации. Кодовое обозначение нижестоящей группировки образуется добавлением соответствующего количества разрядов (знаков) к кодовому обозначению вышестоящей группировки. [2]

В настоящее время чаще всего используются такие формы  и системы кодирования товаров  как штриховое кодирование; кодирование  ювелирных изделий пробированием  и клеймением; кодирование бытовой  электротехнической продукции по классам - уровням A, B, C, D, E, F, G; кодирование по классификаторам.

Штриховое кодирование

Штриховой код - темная зона изображения на однотонном светлом  фоне, ограниченная прямыми параллельными  линиями или концентрическими окружностями. Элементы штрихового кода наносятся  на поверхность носителя, имеющего определенные светотехнические характеристики. При этом штрихи, наносимые с помощью  красителей или каких-то других средств, хорошо поглощают свет на определенных длинах волн, а фоновая поверхность  хорошо его отражает, что и используется при оптическом считывании.  [3]

Штриховое кодирование отвечает современным нормам торговли и внешне торгового обмена. Основным объектом штрихового кодирования является товар, который характеризуется определенными  ценой, размером, массой, цветом, качеством. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров  типографским способом или путем  приклеивания этикетки или ярлыка.

Согласно требованиям  проведения внешнеторговых сделок наличие  штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кодирования  отрицательно влияет на конкурентоспособность  товаров.

Значимость штрихового кодирования  объясняется тем, что оно имеет  ряд функций:

- автоматизированная идентификация товаров с помощью машинно считывающих устройств;

- автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

- оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров;

- информационное обеспечение маркетинговых исследований.

В данное время в мире используют несколько основных систем штрихового кодирования:

- Западногерманская система BAN была введена в ФРГ в 1968 году и является усовершенствованной формой прежней идентификации. Символ кода состоит из 8 цифр: первая и вторая цифра содержат информацию о виде товара; третья - номер товарной группы; четвёртая - номер ассортиментной группы; пятая, шестая и седьмая - порядковый номер товара; восьмая - номер пробы.

- Американская система UPC введена в 1973 году в США и Канаде и была приспособлена к системе розничной торговли. Символ кода обозначается 12 цифрами, так как префикс стран в этой системе всегда состоит из 2-х цифр. Символ кода UPC состоит из 2-х частей - левой и правой. Каждая часть имеет форму прямоугольника. Элементы левой части представляют собой зеркальное отражение правой. Светлая полоса означает ноль, темная - единицу.

- Европейская система EAN используется с 1977 года. Для её введения была основана международная европейская ассоциация кодирования товаров (JANA). Данная система представляет собой международный стандарт, в соответствии с которым осуществляется разработка технических средств для нанесения и считывания кодов обозначений. Символ кода состоит из цифровых обозначений и штрихов. Цифровые обозначения состоят из 8, либо из 13 цифр.

- Японская система CALRA-CODE введена в Японии в 1987 году и представляет собой графический код. Он состоит из 10 больших квадратов, каждый из которых разделён на меньшие одинаковые величины, им приписываются конкретные цифры - 1,2,4,8. Эта система более проста в применении. Она содержит большой объём информации, причем устройство для её расшифровки дешевле и эффективней при нечётном шрифте. Её можно прочитать при искажении квадрата до 1 мм. Данная система применяется только в Японии, так как не получила распространения в других странах.

Кодирование ювелирных  изделий лазером, пробированием  и клеймением

Клеймение ювелирных изделий  производится во всех странах. При этом каждая страна в законодательном  порядке устанавливает свои пробы  драгоценных металлов. В настоящее  время применяется метрическая  и сохраняется каратная системы  проб. В метрической системе проб количество чистого драгоценного металла  выражается в граммах на килограмм  сплава. Например, 583-я золотая проба  означает, что в 1 кг сплава содержится 583 г чистого золота. Если это выразить в процентах, то в сплаве золото составляет 58,3%.

Информация о работе Кодирование товаров и его роль в управлении ассортиментом и качеством