Курс лекций по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:15, курс лекций

Краткое описание

Качество товаров. Общие сведения о полимерах и пластмассах. Силикатные товары. Товары бытовой химии. Трикотажные изделия. Металлохозяйственные товары.

Вложенные файлы: 9 файлов

ТЕМА СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ.doc

— 139.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопросы к экзамену по Товароведению 2часть.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция 2 непроды.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Нравственно-воспитательная функция товарной информации проявляется в формировании у населения более высокого культурного, эстетического и нравственного уровней потребления.

С развитием информационных сетей существенно расширяются  возможности накопления и передачи информации. Информационные компьютерные системы создают возможности многообразия коллективной и личной связи, обеспечивающей доступ ко всем источникам информации и различным уровням общения.

Товарная информация представляет собой совокупность справочно-инструктивных и познавательных сведений, рекламно-пропагандистских средств и мероприятий, направленных на раскрытие потребительной стоимости и формирование потребительского спроса.

Широкое развитие информации выдвинуло ряд общих требований к ней. Эти требования можно сформулировать как «Три Д»: достоверность, доступность, достаточность.

Достоверность информации выступает в качестве требования к правдивости и объективности  сведений о товаре, его свойствах  и потребительной стоимости. Информация должна быть точной, без субъективизма  и не вводить потребителя в заблуждение. Недостоверная информация, встречающаяся при фальсификации товаров, рассматривается как информационная фальсификация.

Доступность информации связана с принципом доступной  открытости сведений о товаре. Она  выражается в языковой доступности, востребованности, понятности. Языковая доступность определяется необходимостью представления информации на языки преобладающей части потребителей.

Востребованность проявляется  в реализации права потребителя  своевременно получить от изготовителя или продавца необходимую информацию о товаре в доступной для него форме.

Понятность информации выражается в использовании общепринятых понятий, терминов, определений, а также  поясняющей информации о свойствах  товаров.

Достаточность информации характеризуется рациональной насыщенностью, обеспечивающей полноту необходимых сведений о товаре и исключающей излишние сведения, которые могут вызвать раздражение потребителей.

Требования к информации конкретных товаров регламентируются стандартами на соответствующую группу товаров.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на потребительскую и коммерческую. Потребительская товарная информация — сведения о товаре, изготовителе, дате выпуска, его индивидуальных особенностях. Потребительская информация направлена на возможность выбора и формирование потребительских предпочтений. С помощью информации отражаются привлекательные потребительские достоинства функционального назначения товаров, эффективности использования, надежности, безопасности и т.д. Отсутствие у большинства покупателей глубоких, знаний о товаре требует компенсации продуманной информации.

Коммерческая товарная информация предназначена для поставщиков, изготовителей, продавцов. Эта информация содержит сведения о предприятиях-посредниках, нормативных документах, качестве товара, видах и структуре его ассортимента и т.д. Коммерческая информация рассчитана на использование ее при поставках, приемке, оперативной обработке ведений о товаре. В ней значительное внимание уделяется сведениям о предприятиях, фирмах. При выходе на международный рынок необходимо обладать информацией о конкурентах и особенностях спроса на рынке товаров.

Информация о товарах  может доводиться до потребителей в  различных формах — словесной, цифровой, изобразительной, символической. Каждая из них имеет свои характерные особенности. Часто они могут использоваться одновременно.

Товарная информация включает разнообразные сведения о  товарах. Различают следующие виды информации: маркировочную, эксплуатационно-сопроводительную, рекламно-справочную. Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иными способами.

Маркировочная информация

Маркировка — обязательная информация, нанесенная изготовителем на изделие, упаковку или различные вспомогательные средства в виде совокупности знаков, символов, характеризующих товар. С помощью маркировки осуществляется идентификация, до потребителя доводится информация об изготовителе, свойствах, количественных и качественных характеристиках продукции.

Перечень маркировочной  информации для каждого вида изделий  регламентируются соответствующими стандартами. Для большинства товаров основными  реквизитами маркировки являются: сведения о предприятии-изготовителе (товарный знак, наименование, место нахождения), наименование изделия, номер нормативного документа, дата изготовления, артикул, потребительские характеристики (технические, размерные), цена, условия хранения, способы ухода и др. Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может иметь текстовую и цифровую части, содержать объемно-пространственные изображения, пиктограммы, штриховые коды. Кроме товара и упаковки носителями информации могут быть этикетки, ярлыки, вкладыши контрольной ленты, клейма, штампы и др.

Этикетки – основной вид производственной маркировки, изготавливают их, как правило, типографским способом. На товар они приклеиваются, пришиваются или прикладываются, этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Они содержат наиболее обширные сведения о товаре. Кроме текстовой информации они могут содержать изображения, символы, пояснительные тексты.

Вкладыши – разновидность этикеток, отличающаяся от них направленностью товарной информации для сообщения кратких сведений об особенностях товаров. Наиболее часто вкладыши используют в упаковке товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических.

Бирки и ярлыки — носители маркировки с меньшей информационной емкостью. Они приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товарам. От ярлыков бирки отличаются меньшими размерами, более ограниченной информативностью, лаконичностью.

Контрольные ленты используются как носители краткой дублирующей информации и предназначены для контроля или восстановления сведений при утере этикетки, бирки или ярлыка.

Клейма и  штампы — средства информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку или этикетку установленной геометрической формы. Клеймо используется как знак, удостоверяющий качество (клеймо ОТК, ювелирная проба). Как идентифицирующий знак клеймо ставится на двигателях автомобилей, холодильных агрегатах и др.

Для борьбы с фальсификацией применяют акцизные марки.

Торговая маркировка — информация в виде текста, условных обозначений, наносимая на товары, товарные или кассовые чеки для сведения покупателей. Основными носителями торговой маркировки являются ценники и кассовые чеки, которые являются обязательными. Они служат основанием для предъявления претензий в случае выявления дефектов и неисправностей в товаре.

В содержании маркировки кроме текста, рисунка особую значимость имеют информационные знаки. Их характеризуют  краткость, выразительность, наглядность. Информационные знаки представляют обширный блок маркировочной информации. Они классифицируются по назначению на товарные, знаки соответствия, эксплуатационные, манипуляционные, экологические.

Товарный знак - обозначение в виде слов, графического изображения, особого сочетания цифр, букв или слов, символов, логотипов и т.п., позволяющее индивидуализировать товары предприятия в сравнении с однородными товарами других производителей. Товарный знак официально оформляется, подлежит регистрации, право на него охраняется законодательством. Данный знак играет важную роль в представлении товара на рынке. Многие покупатели приобретают продукцию, ориентируясь на товарные (фирменные) знаки. Поэтому к их разработке привлекаются высококвалифицированные дизайнеры, способные создать в художественно выразительной форме индивидуализирующую, рекламную, охранную функции товарного знака. Индивидуализирующий эффект товарного знака достигается в его образном выделении, запоминании, за счет лаконичности, простоты воспроизведения, неповторимости. При этом важно обеспечить ассоциативность товарного знака с обозначаемым товаром.

Рекламная функция товарного знака выражается в способности привлечь внимание человека легкой запоминаемостью. Рекламоспособность знаков достигается ассоциативностью, новизной, художественно-выразительными средствами исполнения, оригинальностью.

Знаки происхождения товара подразделяются на национальные и международные. В большинстве случаев знаки страны происхождения включаются в состав товарных знаков соответствия.

Знаки соответствия – это обозначения в виде символов, указывающие на то, что товар, помеченный ими, соответствует требованиям конкретного стандарта или другой нормативной документации. Знаки соответствия используются для маркировки сертифицированных товаров.

Наряду со знаками  соответствия в отдельных странах  применяются знаки качества. Они  указывают на высокий уровень качества на определенных товарах, удостоенных получения права знака качества. Так, в США — это знак президентской награды, в Великобритании – королевской награды.

Эксплуатационные  знаки предназначены для информирования потребителя о правилах эксплуатации, способах монтажа и наладки потребительских товаров, а также способах ухода за ними.

Манипуляционные знаки предназначены для информирования о способах обращения с товарами. Наибольшее распространение они получили при нанесении на транспортную тару с символами хрупкости: «Боится сырости», «Верх - не кантовать», «Боится нагрева» и др.

Предупредительные знаки предназначены для уведомления потребителя об опасности при эксплуатации, транспортировании и хранении потенциально опасных товаров. Предупредительные знаки выражаются соответствующими символами едкости, воспламеняемости, ядовитости, взрывоопасное и др.

Экологические знаки - информируют об экологической чистоте товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования и утилизации. Забота об охране окружающей среды и обеспечение безопасности человека становятся все более актуальной проблемой. Разработка экологических знаков, их использование станут в ближайшем будущем обязательными. Все большее распространение получает экологический знак Европейского союза.

Эксплуатационно-сопроводительная информация

Особенности использования  товаров характеризуются большим  многообразием. Появление все новых  и новых товаров вызывает необходимость  сопроводительной информации, помогающей потребителю эффективно их использовать. К основным видам эксплуатационно-сопроводительной информации относятся руководство по эксплуатации, паспорт и этикетка. Разные виды эксплуатационных документов обусловлены особенностями товаров и характеризуются перечнем сведений, которые в них указываются.

Руководства по эксплуатации разрабатываются в основном для изделий бытовой техники и дают потребителю сведения о конструкции, правилах использования, технического обслуживания и т.д.

Сведения, приводимые в руководствах по эксплуатации, как правило, содержат общие указания, технические данные, описание конструкции и комплектности, требования по технике безопасности, подготовки и порядка работы. В них содержатся возможные режимы работы и порядок технического обслуживания, правила хранения, возможные неисправности и пути их устранения. Описания сведений по эксплуатации излагаются в технологической последовательности. В содержании обычно указываются принцип действия изделия, последовательность его сборки и подготовки к работе, характерные особенности выполнения функций, безопасных условий работы, что обеспечивает эффективное использование товара потребителем.

Паспорт — эксплуатационный документ, удостоверяющий гарантирование предприятием-изготовителем основных параметров и характеристик товара. Паспорт предназначен в основном для изделий, которые имеют гарантийный срок службы.

Паспорт включает разделы: общие указания; технические данные; комплектация; свидетельство о приемке ОТК; гарантийные обязательства; цена. В  нем указываются срок гарантии, информация по гарантийному ремонту. Паспорт комплектуется гарантийным талоном, который передается предприятию-изготовителю при поступлении товара в мастерскую. При реализации товара в паспорте отмечаются дата продажи и штамп торгового предприятия.

Этикетка — эксплуатационный документ, информирующий об основных показателях и сведениях, требующихся для использования изделий. В содержании этикетки обычно представляют следующие сведения: наименование изделия; обозначение его или индекс; технические данные; требования, которым соответствуют изделия, и рекомендации по использованию; номер стандарта; сведения о приемке ОТК; сведения о качестве; дату выпуска; цену.

Этикетки отличаются меньшей информационной насыщенностью по сравнению с руководством по эксплуатации. Используют этикетки на изделия, для которых данные, необходимые для эксплуатации, не превышают двух-трех показателей, но требуют специальных разъяснений для оптимального использования. Этикетки также используются для доведения информации об особенностях свойств и характере потребления новых товаров.

Этикетка может выполнять рекламные  функции. Ярко, красочно и оригинально  исполненная этикетка придает товару привлекательный внешний вид, может  вызвать к нему интерес потребителей.

ЛЕКЦИЯ ПЛАСТМАССЫ.doc

— 111.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ СЕЛИКАТНЫЕ ТОВАРЫ.doc

— 244.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ ТОВАРЫ БЫТ.ХИМИИ.doc

— 160.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ ТРИКОТАЖ.doc

— 249.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ ШВЕЙНЫЕ ТОВАРЫ.doc

— 795.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

МЕТАЛЛОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ.doc

— 254.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Товароведению"