Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа
Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Выбранная мной тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
Информационное обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Раздел «Информационное обеспечение предприятия»……...5
1. Сущность, значение и особенности информационного
обеспечения предприятия……………………………………………..5
2. Технология информационной деятельности……………………..11
3. Пути совершенствования информационной системы…………...16
4. Формирование комплексной информационной системы……….23
Заключение…………………………………………………………………28
2. Раздел «Определение розничной цены изделия»……………30
Заключение…………………………………………………………………37
3. Раздел «Используемая литература»…………………………...38
Созданная как совокупность
слабо связанных
Ярким примером ошибочности подобного подхода является история внедрения автоматизированных систем управления (АСУ) в Советском Союзе. Уже в начале 80-х годов Госплан СССР фиксировал отрицательный эффект от внедрения АСУ по отдельным предприятиям и отраслям (-18%). Таким образом, программа внедрения АСУ, призванная стать средством совершенствования управления предприятиями, в действительности стала тормозом не только для развития экономики, но и для развития методологии управления. Отрицательные результаты от создания ИСУП, жестко ориентированных на функциональное управление, наблюдались и на многих предприятиях развитых стран. Однако адекватная реакция на отрицательные результаты, быстрая смена ориентиров и поиск новых решений позволили компаниям этих стран за сравнительно короткий срок переломить ситуацию и реализовать автоматизацию на иных принципах - идеологии процессного управления, что позволило добиться существенного эффекта в совершенствовании управления.
Процессно-ориентированная модель управления рассматривает функционирование предприятия не с точки зрения реализации отдельных функций, а с позиций исполнения целостных процессов, направленных на достижение конкретных целей. Так, например, процесс исполнения заказа покупателя требует выполнения последовательности действий по планированию производственного процесса, выделения определенных производственных ресурсов, закупки необходимых материалов и комплектующих, собственно производства предусмотренной заказом продукции, отгрузки товара и получения оплаты. В этом процессе участвует несколько подразделений, которые должны координировать свою работу.
Например, если условиями договора предусмотрена частичная предварительная оплата, то прежде, чем начать закупки необходимых материалов и производство, соответствующие отделы должны узнать у финансового отдела поступила ли предусмотренная договором оплата. Далее, отдел снабжения должен заказать у поставщиков необходимые материалы и комплектующие и дать информацию финансовому отделу о необходимости перечисления денег на счета конкретных поставщиков. После завершения производства отдел сбыта должен получить информацию об исполнении заказа и выполнить операции отгрузки продукции, а финансовый отдел - получить данные об отгрузке, выставить заказчику счет и проконтролировать его оплату.
Даже из обобщенного описания видно, что процесс исполнения заказа требует скоординированной работы нескольких подразделений. Координация работы обеспечивается благодаря информации, передаваемой от одного подразделения другому. Чем оперативнее она передается, тем быстрее смежное подразделение может начать свою часть работы.
В условиях автоматизации,
ориентированной на функциональную
структуру управления, автоматизированные
рабочие места специалистов различных
подразделений часто
Поэтому в современных условиях наибольший эффект от автоматизации достигается при переходе к процессно-ориентированной модели управления, при которой деятельность предприятия представляется как совокупность бизнес-процессов.
Бизнес-процесс - это упорядоченная во времени совокупность взаимосвязанных работ направленных на получение определенного результата.
В ходе исполнения бизнес-процесса потребляются определенные ресурсы предприятия в целях получения результата, представляющего ценность для потребителя. Потребителем результата исполнения бизнес-процесса (совокупности операций) может быть внешний заказчик, либо внутреннее подразделение компании.
Процессно-ориентированный подход позволяет объединить отдельные, иногда разрозненные усилия подразделений, направленные на выполнение конкретных функций, в единую цепочку объединенных усилий компании, направленных на достижение конкретных результатов. Переход к управлению сквозными бизнес-процессами позволяет связать воедино процессы по снабжению, производству и сбыту продукции.
Более подробное описание сути процессно-ориентированного управления и способов его организации выходит за рамки этой книги. Отметим лишь, что при построении системы управления, основанной на бизнес-процессах, основной упор делается на проработку механизмов взаимодействия в рамках процесса как между структурными единицами внутри компании, так и с внешней средой, т. е. с клиентами, поставщиками и партнерами.
Значительную роль в организации взаимодействия подразделений при выполнении бизнес-процессов играют информационные технологии. Интегрированная ИСУП, обеспечивающая тесное взаимодействие АРМ работников различных служб, позволяет оперативно доставлять информацию о ходе конкретного процесса всем задействованным при его исполнении специалистам, оповещая их о завершении промежуточных этапов, напоминая о необходимости выполнения тех или иных действий и даже автоматически инициируя выполнение тех или иных процедур.
Комплексная автоматизация
бизнес-процессов позволяет
Например, если получен аванс и сведения о нем введены финансовой службой предприятия в компьютерную систему, то АИС должна автоматически оповестить производственный отдел о необходимости начать исполнение заказа, а отдел снабжения - о необходимости организации закупок необходимых для производства материалов и комплектующих. Если производственный план исполнения заказа был заранее сформирован уже на этапе проработки договора с клиентом, то система может автоматически сформировать документы, оформляющие заказы поставщикам и производственные заказы. Когда производство предусмотренной заказом продукции завершено, сведения об этом также вводятся в компьютерную систему и она должна автоматически оповестить отдел сбыта о возможности отгрузить продукцию заказчику. Одновременно куратору данного договора из финансового отдела может быть выдано напоминание о необходимости выставить счет на разницу суммы договора и уже полученного аванса. При этом соответствующие документы могут быть автоматически сформированы по описаниям договора уже занесенным в компьютерную систему, а пользователю останется только их распечатать и инициировать выполнение необходимых действий.
Основной смысл представленной
схемы состоит в том, что при
исполнении хорошо подготовленного
контракта запускается
При функционально-ориентированном управлении и использовании ИСУП, реализующей только решение специфических задач отдельных подразделений, о необходимости начать следующий этап процесса должны помнить его исполнители. То есть, специалист одного подразделения, завершив свой этап процесса, должен каким-то образом оповестить об этом смежника. При этом возможны существенные задержки. Кроме того, получив информацию о начале своего этапа, специалист должен запросить у смежников данные о деталях договора и изменениях, вызванных исполнением его прошлых этапов. На это тоже необходимо время и здесь возможны ошибки, которые в конце концов могут привести к неточному исполнению заказа, срыву сроков его исполнения, дополнительным расходам.
При использовании ИСУП, реализующей принципы управления сквозными бизнес-процессами, эти проблемы могут преодолены. В этом случае ИСУП выступает в роли интеллектуального органайзера работы смежных подразделений, выполняя роль основного координатора работ. Использование в этом качестве только простых программ-органайзеров (например, Microsoft Outlook) недостаточно, поскольку они могут только напомнить о событиях, которые должны совершиться в определенное время. При управлении бизнес-процессом нужно выдавать напоминания в зависимости от сложных условий завершения его этапов, хранить в памяти компьютерной системы многочисленные детали договоров и учетную информацию, характеризующую их исполнение и текущее состояние, особенности выполнения прошлых этапов, для использования этих данных при формировании документов текущего этапа и т.д. Таким образом, ИСУП, реализованная на принципах сквозного управления бизнес-процессами должна обладать функциями органайзера, управления документооборотом предприятия и, за счет этих механизмов, связывать воедино функциональные АРМ различных подразделений.
Контрольные вопросы
1) Укажите назначение
и основные ограничения
2) Объясните взаимосвязь современных методик управления и информационных технологий.
3) Объясните суть и назначение методологии MRP и дайте определение MRP-системы.
4) Охарактеризуйте основную входную и выходную информацию MRP-системы.
5) Дайте определение и охарактеризуйте назначение CRP-системы.
6) Как функционирует CRP-система?
7) Объясните сущность концепции MRP II и дайте определение MRP II-системы.
8) Дайте характеристику основных групп задач, решаемых MRP II-системой.
9) Охарактеризуйте порядок реализации методологии MRP II в системе "Галактика".
10) Охарактеризуйте основные
возможности оптимизации
11) Дайте характеристику методологии ERP и определение ERP-системы.
12) Дайте общую характеристику основных отличий MRP II и ERP-систем.
13) Охарактеризуйте основные
причины создания и внедрения
информационных технологий
14) Дайте определение и объясните назначение CRM-систем.
15) Объясните сущность концепции CSRP и порядок реализации поддерживающих ее информационных технологий.
16) Охарактеризуйте назначение концепции SCM и поддерживающих ее информационных технологий.
17) Объясните суть и
ограничения, присущие
18) Дайте определение бизнес-процесса и объясните суть процессно-ориентированной модели управления.
19) Объясните различия
функционально-ориентированной
20) Охарактеризуйте роль информационных технологий как инструмента поддержки процессно-ориентированной модели управления.
Архитектура ИСУП
Требования к ИСУП и принципы ее построения
Информация является
одним из важнейших факторов производственной
и финансово-хозяйственной
До сих пор бытует
представление о необходимости
разделения задач управления технологическими
процессами и организационно-
Для реализации этой цели основой ИСУП должна быть единая компьютерная сеть компании, обеспечивающая обмен данными между всеми пунктами ввода, обработки, накопления и потребления информации. При этом должен обеспечиваться не только ввод данных с клавиатуры ("вручную"), но и возможность их переноса в автоматическом режиме от устройств, подключенных к компьютерной сети. В частности, от программно-аппаратных комплексов управления технологическими процессами. Единая компьютерная сеть предприятия и функционирующая на ее основе ИСУП должны обеспечивать взаимодействие с набирающими все большую популярность мобильными устройствами (карманными компьютерами, интеллектуальными мобильными телефонами и т.д.), с помощью которых находящиеся в отъезде сотрудники могут получать оперативный доступ к необходимым им данным компании через Интернет или беспроводные сети.