Основные свойства и показатели ассортимента, их влияние на степень удовлетворения спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ…………………………………………….5
1.1. Основные понятия……………………………………………………………..5
1.2. Классификация ассортимента товаров……………………………………….6
1.3. Свойства ассортимента………………………………………………………10
1.4. Управление ассортиментом………………………………………………….19
1.5. Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров……………………………………………………………...25
1.6. Современные методы управления ассортиментом в торговле на основе категорийного менеджмента……………………………………………………..26
1.6.1. Предпосылки формирования системы категорийного менеджмента…..26
1.6.2. Категорийный менеджмент: принципы, организация, методы
управления ……………………………………………………………………….29
1.6.3. Этапы внедрения категорийного менеджмента: реорганизация
структуры управления…………………………………………………………….30
Глава 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА МАГАЗИНА «МАГНИТ»…………...34
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………..34
2.2 Анализ ассортимента товаров супермаркета «Магнит»…………………...41
2.2.1.Анализ свойств и показателей ассортимента товаров……………………41
2.2.2. Анализ степени удовлетворения спроса на реализуемые товары………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

Приоритеты  в формировании базового ассортимента у компании различны. Скажем, «Магнит» делает ставку на быстро оборачивающиеся товары повседневного спроса с раскрученными брэндами, немного товаров с ограниченным сроком хранения и самую популярную бытовую химию.

Магазины «Магнит» на сегодняшний день предлагает более 3000 наименований продукции, причем в  разных магазинах данный ассортимент  может немного отличаться. Основу (80%) составляют продукты питания, остальное – сопутствующие товары.

Около 50% товара, представленного в сетях, приходит по дистрибутивным каналам и эксклюзивным договорам, что неудивительно, учитывая, что все сети выросли из оптовых  фирм. Данная политика, безусловно, влияет на ассортимент магазинов, поскольку заключенные договора подразумевают выполнение дистрибуторских планов.

Поставка товаров.

В современном  мире в сфере товарного обращения  идут процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в рамках разветвленных сетевых структур. Крупные торговые компании ежегодно увеличивают свои обороты и свое присутствие на рынке. Именно они определяют ценовую политику и взаимоотношения с поставщиками, а также способствуют в силу своих финансовых возможностей внедрению прогрессивных торговых и информационных технологий, способствуя, тем самым, развитию современных программных продуктов.

Специалисты выделяют несколько путей концентрации ресурсов, среди них: горизонтальная и вертикальная интеграция, а также диверсификация.

В ходе горизонтальной интеграции происходит объединение  нескольких магазинов в рамках одной  компании с целью проведения консолидированных  закупок товара у поставщиков  и сбалансированной ценовой политики.

Логическим  следствием горизонтальной интеграции является вертикальная интеграция, поскольку возрастание суммарного валового товарооборота требовало создания распределительного центра (РЦ) и единого звена управления. Таким образом, вырисовывается современная структура управления крупной сетевой компании.

Существенная  часть товарных запасов, рассчитанных для конкретного магазина, находится  на складе в «Магните», а поставки с РЦ осуществляются большими партиями через каждые два дня (корпоративный  приход). Происходит доставка всего необходимого запаса. У компании имеется собственный крупный автопарк, при помощи которого и доставляются товары с РЦ в магазин, рассчитанные авто заказом.

Инструментом  регулирования ассортимента товаров  в супермаркете служит ассортиментный перечень товаров.

Частью товарной политики предприятия является ассортиментная политика. Она включает все решения  по формированию ассортимента. Другими  словами, ассортиментная политика - это  принципы формирования набора товаров (услуг), которые производит или продает предприятие. Цель этой политики состоит в том, чтобы ассортимент предприятия, с одной стороны, наиболее точно соответствовал спросу покупателей, с другой стороны, позволял оптимально распределить ресурсы предприятия и получить наибольшую прибыль. Чтобы выяснить, насколько ассортимент предприятия соответствует этим целям, необходимо провести его маркетинговый и экономический анализ.

В супермаркете реализуются продовольственные  и непродовольственные товары согласно ассортиментному перечню. Наличие  данного перечня позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.

Знакомясь с  фактическим наличием товаров, можно  сделать вывод, что в супермаркете присутствуют все группы товаров, причем имеются их разновидности от трех и более наименований.

Товары, включенные в перечень, присутствуют постоянно  и бесперебойно за исключением редких непредвиденных ситуаций.

Но в некоторых  случаях неэффективно формировать  ассортимент, опираясь на ассортиментный перечень, так как он не ориентирован на гибкое реагирование изменения спроса. В этом случае формируется ассортимент по потребительским комплексам, что позволяет более полно удовлетворить определённые потребности, обеспечивая экономию времени покупателей, облегчая выбор товаров и услуг.

При формировании нового ассортимента предприятия и  при анализе существующего ассортимента с целью его рационализации необходимо определить, в первую очередь, маркетинговые  характеристики, к которым относятся  структура, ширина, полнота, глубина, устойчивость, новизна. Эти характеристики показывают, насколько ассортимент соответствует сложившейся на рынке структуре спроса, сколько и какие потребности показателей он может удовлетворить, какую возможность выбора предоставляет покупателям и, следовательно, каким потенциалом прибыли он обладает, насколько конкурентоспособным делает данное предприятие.

Но, перед расчетом названных показателей, необходимо дать общую характеристику ассортимента и ассортиментной политики предприятия.

В табл. 3 представлен  основной перечень товаров супермаркета «Магнит».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Ассортиментные  группы товаров

№ п/п

Наименование  ассортиментных групп

Приблизительное количество позиций

1

Мясные полуфабрикаты

15 – 20

2

Колбасы и колбасные изделия

40 – 45

3

Пельмени, вареники

10 – 15

4

Рыба, пресервы

25 – 30

5

Молочные продукты

20 – 25

6

Мороженое

25 – 30

7

Йогурты, десерты

2 – 10

8

Сыры

5 – 10

9

Масло, майонез

20 – 30

10

Выпечка длительного  хранения

7 – 11

11

Орешки, чипсы, жевательная резинка, жевательные конфеты

40 – 60

12

Печенье, сухари, пряники, вафли

25 – 35

13

Конфеты (в коробках, шоколадные, карамель)

20 – 25

14

Сухие завтраки

3 – 5

15

Пасты, крема

3 – 5

16

Шоколад

25 – 30

17

Вино - водочные изделия

80 – 90

18

Пиво

40 – 50

19

Напитки, соки

40 – 50

20

Чай, кофе

60 – 80

21

Фрукты, овощи

5 – 15

22

Мука, крупы

10 – 15

23

Соль, сахар

3 – 6

24

Птица

1 – 5

25

Хлеб, сдоба

10 – 25

26

Соусы, кетчупы, горчица, уксус

5 - 10

27

Прочее

20 – 50


Товар - основа комплекса маркетинга предприятия. Успешный товар должен удовлетворять потребность покупателей, быть способным продаваться в условиях конкуренции, приносить прибыль предприятию. Чтобы выяснить, насколько товары, выпускаемые предприятием или планирующиеся к выпуску, соответствуют этим условиям, проводится маркетинговый и экономический анализ этих товаров.

На построение ассортимента в магазине влияют следующие  факторы:

    1. экономические - т. к. магазин находится в центре, цены на товары довольно высокие и основными покупателями являются люди с высоким уровнем доходов, живущие или работающие в этом районе.
    2. социальные – потребителями являются образованные люди, которые работают в офисах,
    3. демографические – по возрасту в основном преобладают молодые семейные пары.
    4. специфические – площадь торгового зала – 600 квадратных метров, по типу продажи является магазином самообслуживания, специализируется на продаже продовольственных и непродовольственных товаров, наличие стабильных источников позволяет повысить условия товароснабжения.

Состав и  своевременное обновление ассортимента товаров в магазине в значительной мере удовлетворяет спрос, издержки потребления населения, связанные  с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной  деятельности супермаркета.

Присутствие в  магазине отдельных товаров, их широкий  стабильный и соответствующий запросам покупателей ассортимент порождают  удовлетворенный спрос, уменьшают  затраты времени населения на поиск нужных товаров и положительно сказываются на экономической эффективности супермаркета.

Потребители привыкли к постоянному ассортименту и  знают наверняка, что, придя в  магазин за каким - либо товаром, то они его обязательно найдут в  магазине, потому что опытные товароведы достигли стабильности в формировании ассортимента, обеспечивая их бесперебойную продажу.

Ассортимент в  магазине сформирован хорошо. Здесь  можно приобрести современные товары хорошего качества, товары – новинки  и даже товары – эксклюзивного  характера, за которыми покупатели приезжают  именно в этот супермаркет и знают наверняка, что тут они его приобретут, что положительно, в свою очередь, влияет на доходы предприятия.

Все новинки  товаров, которые появляются в г. Рязани можно найти и в супермаркете. Предприятие не несет ущерба за непроданные товары – новинки, так как поставщики поставляют данные товары под реализацию. Новизна ассортимента определяется появлением новых разновидностей и видов товаров за определенный период времени. Она характеризует способность ассортимента удовлетворять изменяющиеся желания и предпочтения покупателей за счет появления новинок, диверсифицировать предприятие.

Товароведы  расширили деятельность предприятия. В супермаркете образовали кулинарный цех, в котором теперь готовят  различные салаты, причем их ассортимент  постоянно обновляется, кроме того, здесь можно приобрести готовые блюда из свинины, говядины, баранины, куриного мяса и рыбы.

Однако необходимо указать и на негативные явления, которые присутствовали при анализе  ассортимента товаров в супермаркете. Стремясь к увеличению прибыли, к удержанию покупателя, предприятие внедряет новые дополнительные товары в свой ассортимент, тем самым, увеличивая его широту и глубину. Однако перенасыщение ассортимента может привести к снижению общей суммы прибыли, так как товары одного производителя начинают конкурировать друг с другом, а покупатель теряется при их выборе. В этих условиях данные по сбыту могут указать на те товары, которые, возможно, следует исключить из ассортимента из-за их убыточности или малой доли в общем объеме реализации. Для этих целей проведем далее анализ ассортимента товаров.

 

2.2.2. АНАЛИЗ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СПРОСА НА ТОВАРЫ И РЕАЛИЗАЦИЮ

 

Проведем операционный анализ рассматриваемого ассортимента и выявим наиболее прибыльные группы товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Основные экономические  показатели по укрупненным товарным группам за 2012 г.

Показатель

Фрукты овощи

Молочные

Мясные

Напитки

Хлебобулочные

Конфеты

1

2

3

4

5

6

7

1. Закупная цена  за партию[1]

11,7

26,5

35,5

13,8

20,3

12,5

2. Количество проданных товаров, тыс. ед.

480

980

1234

834

1126

554

3. Переменные  издержки, тыс. руб.

1,48

1,80

1,88

1,23

1,65

1,48

В том числе:

 

- транспортные  расходы

0,48

0,55

0,5

0,38

0,44

0,4

- оплата труда  работников склада

0,7

0,8

0,9

0,5

0,8

0,7

- расходы на хранение

0,3

0,45

0,48

0,35

0,41

0,38

4. Постоянные  издержки, тыс. руб.

4112

         

В том числе:

 

- амортизация

67

- аренда помещений

2040

- ремонт оборудования

145

- оплата труда  АУП

1860

5. Продажная  цена изделия, тыс. руб.

15,82

33,96

44,86

18,04

26,34

16,78

6. Выручка, 

7591,7

33280,8

55352,3

15042,0

29658,8

9293,9

7. Себестоимость  товаров, тыс. руб.

5616

25970

43807

11509,2

22857,8

6925

8. Общие переменные  издержки, тыс. руб.

710,4

1764

2319,92

1025,82

1857,9

819,92

9. Валовая маржа, тыс. руб. (стр.6-7-8)

1265,3

5546,8

9225,38

2506,98

4943,1

1548,98

10. Постоянные  издержки, тыс. руб.

685,33

685,33

685,33

685,33

685,33

685,33

11. Прибыль, тыс.  руб. (порог рентабельности) (стр.9-10)

579,97

4861,47

8540,05

1821,65

4257,77

863,65

12. Запас финансовой прочности (пороговая выручка), тыс. руб.

7011,73

28419,33

46812,25

13220,35

25401,03

8430,25

13. СВОР, раз

2,18

1,14

1,08

1,38

1,16

1,79

Информация о работе Основные свойства и показатели ассортимента, их влияние на степень удовлетворения спроса