Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:10, курсовая работа
Одним замечательных свойств молока является его способность к сквашиванию. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Заслуженной популярностью пользуются у миллионов людей различных стран мира кисломолочные напитки, т. е. молоко, сквашенное различными видами молочнокислых бактерий.
Кисломолочные напитки обладают приятным, слегка освежающим и острым вкусом, возбуждают аппетит и тем самым улучшают общее состояние организма. Кисломолочные напитки, полученные в присутствии спиртового брожения, обогащенные незначительным количеством спирта и углекислотой, улучшают работу дыхательных и сосудодвигательных центров, слегка возбуждают центральную нервную систему. Все это повышает приток кислорода в легкие, активизирует окислительно-восстановительные процессы в организме.
Введение
Глава 1. Анализ молочной продукции в Кыргызской Республике
Анализ производства молочной продукции
Состояние потребительского рынка молочных продуктов в КР и их конкурентоспособность.
Глава 2. Построение оптимальной программы производства молочных продуктов для молочного завода ОАО «Ак Сут»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Характеристика математической постановки задачи оптимизации
2.3 Экономико-математическая модель
2.4 Построение оптимальной программы производства
Заключение
Список литературы
План:
Введение
Глава 1. Анализ молочной продукции в Кыргызской Республике
Глава 2. Построение оптимальной программы производства молочных продуктов для молочного завода ОАО «Ак Сут»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Характеристика математической постановки задачи оптимизации
2.3 Экономико-математическая модель
2.4 Построение оптимальной
Заключение
Список литературы
Введение
Тысячелетиями молоко и молочные продукты были постоянной пищей человека, но промышленное производство с его машинами и механизмами, множеством рабочих долго не вторгалось в эту область - уж очень деликатными продуктами были молоко и его производные: сливки, сметана, творог, сыр.
Одним замечательных свойств молока является его способность к сквашиванию. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Заслуженной популярностью пользуются у миллионов людей различных стран мира кисломолочные напитки, т. е. молоко, сквашенное различными видами молочнокислых бактерий.
Кисломолочные напитки обладают приятным, слегка освежающим и острым вкусом, возбуждают аппетит и тем самым улучшают общее состояние организма. Кисломолочные напитки, полученные в присутствии спиртового брожения, обогащенные незначительным количеством спирта и углекислотой, улучшают работу дыхательных и сосудодвигательных центров, слегка возбуждают центральную нервную систему. Все это повышает приток кислорода в легкие, активизирует окислительно-восстановительные процессы в организме.
Установлено, что этот продукт содержит
свыше ста ценнейших
Включение молочных продуктов в пищевой рацион повышает его полноценность и способствует лучшему усвоению всех компонентов.
Глава 1. Анализ молочной продукции в Кыргызской Республике
1.1 Анализ производства молочной продукции
Молочная продукция в Кыргызста
Последствия переходного периода и ущерба, нанесенного им экономике республики, и в частности реальному сектору, сказываются и по сей день. Многие крупные предприятия того периода, которые не смогли во время адаптироваться к новым условиям, до сих пор переживают тяжелые времена. Устаревшие технологии, слабый финансовый и операционный менеджмент – все это к середине 90-х годов сократило отрасль фактически до двух компаний – АО «Бишкексут» в г. Бишкек и АО «Ак-Сут» в с. Беловодское Чуйской области. Токмакский, Ошский, Таласский, Чолпон-Атинский, Нарынский гормолзаводы приходили во все больший упадок.2
Предприятия, сумевшие сохранить основной потенциал («Ак-Сут» и «Бишкексут»), предприняли усилия по решению проблем с сырьем, провели модернизацию ряда производственных линий, стали больше внимания уделять качеству продукции (в том числе и упаковке) и вопросам продвижения продукции на рынок. В борьбу за потребителей молочной продукции так же включились другие компании («Сут-Булак», «ЭльВест»).
В настоящее время на смену крупным заводам пришли новые малогабаритные предприятия, в том числе крупные производители мороженого «Шин-Лайн», «Айс-Квин», «Умут», занимающие значительную долю в производстве всей молочной продукции в республике (16%) и расположенные в г. Бишкек и Чуйской области.
Наиболее крупные
АО «Ак-Сут», созданное еще в 1946 году, пока удается удерживать позиции, работая на старом оборудовании. Заметным шагом был переход на более качественную и привлекательную упаковку для сливочного масла и твердых сыров (по этим позициям компания на протяжении последних 4-5 лет является одним из крупнейших производителей страны).4
Широкую номенклатуру продукции (более 30 наименований) предлагает на рынке АО «Бишкексут». АО «Эльвест» имеет 15 позиций и около 80% объемов продаж составляет экспорт йогуртов и сыров в Казахстан (компания имеет собственные склады в Алматы). АО «Ак-Сут» выпускает цельномолочную продукцию в незначительных объемах и специализируется на производстве и экспорте сухого молока. Так же АО «Ак-Сут» принадлежат большие доли рынков сыров и сливочного масла республики. Компания «Сут-Булак» специализируется на производстве сыров различных сортов и видов, на сегодняшний день это единственный производитель сыра с широким, и постоянно расширяющимся ассортиментом сыров.5
Помимо производителей мороженого, находящихся в Чуйской области, в последние годы на рынке появляются новые мелкие производители молочной продукции, специализирующиеся, в основном, на одной из позиций, либо на стандартном наборе, т.е. пастеризованное молоко, кефир и сметана, в отдельных случаях сливочное масло. Так одним из таких производителей является «Тотон-сут» (г. Шопоков), образовавшийся на базе бывшего крупного молочного завода в 2001 году, который производит сметану, кефир и сыр, последний продукт наиболее широко представлен и известен на рынке республике, который реализовывается в вакуумной упаковке (АРГЫН). ЧП Кожоналиева (г. Бишкек) – производитель в основном кисломолочной продукции, кефира, сметаны и йогуртов по умеренным ценам и качеству, не уступающему качеству продукции лидеров.
Кроме того, некоторые «старые» производители возобновили свою деятельность. Так на рынке появилась продукция «Иссык-куль-сут» хорошего качества (по мнению потребителей) и ценам ниже высокого уровня. Например, 200 гр. упаковка плавленого сыра стоит 31 сом, что примерно приравнивается к уровню цен Эль-Веста.6
Молочная промышленность относится к отрасли, которой принадлежит особая роль в решении задач по обеспечению населения продовольствием. Молочная продукция востребована всеми слоями населения независимо от возраста, места проживания и материального положения потребителей, поэтому рынок молочных продуктов динамично развивается. Важность роли рынка молочной продукции определяется не только значительными объемами производства, реализации и потребления молока и молочных продуктов, но и их социальной значимостью.7
Продукцию молочной отрасли в целом можно условно разделить на два сегмента: сегмент традиционных продуктов (сметана, молоко, творог, ряженка, масло, сыр) и новых продуктов (йогурты, десерты, пудинги с молоком, ароматизированное молоко, обогащенные продукты).
Рынок молока и молочных продуктов
является одним из пяти стратегических
рынков продовольствия. Особую значимость
в современных условиях имеет исследование
закономерностей развития рынка молочной
продукции, так как молоко является обязательным
и незаменимым продуктом питания человека,
особенно в детском возрасте.
Отраслевая структура рынка представляет
собой совокупность отраслей, вовлеченных
в процесс оборота молока и молокопродуктов.
Краеугольным камнем этой системы является
молочная отрасль.
По территориальному (географическому) признаку рынок молока и кисломолочных продуктов делят на национальный (местный, региональный и межрегиональный), межгосударственный (рынок стран дальнего и ближнего зарубежья) и мировой.
Организационная структура молочного рынка складывается из многочисленных участников рынка. Всех субъектов молочного рынка следует объединить в четыре группы:
− производители первичного сырья (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства);
− первичные сборщики молока (сырьевые цеха хозяйств, сборщики молока по обслуживанию личных подсобных и фермерских хозяйств);
− конечные покупатели молочных ресурсов (заводы по переработке молочной продукции);8
− покупатели молочных продуктов (предприятия оптовой и розничной торговли, потребители, посредники, предприятия общепита, государственные заготовительные организации и др.).
Субъекты рынка кисломолочной
продукции (производители и
Продовольственный вопрос в нашей
стране остается одним из важнейших.
Сегодня в питании населения
страны наблюдается снижение потребления
мясных и молочных продуктов, у значительной
части граждан
скуден рацион. По уровню питания в мире
Кыргызстан отстает от развитых стран.9
Рассматривая рынок
Кыргызстан входит в десятку потребителей молока и молочной продукции среди стран СНГ и представляет собой крупный молочный рынок.
Основным сырьевым рынком при производстве
кисломолочных продуктов
В 2012 году производство молока в хозяйствах всех категорий составило 32,5 млн. тонн, что на 354 тыс. тонн, или на 1,1% больше уровня 2011 года. Несмотря на то, что производство молока (надои) выросло, производство цельномолочной продукции в 2012 году, составившее 10 млн. тонн, снизилось на 4,6% по сравнению с 2011 годом. ( диаграмма 1).11
2008 2009 2010 2011 2012 |
Диаграмма №1. Производство молока в Кыргызстане
В сельхозпредприятиях прирост производства молока составил 0,6%. Прирост обеспечен за счет устойчивого роста молочной продуктивности коров. Средний надой молока на одну корову в с/х организациях вырос на 7,1%, или на 266 кг, и составил 4024 кг. В 2012 году поголовье КРС в хозяйствах всех категорий к предыдущему году снизилось на 1,9% и составило 21,1 млн.голов, в том числе коров – на 1,3% (9,2 млн. голов). В крестьянских (фермерских) хозяйствах возросло производство молока – на 5,7%. 12
Диаграмма № 2. Структура потребительского
рынка.
По данным Министерства сельского хозяйства и СтатКомитета среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты: (йогурты, сметану, творог и т.д. ) Доля цельного молока на рынке составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в Кыргызстане возросло в три раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год.13
Диаграмма № 3. Структура рынка в натуральном
выражении.
В сегменте
цельномолочной продукции, увеличение
наблюдается в натуральном