Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:12, курсовая работа
Актуальность проблемы товароснабжения розничной торговли потребительской кооперации связана с ужесточением конкурентной борьбы и ухудшением платежеспособности сельского населения. Период реформирования экономики России сопровождался разрывом хозяйственных связей кооперативных организаций с поставщиками. В большинстве организаций потребительской кооперации ликвидировано оптовое звено, что привело к изменению системы товароснабжения розничных торговых предприятий и снижению эффективности кооперативной розничной торговли. Совершенствование управления товароснабжением розничной кооперативной торговли будет способствовать реализации социальной миссии потребительской кооперации – удовлетворению потребностей населения в товарах высокого качества.
Введение …………………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты организации товароснабжения предприятий
розничной торговли ……………………………………………………………5
1.1. Формы товароснабжения магазинов ………………………………………… 5
1.2. Организация доставки товаров в магазины……………………………………9
2. Анализ управлением товароснабжения Новоусманского райпо …………. 12
2.1. Организационно-экономическая характеристика
Новоусманского райпо ……………………………………………………….12
2. 2. Анализ коммерческих аспектов организации товароснабжения в Новоусманском райпо …………………………………………………………….19
3. Пути совершенствования организации системы товароснабжения в Новоусманском райпо …………………………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………………...33
Список использованных источников ……
По данным таблицы 1 и сделанным в ней расчетам можно сделать следующий вывод. За анализируемый период наблюдается как рост выручки от продаж (134,6 % и 121,3 %), так и себестоимости (133,4 % и 120,5 %). Кроме того, необходимо заметить, что темп роста выручки (121,3 %) превышает темп роста себестоимости (120,5 %), т.е. наблюдается положительная тенденция и это ведет к положительным изменениям валовой прибыли (141,7 % и 112,0 %). Вместе с ним, наблюдается отрицательный прирост, как прибыли от продаж (94,6 % - 100 % = -5,4 %), так и чистой прибыли (63,5 % - 100 % = - 36,5 %), что связано с высоким уровнем коммерческих расходов и ведет к низким показателям рентабельности.
Также за исследуемый период наблюдаются положительные изменения среднегодовой производительности труда, что связано с превышением темпов роста выручки (121,3 %) над темпом роста среднесписочной численности работников (101,4 %).
Негативным моментом является то, что темп роста среднегодовой заработной платы (163,8 % и 140,8 %) над среднегодовой производительностью труда одного работника (137,8 % и 119,6 %), что свидетельствует о неэффективной деятельности райпо.
Новоусманском райпо
Организация товароснабжения розничной торговли потребительского общества имеет ряд отличий от товароснабжения от рынка других организационно-правовых форм. Характер этих отличий обусловлен особенностями и принципами функционирования данной системы.
Особенности потребительского общества как социально ориентированной системы выражаются в наличии собственной социальной базы (члены-пайщики), коммуникационной роли в сельской местности (помимо организации кооперативной торговли осуществляют на селе роль общественных центров), а также кооперативными принципами и ценностями, обеспечивающими стабильность системе.
Согласно Уставу потребительских обществ, цели и задачи направлены не только на получение прибыли, и на удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в товарах и услугах. В связи с этим управление товароснабжением в системе потребительского общества базируется на принципах, отличительных от принципов коммерческих организаций, основной целью, которой является получение прибыли.
Потребительские общества завозят товар в планово убыточные магазины, деятельность которых необходима для обеспечения жизненно важных потребностей сельских жителей в необходимых продуктах питания и непродовольственных товарах.
В кооперативную розничную сеть доставляются качественные и недорогие товары, потребляя которые население получает выгоды от различных дополнительных услуг, а также возможности сдачи для реализации производственной продукции и товаров индивидуальной трудовой деятельности.
В сельской местности, заведующие кооперативными магазинами, имеют тесный контакт с населением, вследствие чего имеется возможность оперативно предоставлять заявки в районное потребительское общество.
Важной особенностью товароснабжения в кооперативной торговле является многоотраслевой характер деятельности потребительского общества.
В потребительском обществе имеются большие возможности для товароснабжения из внутрисистемных источников – производственных и заготовительных предприятий системы.
Таблица 6
Закупки сельхозпродуктов Новоусманским райпо за 2008-2010 годы
Г о д ы | |||||
2008 |
2009 |
2009в % к 2008 |
2010 |
2010 в % к 2009 | |
1 |
2 |
3 |
5 |
4 |
6 |
Мясопродукты, т |
55,6 |
60,9 |
109,5 |
61 |
100,2 |
Молокопродукты, т |
141,7 |
146,3 |
103,2 |
162 |
110,7 |
Яйцо, тыс. шт. |
471 |
440 |
93,4 |
555 |
126,1 |
Масло растительное, т |
22,3 |
26,9 |
120,6 |
30 |
111,5 |
Картофель, т |
39,7 |
60 |
151,1 |
54,4 |
90,7 |
Овощи, т |
82,8 |
67,3 |
81,3 |
84,6 |
125,7 |
Плоды и ягоды, т |
77,8 |
91,1 |
117,1 |
91,4 |
100,3 |
О значительных резервах
обеспечения товароснабжения розничной
торговли за счет собственного
производства свидетельствуют данные
приведенные в таблице 6.
Таблица 7
Объемы промышленной продукции, произведенной
Новоусманким райпо за 2008-2010 годы
Ед. измерения |
Г о д ы | |||||
2008 |
2009 |
2009 в % к 2008 |
2010 |
2010 в % к 2009 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Хлеб и булочные изделия |
т |
80,3 |
48,1 |
59,9 |
17,2 |
35,8 |
Кондитерские изделия |
т |
6,4 |
9,4 |
146,9 |
4,4 |
46,8 |
Макаронные изделия |
т |
6,7 |
7,3 |
109,0 |
3,3 |
45,2 |
Безалкогольные напитки |
дкл |
34986 |
37902 |
108,3 |
33568 |
88,6 |
Наличие разных отраслей деятельности (торговой, производственной, заготовительной, общественного питания) дает возможность аппарату кооперативного общества:
- на основе принятия
решений о недостатке
- осуществлять товароснабжение собственной розничной торговой сети продукцией собственного производства.
Торговая деятельность в потребительском обществе характеризуется наличием большого количества магазинов, размещенных на значительных расстояниях друг от друга и удаленных от предприятий-поставщиков. При этом состояние большей части сельских дорог на территории деятельности кооперативных организаций ограничивает возможность транспортировки товара различными видами транспорта, ставит их в зависимость от погодных и иных условий.
Важная особенность управления товароснабжения в потребительском обществе связана с объективными и субъективными ограничениями финансового и организационного характера. Потребительское общество зачастую вынуждено работать в условиях ограниченного спроса, возникающего из-за низкой платежеспособности и малочисленности сельского населения, что приводит к снижению прибыли розничных торговых предприятий.
Следствием территориальной разбросанности являются также серьезные трудности для совершенствования информатизации процесса товароснабжения и деятельности отдельных структурных подразделений потребительского общества.
Проблема управления информационными потоками является острой из-за недостаточно развитой материально-технической базы потребительского общества. Нехватка средств вычислительной техники (персональных компьютеров и программного обеспечения) для обработки информации.
В результате перехода к рынку в организации товароснабжения розничной кооперативной торговли произошли изменения, касающиеся схем и каналов продвижения товаров. Для разработки направлений совершенствования розничной торговли потребительской кооперации необходимо исследование ее сущности, выявление позитивных и негативных тенденций в организации системы товароснабжения, этапов и факторов ее развития.
Завоз товаров в предприятия розничной торговли осуществляется по двум схемам (рис. 2 ).
а)
б)
Рис. 2 Схемы завоза товаров в розничную торговую сеть
потребительской кооперации:
а) через распределительные склады потребительских обществ;
б) непосредственно от поставщика в магазины потребительского общества
Из-за недостаточного количества своего транспортного средства Новоустанское райпо заключает договора с индивидуальными предпринимателями на поставку различных товаров. Поставщик поставляет товары партиями в ассортименте, объеме и по ценам, согласованным с покупателем в соответствии с заявками.
С оптовых складов товар завозится на распределительный склад потребительского общества, откуда на основании заявок магазинов и графика завоза товар доставляется в розничную торговую сеть. Графики периодически пересматриваются.
Со склада распределителя по определенному графику такой товар, как крупы, мука, сахар, спички, водка, кондитерские и табачные изделия доставляется линейным маршрутом в магазин.
Централизованная доставка таких товаров, как хлеб поставляют с Воронежского хлебозавода, колбасная продукция с Воронежского потребительского общества «Пищевик», молоко с ОАО молочный комбинат «Воронежский», рыбная продукция с Воронежского хладокомбината, мороженое с ООО «Юпитер», такая доставка осуществляется по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени и доставки товаров в магазины. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей. Мясопродукты и молокопродукты 50 % проходят через распределительные склады.
На поставку отдельных видов продукции, как масло подсолнечное рафинированное дезодорированное заключен договор с ООО «Ослам». Поставка товара осуществляется по письменной заявке райпо, само вывозом со склада Продавца собственным автотранспортом.
Потребительское общество имеет собственный цех по изготовлению безалкогольных напитков, цех по производству полуфабрикатов: отбивные, котлеты, пельмени, вареники, блинчики. Кондитерский цех изготавливает торта, пирожное, печенье, пряники. Часть хлеба и булочных изделий выпекает собственная пекарня, но из-за устаревшего оборудования объем выпускаемой продукции резко сократился и к концу 2007 года ее окончательно закрыли. Согласно схеме, разработанной с учетом территориального размещения торговых точек, кольцевым маршрутом изготовленная и упакованная продукция развозится в розничные торговые предприятия.
При определении частоты завоза товаров учитывают предельные сроки их реализации, среднедневной объем продаж. Так, хлебобулочные изделия, завозятся в магазины ежедневно, другие продовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации – не реже чем через два-три дня. Непосредственные товары с длительными сроками реализации завозятся один раз в семь-десять дней.
Разработка схем и графиков товароснабжения в потребительском обществе производится следующим образом. По окончанию рабочего дня продавцы определяют размер продаж за истекший день по остаткам товаров, и с учетом индивидуальных заказов населения составляются заявки на следующий день.
Информация о работе Пути совершенствования организации системы товароснабжения в Новоусманском райпо