Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:43, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. В современных условиях торговое обслуживание следует рассматривать как системную структуру, позволяющую обеспечить высокую культуру в отношениях с покупателями, более полно реализовать профессиональные качества персонала, применять современные технологии и информационное воздействие в процессе продажи и способствующую значительному повышению конкурентоспособности розничного торгового предприятия.
Введение…………………………………………………………………………………………………3-4 стр.
1. Понятие качества торгового обслуживания населения……………………………. 5-14 стр.
1.1. Сущность, роль и значение качества обслуживания населения…………….5-10 стр.
1.2. Развитие сферы услуг в системе торговли………………………………………………..11-13 стр.
2. Совершенствование услуг в розничной торговле, оказываемые населению……..14-31 стр.
2.1. Основные элементы качества торгового обслуживания и их характеристика.…….14-27 стр.
2.2. Роль торгово-технологического процесса и его влияние на качество торгового обслуживания……………………………………………………………………………………………………………….28-31 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………………….32 стр.
Из всего вышесказанного мы делаем вывод о том, что основной задачей торгового обслуживания является высокое качество функционирования торговли по возможно более полному удовлетворению спроса покупателей на необходимые им товары при высокой культуре обслуживания.
1.2. Развитие сферы услуг в системе торговли.
Для повышения качества торгового обслуживания существенное значение имеет использование разнообразных услуг. Услуга в нашу торговлю входила медленно, даже болезненно. В первые годы считалось, что предприятию необходимо реализовать товар и получить за него деньги. Всё остальное забота самого покупателя. Сегодня характер и количество предоставляемых услуг характеризует уровень культуры торгового обслуживания. Торговые предприятия оказывают потребительские услуги. Их сущность заключается в удовлетворении потребностей покупателей, в разнообразных видах услуг, связанных с жизнедеятельностью человека. Торговые услуги – это не только удобства, но и экономия времени.
В крупном универмаге покупателю предоставляется до пятидесяти различных услуг. Специалисты могут дать консультацию о правилах и порядке пользования технически сложными товарами, продемонстрировать новинки в действии.
Услуга рождалась в нашей стране в торговле стихийно. Администрация каждого магазина самостоятельно решала, сколько видов услуг предоставить покупателю, каков должен быть их объем.
Любая торговая услуга должна быть удобной для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Преставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на прибыльность предприятий. Безусловно, набор и качество услуг зависят от типа специализации, месторасположения магазина, условий для оказания качественных услуг, квалификации работников.
Повышение культуры торговли путем интенсивного развития торговых услуг на потребительском рынке способствует решению двуединой задачи: с одной стороны: повышает роль торговых предприятий в удовлетворении запросов населения, а с другой – укрепление экономики страны на основе расширения возможности привлечения в оборот денежных средств населения и повышения эффективности товарно-денежных отношений на потребительском рынке.
В рыночных условиях развитие всех видов услуг должно быть выгодно предпринимателям и удобно для потребителей. При этом все виды услуг, способствующих росту товарооборота. Оборачиваемости, доходности, получают соответствующее развитие при росте доходов населения. В настоящее время большинство населения отличается низкой покупательской способностью, поэтому даже часть традиционных услуг не находит применения в торговле, вместе с тем эта сфера деятельности начала активизироваться в магазинах и на предприятиях питания, обслуживающих в основном население с высокими доходами. Появились услуги, ранее не известные нашему потребителю, например: прием по телефону заказов на доставку продуктов и горячих закусок в любое время.
Прогрессивные явления в торговле «вызванные к жизни активизацией рыночных процессов, ростом требований покупателей к культуре и качеству обслуживания, становятся все более заметными.
В системе торговли выделяют три вида дополнительных услуг
а) связанные с покупкой товаров, т.е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров и их доставка на дом;
б) услуги, оказываемые покупателям после приобретения товаров: установка и наладка сложных видов электронной техники (компьютеров, телефонов, музыкальных центров);
в) услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров: благоприятная и уютная атмосфера с высокой культурой обслуживания; организация буфетов, кафе, комнат отдыха и детских комнат, камер хранения, стоянок для автомобилей, ремонтные мастерские и др.
Во многих торговых организациях уже введены такие виды услуг, как:
К услугам оказываемым покупателям после приобретения товаров относят:
Кроме перечисленного выше, покупателям целесообразно в настоящее время предоставлять и такие виды услуг, которые не связаны напрямую с совершением покупки. В качестве таких услуг можно предложить такие, как:
Услуги могут быть платными и бесплатными, но все они реализуются в целях привлечения в магазины наибольшего количества покупателей.
Значение торговых услуг состоит в том, что они:
1. завершают
распределение материальных
2. увеличивают потребительную стоимость товара;
3. сокращают затраты времени на приобретение и использование товаров;
4. повышают культуру торговли;
5. привлекая покупателей в магазин, способствуют увеличению товарооборота;
6. платные услуги приносят их продавцу прямую прибыль;
7. создают
большие резервы повышения
2. Совершенствование услуг в розничной торговле, оказываемых населению.
2.1. Основные элементы качества торгового обслуживания и их характеристика.
Определив основные потребности покупателей, удовлетворяемые в процессе торгового обслуживания и соотнеся их со свойствами торгового обслуживания, можно предложить следующий перечень элементов, составляющих качество торгового обслуживания:
• наличие широкого ассортимента товаров (наличие товаров, способных удовлетворить потребности покупателя, наличие возможности выбора товара, в полной мере отвечающего потребностям покупателя);
• ценовая доступность товаров. Возможность товара быть проданным потенциальным покупателям;
• отсутствие в магазине очередей на ожидание обслуживания;
• высокая скорость обслуживания (продавцом, кассиром и т. д.);
• соответствие режима работы магазина условиям труда и быта обслуживаемого населения;
• широкое использование средств внутримагазинной информации покупателей (указатели отделов, секций, схемы, радио);
• применение прогрессивных методов продажи (самообслуживание, по образцам, по предварительным заказам и т. д.);
• предоставление покупателям дополнительных услуг;
• правило поведения;
• вежливое, внимательное отношение продавца к покупателям;
• аккуратный внешний вид продавца, наличие специальной форменной одежды;
• соблюдение установленного порядка продажи и правил торговли;
• эффективная выкладка товаров;
• хорошее санитарное состояние территории, прилегающей к магазину;
• хорошее санитарное состояние магазина;
• отсутствие посторонних неприятных запахов в магазине;
• отсутствие шумов в магазине;
• соответствие предпочтениям покупателей эстетического оформления прилегающей к магазину территории;
• соответствие предпочтениям покупателей эстетического оформления торгового зала и внешнего вида магазина.
Рассмотрим основные элементы качества торгового обслуживания, присущие розничной торговле.
Наличие широкого и глубокого ассортимента товаров
Наличие широкого и глубокого ассортимента товаров позволяет покупателю осуществлять выбор товара, в наибольшей степени соответствующего его требованиям, а также производить комплексные покупки (покупка всех товаров в одном магазине). Розничным торговым организациям следует стремиться к оптимизации структуры ассортимента товаров для максимального удовлетворения потребности избранного сегмента (сегментов) потребителей.
Формирование ассортимента - это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребности населения в товарах, кроме того, правильно сформированный ассортимент позволит обеспечить прибыльную работу торгового предприятия
В основу построения ассортимента розничной торговли должна быть положена рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:
Товаров магазина;
Размера торговой площади;
Технической оснащенности;
Условий товароснабжения;
При формировании ассортимента следует также учитывать:
Численность обслуживаемого населения;
Наличие между населенными пунктами транспортных связей;
Место расположения магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).
На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения:
Социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
Экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары);
Демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);
Природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);
Национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи).
Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.
В магазинах процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество разновидностей товаров внутри каждой группы.
Как правило, в универсальных магазинах ассортимент товаров более широкий по сравнению с ассортиментом специализированных магазинов. Однако в специализированных магазинах представлено большее число разновидности товаров, поэтому для них характерна большая глубина ассортимента.
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент предлагаемых к продаже товаров определяется самостоятельно предприятиями розничной торговли в зависимости от профиля и специализации их деятельности.
Работниками магазин разрабатывается ассортиментный перечень, включающий в себя виды и разновидности товаров, которые должны быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.
При этом под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товаров, а под стабильностью - обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров. Неполный и неустойчивый ассортимент товаров в магазине вынудит покупателей посетить другие магазины.
Ценовая доступность товаров (разумность цен на товары)
Под разумностью цен на товары понимается доступность товаров потенциальным потребителям с точки зрения ее розничной цены, а также положительная оценка ее уровня. Необходимо отметить, что положительная оценка цены товара в понимании потребителя определяется не только наличием потребительских свойств товара, но и востребованными свойствами торгового обслуживания. Завышенная цена товара будет стимулировать покупателей к поиску магазина с более приемлемым уровнем цен. Однако, как отмечают многие экономисты, слишком низкая цена на товары воспринимается покупателями также отрицательно и не стимулирует к покупке. Высокая цена на товары в одних магазинах может восприниматься потребителями положительно, тогда как в других будет воспринята резко отрицательно.
Отсутствие в магазине очередей на ожидание обслуживания
Нерациональные затраты времени (ожидание обслуживания), как правило, оцениваются покупателями крайне негативно. Выделяют следующие элементы затрат времени покупателей на ожидание обслуживания:
ожидание консультации (от момента подхода покупателя к работнику магазина, занятому непосредственно обслуживанием покупателей, до начала предоставления консультации);
ожидание примерки (от момента подхода к примерочной кабине или скамейке для примерки обуви до начала примерки);
ожидание расчета (от момента подхода к расчетному узлу до начала расчета);
ожидание получения товара (от момента подхода к столу упаковки до начала упаковки или от момента подхода к столу выдачи товара до получения покупки) и др.
Отсутствие в магазине очередей на ожидание обслуживания свидетельствует о рациональности организации процесса обслуживания. Наличие очереди в магазине может оказаться основной причиной отказа от совершения покупки в данном магазине.
Высокая скорость обслуживания
Под временем на обслуживание понимается период с момента принятия заказа покупателя торговым персоналом (взвесить товар, получить расчет за покупку, упаковать товар и др.) до момента его полного выполнения. Высокая скорость обслуживания важна не только покупателям (особенно испытывающим недостаток в свободном времени), но и для торговой организации, так как с ее помощью объект торговли может увеличить пропускную способность.
Скорость обслуживания оказывает влияние на время ожидания покупателей в период интенсивных покупательских потоков (когда образуются очереди в «час пик») и формируется не только профессиональными качествами торгового работника и применением современного торгового оборудования, но и рационально организованным технологическим процессом в магазине.
Соответствие режима работы магазина условиям труда и быта обслуживаемого населения
Информация о работе Совершенствование услуг в розничной торговле, оказываемые населению