Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:36, курсовая работа
Целью моей работы является описание текущего состояния и перспектив развития российского рынка плавленых сыров.
Основные задачи работы:
- описать ситуацию на российском рынке плавленых сыров: специфику, перспективы развития рынка, темпы роста и прогнозы;
- описать тенденции и перспективы развития российского рынка сыров: инновации, влияние мирового рынка;
- описать основные показатели российского рынка сыров: объемы производства, уровень потребительских цен, доли основных производителей;
- рассмотреть внешнеторговую ситуацию на рынке сыров.
Европа давно
и глубоко проработала
- ввозить дешевые плавленые продукты из Евросоюза невыгодно;
- строить новые
заводы в России и получать
довольно высокую
невыгодно;
- пытаться покупать
старые заводы и
- покупка реальных брендов исключена - их просто нет;
- покупка патента
на колбасный сыр невозможна,
поскольку объективно
Потому вероятнее всего, участникам рынка придется долго вариться в собственном соку.
Лишь обострение
нерешенных проблем и значительные
потери объемов производства подтолкнули
основных производителей отрасли к
попыткам найти общий язык и объединиться
для искоренения фальсификатов
и низкокачественных суррогатов
Будущее отрасли плавленых сыров видится как серьезный комплекс совместных действий основных участников, направленный на сохранение уникальных рецептур, характерных только для отечественных плавленых продуктов, и создание условий нетерпимости к появлению на полках магазинов фальсификатов и низкокачественных суррогатов.
Для достижения успеха в реализации этих целей необходимо плотное конструктивное взаимодействие с государственными контролирующими органами, с союзами предпринимателей, имеющими сходный перечень проблем и ресурсы для их решения, с союзами ведущих торговых сетей для формирования совместных инициатив, создающих условия для предложения потребителю только качественных продуктов в различных ценовых категориях. Такая стратегия существенно поднимет имидж, как производителей, так и торговых сетей и вернет доверие потребителей и к торговым сетям, сознательно регулирующим стандарты качества предлагаемых продуктов, и к производителям отрасли, выпускающим вкусную и доступную продукцию [11].
6 Повышение конкурентоспособности отечественных плавленых сыров
Качество изготавливаемых сегодня плавленых сыров во многом зависит от грамотности и опыта производственного персонала. Современная ситуация характеризуется изобилием всевозможных пищевых добавок, предназначенных для обеспечения стабильности процесса производства и повышения качества изготавливаемых продуктов. Грамотность персонала предопределяет правильность выбора тех или иных добавок и, в конечном счете, качество вырабатываемого продукта.
Особенность технологии
плавленых сыров, позволяющая вносить
в продукт разнообразные
В силу того, что сегодня экономические факторы занимают главенствующее место, и именно они определяют характер развития производства, перед изготовителем плавленых сыров стоят две, конкурирующие друг с другом, задачи: минимизировать издержки производства, производя самый дешевый продукт, и вместе с тем, обеспечить его высокое качество и превосходные потребительские показатели.
В условиях падения объемов производства молока, а значит, и молочных продуктов, отрасль плавленых сыров испытывает дефицит сырья. В связи с этим встает задача ресурсосбережения [34].
- Выпуск плавленых
сырных продуктов,
- Увеличение использования творога (в т.ч. нежирного) в рецептурах плавленых сыров классического ассортимента. Значительный объем в ассортименте занимает сыр «Колбасный»; в его рецептуре возможно и целесообразно увеличение количества творога до 20 %, без ущерба для качества продукта;
- Комплексное использование белковых и белково-углеводных концен-тратов из вторичного молочного сырья – в плавленых сырах ломтевой и пастообразной групп, снижая количество нежирного сыра.
- Создание плавленых сыров из творога, в рецептурах которых использование сычужных сыров не предусмотрено, а продукты имеют привлекательную вкусовую гамму и нежную консистенцию;
- Выпуск плавленых сырных продуктов, предусматривающих исполь-зование растительных жиров с целью частичной замены молочного, величина которой может составлять до 50 %, в абсолютном выражении экономия молочного жира составит до 15 % от массы продукта;
- Разработка
и освоение новых видов
Хранимоспособность
продукта играет не последнюю роль
в обеспечении
Во ВНИИМСе изучена эффективность влияния на качество высокожирных плавленых сыров добавок природного происхождения с антиокислительным действием. По результатам исследований установлены сроки годности пастообразных плавленых сыров с дигидрокверцетином, в 2-2,5 раза превышающие сроки годности плавленых сыров традиционного состава.
В качестве консервантов в плавленых сырах допускается применять сорбиновую кислоту и низин. Низин – это натуральный консервант, продукт жизнедеятельности микроорганизмов. Его начали применять в сыроделелии в 1950-е годы с целью предотвращения микробиологической порчи плавленых сыров [10].
7 Инновации в производстве
Ассортимент плавленого сыра широк, представлен различными видами со множеством наполнителей в разной упаковке, предназначен для употребления непосредственно в пищу.
Однако существует и другая сфера применения плавленых сыров – продукт «бизнес для бизнеса». В этом случае в качестве потребителя товара выступает не традиционный покупатель в магазине, а другой производитель. В отличии от зарубежных стран эта область менее освоена в России не только производителями, но и потенциальными потребителями плавленого сыра. Ее можно разделить на следующие направления, в которых используется плавленый сыр:
- для переработки в мясоперерабатывающей, рыбной, кондитерской и других отраслях пищевой промышленности при изготовлении сосисок колбас, печенья и др.;
- для предприятий
общественного питания (
- для производства
полуфабрикатов: замороженной пиццы,
пельменей, сырников, соусов для
запекания, супов, салатов,
- для получения
основы при производстве
Преимущества производства плавленого сыра для вышеперечисленных направлений заключаются в том, что ему не требуется дорогая фасовка и упаковка, он имеет низкую себестоимость в сравнении как с обычным плавленым сыром, так и аналогичными традиционными продуктами, используемые в этих областях. Его изготавливают на предприятиях, выпускающих плавленые сыры, без дополнительных затрат, что увеличивает объем их производства. Получить такие продукты можно на традиционном оборудовании для плавленого сыра и использовать обычное доступное сырье [23, 37].
8 Российский рынок плавленых сыров
8.1 Производство плавленых сыров
Рассмотрим более подробно региональное распределение производства плавленых сыров, их доля в общем производстве сыров составляет 34 % (таблица 2) [22].
Таблица 2 - Объемы производства плавленых сыров по регионам России в 2010 г
Округ России |
Объем производства плавленых сыров, т. |
К соответствующему периоду 2010 г., % |
Центральный Федеральный округ |
116538,51 |
108,3 |
Северо-Западный Федеральный округ |
5907,16 |
74,9 |
Южный Федеральный округ |
5342,02 |
133,4 |
Северо-Кавказский Федеральный округ |
212,5 |
140,5 |
Приволжский Федеральный округ |
12848,06 |
120,6 |
Уральский Федеральный округ |
523,22 |
92,6 |
Сибирский Федеральный округ |
5289,38 |
86,1 |
Дальневосточный Федеральный округ |
152,21 |
75,1 |
Можно отметить
регионы – производители, которые
работали в 2010 г. наиболее интенсивно.
Во-первых, это Ленинградская область,
где выпуск плавленых сыров увеличился
в 28 раз: вместо 1,5 т. в 2009 г. произведено
42,38 т. В Костромской области объемы возросли
в 2,3 раза, в Кемеровской области – на
87,8 %, Нижегородской области – на 75,2 %. В
среднем по России объем производства
плавленых сыров возрос на 7 % [14]. Но в 2011
г. наблюдается снижение объемов производства
до 83,9 % [12].
8.2 Продажи плавленых сыров
Федеральная служба государственной статистики предоставляет информацию о розничных ценах на различные виды продовольственных товаров, в том числе на плавленые сыры. С 1 января по 1 декабря цены на плавленые сыры увеличились всего на 6 % (таблица 3) [22]
Таблица 3 - Цена плавленых сыров, Россия, 2010 г. (руб за кг)
Округ России |
Розничная цена на плавленые сыры, руб/кг. 01.12.2010 г. |
Изменение цены за месяц, % |
Центральный Федеральный округ |
180,14 |
101,14 |
Северо-Западный Федеральный округ |
190,68 |
100,79 |
Южный Федеральный округ |
146,44 |
100,72 |
Северо-Кавказский Федеральный округ |
170,96 |
101,55 |
Приволжский Федеральный округ |
142,15 |
101,69 |
Уральский Федеральный округ |
150,04 |
100,96 |
Сибирский Федеральный округ |
146,30 |
100,85 |
Дальневосточный Федеральный округ |
239,72 |
100,10 |
Средняя по Российской Федерации розничная цена на плавленые сыры по состоянию на 1 декабря 2010 г. составила 164,68 руб/кг. За месяц цена возросла на 1,07 %. Высокими розничными ценами, как обычно, отличается Дальневосточный регион: Чукотский автономный округ – 460,61 руб/кг, Камчатский край – 334,27 руб/кг, Республика Саха -333,65 руб/кг. В Центральном Федеральном округе самая высокая розничная цена на плавленые сыры в Москве – 269,74 руб/кг, а в Северо-Западном Федеральном округе – в Ненецком автономном округе – 325,44 руб/кг.
Самые низкие цены на плавленые сыры в России в Тамбовской области –
84,64 руб/кг, Челябинской области – 95,08 руб/кг, Липецкой области – 101,45 руб/кг.
Российский рынок различных видов сыров и сырных продуктов характеризуется достаточно высокой степенью насыщенности, в связи с этим можно ожидать, что темпы роста розничных цен на продукцию будут весьма умеренными, на уровне ниже средних темпов инфляции [12, 22, 31].
Предпочтения потребителей дифференцируются так же по виду упаковочного материала плавленых сыров, что показано в таблице 4.
Таблица 4 - Продажи сыров плавленых по видам упаковки, Россия, 2006-2011 гг (тыс. т)
Параметр |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Пергаментная упаковка |
88,4 |
93,8 |
96,3 |
51,3 |
98,5 |
101,1 |
Пластиковая коробка |
282,1 |
304,2 |
331,4 |
188,5 |
381,0 |
396,2 |
Фольгированная упаковка |
194,0 |
194,4 |
193,7 |
85,8 |
184,5 |
185,8 |
Другое |
105,5 |
100,6 |
97,4 |
41,5 |
86,0 |
84,7 |
Итого |
670,0 |
693,0 |
718,9 |
724,5 |
750,0 |
767,8 |
Информация о работе Состояние и перспективы развития российского рынка плавленых сыров