Спрос на безалгогольные напитки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:27, реферат

Краткое описание

Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы: дать понятие рынка потребительских товаров и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров;
рассмотреть спрос на безалкогольные напитки на рынке потребительских товаров и факторы, влияющие на спрос;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………2
1 Рынок потребительских товаров……………………………………………………………..3
1.1 Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров……………………..3-5
1.2 Элементы рынка потребительских товаров……………………………………………..5-7
1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка………………………….……………………..7-8
2 Рынок безалкогольных напитков…………………………………………………………….8
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса...8-13
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование....13-17 предложения
Заключение…………………………………..………………………………………………….17
Список использованных источников………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Спрос на безалкогольные напитки.docx

— 91.37 Кб (Скачать файл)

По данным компании «Ромир», в 2011 году в тройку самых популярных брендов бутилированной воды входили Aqua Minerale (19%), Bonaqua (18%) и минеральная вода «Ессентуки» (16%). Далее по популярности следовали АрхызVita (10%), «Новотерская» (8%), «Карачинская» (7%), «Нарзан» (7%) и «Шишкин лес» (7%). То есть наиболее крупными игроками на общероссийском рынке минеральной и питьевой воды также являются международные концерны PepsiСо (ТМ «Аква Минерале») и CocaCola Company (ТМ «БонАква»).Структура потребления россиянами минеральной и питьевой воды такова: наибольшая доля потребления принадлежит минеральной столовой воде – 66%, потребление очищенной воды составляет 28%, потребление лечебной воды – 6%.

43% россиян предпочитают  покупать безалкогольные напитки  в супермаркетах и гипермаркетах.  Продовольственные магазины, гастрономы (27,2%) и небольшие по площади  магазины самообслуживания (23,6%) находятся  на второй и третьей позициях  рейтинга мест покупок. Лишь 5% россиян приобретают безалкогольные  напитки в павильонах и столько  же на открытых рынках (см. рисунок  4).

Рисунок 4. Торговые точки по приобретению безалкогольных напитков

На фоне улучшения  благосостояния населения и пропаганды здорового образа жизни потребительские  предпочтения смещаются в сторону  более натуральных напитков –  к воде и сокам. Поданным исследования Nielsen, розничные продажи безалкогольных напитков в 2011 году выросли на 11%. В числе лидеров роста здесь – соки (+14%) и газированные напитки (+18%) высокую динамику последних поддержал самый русский безалкогольный напиток – квас, объемы продаж которого в стоимостном выражении выросли в 2007 году более чем на 60%, составив 10% от общего объема продаж газированных напитков в стоимостном выражении.[13]

На рынок безалкогольных напитков все большее влияние  оказывают «здоровые» тренды: стремление к здоровому образу жизни, хорошему самочувствию и расширению ассортимента качественных натуральных продуктов. Особенно популярны такие напитки  и продукты, благоприятный эффект от которых становится быстро заметен, например, улучшается пищеварение или  приходит в норму вес. В наибольшей степени это относится к категории  функциональных напитков, то есть напитков, обладающих дополнительными полезными  свойствами. Это позволяет производителю  позиционировать продукт в более  высоком ценовом сегменте, что  является важным преимуществом особенно на уже сложившихся рынках, где  потребитель ищет дополнительную выгоду в виде высокого качества, богатого витаминами и минералами состава, улучшенного  вкуса.

Среди важных факторов, влияющих на выбор в пользу того и иного товара, можно отметить: известность марки (6,1%), целебные свойства (6,1%), отечественный производитель (5,7%) (смотри рисунок 5).

Рисунок 5. Критерии выбора безалкогольных напитков

Но самым важным для потребителя при выборе безалкогольных напитков остаются вкусовые предпочтения (31,9%), приемлемая цена(15,4%), и качество продукции (15,3%). Так, например, самый  предпочитаемый россиянами вкус газированных напитков – апельсиновый, его выбирают 38,3% россиян старше 16 лет. Далее следуют вкусы (по названиям напитков: «Кола» (33,9%), «Дюшес» (27,8%), «Буратино» (25,6%), «Кремсода» (20,8%), «Колокольчик» (20,6%), «Тархун» (19,5%), «Байкал» (17,5%), «Лимонный» (16,6%), «Яблочный» (15,2%). Уровень известности (6,1%) того или иного продукта так же влияет на спрос, он зависит от степени воздействия рекламной кампании на потребительскую аудиторию. Во время проведения широких рекламных компаний по центральным каналам телевидения определенного напитка, наблюдается увеличение спроса на данный товар.

Можно также проследить особенности потребительских предпочтений у потребителей с разным материальным достатком. Потребители с более  высоким уровнем дохода предпочитают покупать напитки с более высокой  ценовой категорией.

Еще один не маловажный фактор, влияющий на рынок безалкогольных напитков сезонность. Пик продаж наступает  летом. С наступлением лета объем  спроса увеличивается почти в 34 раза. Производители напитков стараются  в этот период разработать новые  напитки, с лучшим вкусом и качеством. Однако зимой спрос на безалкогольные напитки не исчезает, меняется структура  предпочтений, то есть газированной сладкой  воде и сокосодержащим напиткам отдают предпочтения сокам натуральным. Пик сезонных продаж в России на прохладительные напитки – июнь, июль, пик спроса на соки приходится на осень, зиму и весну период авитаминоза.

На спрос влияют и такие факторы, как:

· социальные, которые могут быть вызваны информацией, полученной от родственников, друзей и коллег;

· коммерческие, которые  направлены производителем, оптовым  или розничным продавцом, цель этого  фактора – заинтересовать потребителя, привлечь его внимание на определенный товар, конкретной фирмы путем рекламы, распродажи, презентации, выставки, дегустации;

· физические факторы, при которых принимает участие  одно или несколько физических чувств.

На спрос, как и на предложение, влияют также – расположение региона, численность и плотность населения, климат. Огромное влияние на формирование спроса влияет цена.

2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения

В последние годы рынок  безалкогольных напитков по своей сложности, неопределенности, изменчивости все  больше напоминает рынок моды, парфюмерии и развлечений. На рынке безалкогольных напитков потребители голосуют за тот  или иной товар своими кошельками. В старые добрые времена на рынке  преобладали напитки с незатейливыми  традиционными названиями: «Ситро», «Буратино», «Лимонад» и со вкусами  ягод, фруктов и трав. Индивидуализация вкусов потребителей, выделение стилей и разницы их восприятия вынудили производителей мыслить поновому. На сегодняшний день предложение на рынке решает задачу создания наилучшего предложения для потребителя, исходя из его пристрастий и потребностей. Производители напитков больше не могут рассчитывать на наличие исчерпывающей информацией о потенциальном потребителе. Базовую информацию можно взять из маркетинговых исследований. Важность определенных видов напитков возрастает под влиянием изменений потребительских привычек и восприятия. Производители потребительских товаров должны быть в курсе этих постоянно меняющихся условий и создавать оптимальные решения для потребителей завтрашнего дня.

Сегодня предложение безалкогольных напитков на потребительском рынке  очень велико. Согласно таблице 2 объем  рынка безалкогольных напитков с  каждым годом увеличивается. Это  связано с увеличением потребления  безалкогольных напитков.Потребление безалкогольных напитков за период с 2009 по 2011 увеличилось на 3910,5 миллионов литров.

Таблица 2

Российский рынок  безалкогольных напитков

Объем рынка, 20092011гг.

Категория

Объем рынка, млн дал

Прирост,%

2009

2010

2011

2010

2011

Соки 

227

257

282

13

10

Газированные безалкогольные напитки 

466

503

545

8

8

Минеральная и питьевая вода *

266

297

348

11

16

Холодный чай 

12

18,7

24,9

55

34

*Без учета воды в  кулерах 


 

Российский рынок  заинтересовал иностранные корпорации своей большой емкостью, да и количество отечественных производителей безалкогольных напитков растет не по дням, а по часам. Так, например, более 50% рынка в натуральном выражении контролируют два ведущих производителя CocaCola и PepsiСо.

На рынке сладких  вод львиная доля этого сегмента принадлежит компаниям CocaCola и PepsiCo рынок близок к насыщению и темпы его роста неуклонно снижаются. Таким образом, увеличение объема продаж возможно за счет увеличения доли рынка посредством вытеснения конкурентов, улучшения представленности в местах продаж с помощью рекламных материалов, выделяющих продукцию из общей массы. Это заметно в политике лидеров компании стремятся занять наибольшее количество места на полках магазинов, размещают различные яркие ценники, плакаты и т.п., направленные на привлечение внимания покупателя. В данном аспекте, по сути, идет борьба двух гигантов, отечественный производитель если и участвует, то крайне слабо. В итоге происходит перемещение напитков российских производителей на худшие места, где их покупают исключительно приверженцы. Важно отметить, что в большинстве случаев отечественный производитель выступает в нижнем ценовом сегменте, предлагая покупателям лимонады российских марок: «Дюшес», «Лимонад». «Буратино», «Колокольчик» и т. д. Суммарная доля рынка компаний CocaCola и PepsiCo более 80 %. Успех компании, которая собирается конкурировать с интернациональными "монстрами", кажется сомнительным. Даже большая разница в цене не сможет коренным образом переломить ситуацию и изменить положение на рынке. Ведь модный продукт для подростков более привлекателен, чем аналогичный более дешевый, но немодный.

Подавляющее преимущество у отечественных производителей в сегменте кваса и квасных  напитков. Доля рынка натурального кваса «Очаковский» (производитель  ЗАО "Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково») превышает 50 %. Говоря о гигантах рынка напитков, то ими  этот сегмент практически не освоен. Отечественный потребитель давно понял, чем квас отличается от квасных напитков и напитков со вкусом кваса, и в большинстве своем предпочитает квас.

Еще один очень  интересный и динамично развивающийся  сегмент это тонизирующие напитки, включающие холодные чай и кофе, энергетические и спортивные напитки. Предлагаемый ассортимент довольно широк. Причем здесь участвуют как  производители напитков, так и  производители соков и других видов товаров. Здесь прослеживается та же тенденция, что и на рынке  сладких вод. Ведущие позиции  занимают компании PepsiCo с раскрученными брэндами Adrenalin rush и Lipton в сегментах энергетиков и чая соответственно, CocaCola опережает всех в сегменте спортивных напитков с брэндом Powerade. Рынок холодного кофе практически не развит и представлен тремя марками Maccofe, Nescafe и Jacobs. Два последних опять же принадлежат CocaCola Compani и PepsiCo.

Ситуация на рынке  столовых и минеральных вод несколько  отличается от ситуации на рынке сладких  напитков. Вопервых, здесь нет такой раздробленности в видах, можно выделить простую питьевую воду, искусственно минерализованную и минеральную. Вовторых, количество производителей гораздо больше, вовторых, обилие источников минеральных и лечебных вод, расположенных на территории нашей страны и сопредельных государств СНГ, и предприятий, работающих на них еще со времен СССР и завоевавших своих потребителей с тех пор, создают высококонкурентный уровень на рынке. По тем же причинам немного представлено импортной минералки. Сейчас это самый динамичный и привлекательный сегмент на рынке напитков.

Основные сегменты сокового рынка так называемый 100%ный  сок и нектары. На них приходится до 95 % физического объема продаж товаров  соковой категории. Оставшуюся долю занимают различные сокосодержащие напитки. В настоящее время на российском рынке соков лидируют четыре компании ЭКЗ «Лебедянский», «Мултон», «ВиммБилльДанн Продукты Питания» и «Нидан Соки». «Мултон» и «Нидан Соки» принадлежат компании CocaCola, а ЭКЗ «Лебедянский» принадлежит PepsiCo, таким образом, западные фирмы контролируют более половины российского рынка соков.

На основании  вышеописанных данных можно утверждать, что соперничество между продавцами, отражающее общее состояние конкурентной борьбы в отрасли безалкогольных напитков, весьма интенсивно.

Например, в борьбе за выживание, производители сладких  газированных напитков стараются максимально  расширить свой ассортимент за счет завоевания новых сегментов: энергетических напитков, содержащих кофеин, гуарану, кларнитин, спортивных напитков с витаминным комплексом, быстроусвояемыми углеводами, фруктозой и глюкозой, детских сокосодержащих напитков с высоким содержанием сока (более 10%), ароматизированных минеральных вод, напитков на основе травных экстрактов и т.д. PepsiCo и СосаCоla ввели в свои ассортиментные ряды холодные сокосодержащие чаи, спортивные напитки («Гетерейд» и «Паурэйд»), энергетические напитки, холодный кофе. Кроме того эти гиганты начали производство кваса, что само по себе нонсенс, ведь этот напиток компании никогда не производили, так как в Америке не пьют квас и не знают, что это такое. Вслед за лидерами рынка и региональные компании стараются приятно удивить своего покупателя. Так к примеру, компания « БестБотлинг»начала выпуск холодных чаев под именем «Доктор Ливси», «Тонус» решилась на выпуск соков «Для тебя», а компания «Ниагара» выпустила серию напитков под маркой «Таежные травы».

При выборе напитка  огромную роль играют потребитнльские предпочтения в отношении вкусовых линий. По мнению розницы, лидерами по вкусовым предпочтениям оказались: апельсин (62,2% упоминаний), лимон (50%), ананас (46,7%), яблоко (27,8%). Можно отметить, что лидирующие позиции заняли неокрашенные или слабоокрашенные воды (рисунок 7). Опираясь на такую оценку вкусовых потребностей, производители безалкогольных напитков предлагают на рынке потребительских товаров ассортимент продукции в соответствии с потребностями.

Рисунок 7. Популярность вкусовых линий безалкогольных напитков

Ниже приведен краткий  перечень принципов создания и продвижения  напитков, продуктов питания:

· продукты должны обладать легендой, сердцем и душой;

· напитки должны быть источником приключений и желаний;

· напитки должны быть направлены на четкую целевую  группу;

· напитки должны обладать как потребительской ценностью, так и событийностью.[15]

Как правило для определения товарного предложения необходимо учитывать сочетание факторов, влияющих на него.

Во-первых, спрос является важнейшим фактором, влияющим на предложение. Покупательский спрос дает импульс для повышения или снижения объема выпуска. Например, сезонная продажа и климат. С наступлением лета объемы продаж безалкогольных напитков возрастают. Это в свою очередь требует увеличения выпуска продукции во столько раз, во сколько увеличился спрос.

Во-вторых, на предложение влияет регион и численность. Расположение региона может отражать различие в доходе и других потребительских факторах. Численность и плотность населения, выявляет количество продукции для обеспечения товарного предложения и удовлетворении спроса.

Возраст часто используют в качестве фактора, влияющего на товарное предложение. В зависимости  от возраста производители разрабатывают  ассортимент выпуска продукции  для определенной возрастной группы. Но в этом есть свой минус: люди одной  возрастной категории не всегда придерживаются единых пристрастий и поведения.

На предложение  безалкогольных напитков влияет также  цена. Сегодня нам предлагаются производителями напитки в разной ценовой категории. Так, например, пол литровая бутылка минеральной стоит от 20 до 40 рублей за бутылку, литровая упаковка сока – от 30 до 70 рублей, газированная вода – от 15 до 40 рублей, питьевая вода – от 20 до 40 рублей за литр, квас – от 30 до 50 рублей за литр. Цена зависит от категории, продукции, от класса, от состава, от места выработки. Платежеспособность населения также влияет на предложение. С понижением платежеспособности населения производители начинают производить продукцию с более низкими ценами, и наоборот.

Информация о работе Спрос на безалгогольные напитки