Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методов управления ассортиментом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить сущность и понятие товарной политики
2. Выявить сущность и понятие ассортиментной политики
3. Рассмотреть влияние факторов внешней и внутренней среды на формирование ассортимента
4. Раскрыть принципы формирования ассортимента.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Сущность и понятие товарной политики……………………………………………………...4
2. Сущность и понятие ассортиментной политики……………………………………………...7
3. Влияние факторов внешней и внутренней среды на формирование ассортимента………13
4. Принципы формирования ассортимента……………………………………………………..17
5. Методы управления ассортимента……………………………………………………….......19
5.1. Метод Маркон…………………………………………………………………………….19
5.2. Метод ABC………………………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………………………27
MC1 = MCA/(P*Q) или MCU/P.
Различным параметрам (Q, Р, С, MСА, MCU, MCI) каждого изделия присваиваются двоичные коды (0 или 1) в зависимости от того, "выгоду" или "проигрыш" относительно среднего взвешенного значения ассортимента дает изделие (по данному конкретному параметру). Каждое изделие товарного ассортимента определяется двумя сериями двоичных кодов 0 или 1. Первая относится к "решающим" параметрам: Q, Р, С, вторая - к "контрольным": MСА, MCU, MCI. Каждые изделия характеризуется последовательностью из шести цифр 0 или 1 в разных сочетаниях. Изделия, которые характеризуются одной и той же серией 0 и 1, имеют одинаковое положение на рынке. Так определяются однородные маркетинговые группы товарного ассортимента. Для одновременного анализа всех изделий необходимо построить таблицу двойного ввода, в вертикальных колонках которой указываются тройки кодов Q, Р, С, а в горизонтальных - тройки кодов МСА, MCU, MCI. Итак, получается матрица, состоящая из 64 ячеек (рис. 1).
Таким образом, из 64 теоретически возможных ячеек остаются только 24 математически возможные ячейки, подразделенные на однородные группы (не заштрихованы на рис. 1).
Ячейки, в которых группируются
изделия с высоким общим
Таким образом, все изделия могут быть введены в таблицу "Маркон" для формирования выводов о развитии и совершенствовании продукции, производстве отдельных товаров. Преимуществом метода "Маркон" является то, что при маркетинговом анализе ассортимента все параметры, характеризующие внутреннюю ситуацию (оборот, количество, общий запас прибыли, цена и др.) используются одновременно. Основной недостаток метода – зависимость результатов анализа от точности переноса переменных затрат на конкретное изделие.
Анализ различных методик форми
Информационной базой метода МАРКОН служит специальная база данных, включающая:
- ассортиментные позиции,
- среднюю продажную цену с учётом всех скидок (по каждой позиции);
- объём продаж в натуральных единицах (по каждой позиции);
- выручку – нетто (по каждой позиции);
- переменные затраты на единицу продукции (по каждой позиции);
- общую валовую маржу МСА (по каждой позиции);
- абсолютную валовую маржу на единицу продукции MCU (по каждой позиции);
- процент (долю) валовой маржи MCI (по каждой позиции).
5.2 Метод ABC
АВС - анализ – метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. В его основе лежит принцип Парето 20% всех товаров дают 80% оборота. По отношению к ABC -анализу правило Парето может прозвучать так: надежный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т.п. Например, изучая продажи предприятия, мы можем выделить группу А (это, скажем, 10% товарных позиций, которые приносят 60% всей прибыли предприятия), группу B (20% товарных позиций, приносящих 30% общей прибыли) и группу C (основной список товарных позиций, составляющих 70% всей номенклатуры, но приносящих лишь 10% прибыли предприятия). Таким образом, очевидно, что необходимо жестко контролировать наличие в ассортименте товарных позиций класса А. По отношению к товарным позициям класса B контроль может быть текущим, а по отношению к позициям класса С – периодическим. Таким образом, в ходе АВС - анализа рассматривается прибыль, доход, приносимый тем или иным товаром; долю участия товара в товарообороте и т.д., тем самым формируется АВС - рейтинг товаров. АВС - анализ может производиться для всех групп товаров, для нескольких подгрупп товаров и для одной группы. Важно рассматривать результаты АВС - анализа как одну из характеристик каждого конкретного товара, который участвовал в обороте или находился на складе в анализируемый период времени.
Учет времени присутствия товара на рынке необходим, так как спрос у потребителей на товары-новинки и товары, утвердившиеся на рынке различен. Поэтому нужно дать товару время (от 3 мес.) для узнаваемости его потребителем, чтобы иметь возможность принять эффективное решение, основываясь на участии товара в товарообороте и доходе.
Анализ представленности данной продукции у конкурентов особенно важен в условиях современной конкурентной борьбы. При более широком ассортименте у конкурентов, потребители могут отдать предпочтение им в будущем. Следовательно, важно отслеживать пользующуюся спросом продукцию, присутствующую в ассортименте конкурирующего предприятия.
Рассмотрение наличия товаров субститутов – это важный этап в формировании ассортиментной матрицы, так как при их наличии в как в собственной ассортиментной матрице, так и в матрице конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими свойствами. Таким образом, возникает риск "залеживания" продукции при наличии товаров аналогов.
При анализе способов использования товаров рассматривается возможность использования одним товаром ресурсов другого, то есть рассматривается потенциальная прибыльность альтернативного товара.
Рассмотрение ассортимента с точки зрения присутствия в нем товаров разного диапазона цен становится важным при острой конкурентной борьбе. Становится важным удерживать потребителей всех классов, соответствуя их интересам и требованиям. Таким образом, в ассортименте должна присутствовать продукция разного диапазона цен, как "народных" товаров, товаров средней ценовой категории, так и престижных товаров.
Известность, рекламируемость продукта учитывается в первую очередь при назначении цен на товар и включении его в ассортиментную матрицу.
Заключение
При изучении теоретических основ управления товарным ассортиментом было выявлено, что товар является средством, с помощью которого можно удовлетворять определённую потребность. Необходимо, чтобы производитель своевременно предлагал определённую совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли определённые категории покупателей. Формированию ассортимента предшествует ассортиментная концепция, целью которой является ориентирование предприятия на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей. Для получения ресурсов и нахождения потребителей для своей продукции организация взаимодействует с внешней средой, которая постоянно меняется и находится вне контроля руководства, являясь причиной того, почему в управлении нет абсолютных правил. Организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание достижение поставленных целей.
Планирование ассортиментной матрицы является важным управленческим процессом в организации. Даже хорошо продуманные планы реализации продукции и продвижения товара на рынок не устранят последствия ошибок при планировании ассортимента. Действительно, на рынке действует большое количество конкурирующих компаний и, если предприятие не сможет предложить ту продукцию, которая сможет удовлетворить потребности покупателей данного рынка, то это смогут сделать конкуренты. Широта и продуманность ассортимента – являются теми составляющими, которые способствуют успешной реализации продукции, оптимизации прибыли и, в конечном итоге, максимизации рыночной стоимости фирмы.
Преимуществом метода «Маркон» является
то, что при маркетинговом
Преимущества метода «АВС» является исследование распределения непрямых затрат по функциям, а также выявление наиболее важных функций с точки зрения их приоритетного совершенствования, определение, по каким функциональным направлениям следует осуществлять деятельность самостоятельно, а по каким – пользоваться услугами.
Список использованной литературы
Информация о работе Сущность понятия товарной и ассортиментной политики