Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:33, курсовая работа
Все это обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы и определило основную цель работы - охарактеризовать основные аспекты формирования ассортимента и факторы, влияющие на ассортиментную политику.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия.
Рассмотреть принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли.
Выявить факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия.
Рассмотреть и проанализировать организационно-экономическую характеристику торгового предприятия.
Выявить методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория».
Оценить коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию ассортимента.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………5
Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия…………………………………5
Принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли……………………………………9
Факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия…………………………………………………………..12
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА…………………18
Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия………………………………………………………….18
Методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория»….24
ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Утверждение ассортиментных перечней производится по представлению соответствующих субъектов торговли. Перечни разрабатываются и утверждаются на год и доводятся до предприятий торговли не позже 10 дней до его наступления. При изменении ситуации перечни подлежат переутверждению. Перечень вывешивается на видном для покупателей месте и содержит следующую информацию:
В основе метода потребительского комплекса лежит принцип комплексного удовлетворения спроса. При этом он ориентирован на более полное удовлетворение определённых потребностей, обеспечивается экономия времени покупателей, облегчается выбор товаров и услуг, способствует совершению импульсивных покупок. [2, с.232]
Рассмотренные
выше методы формирования ассортимента
имеют как положительные
ТД «Батория» осуществляет формирование ассортимента по методу ассортиментного перечня (Приложение Б). Преимуществом формирования ассортимента на основе минимального ассортиментного перечня является обеспечение постоянного наличия в продаже товаров достаточного ассортимента, упрощение контроля за состоянием ассортиментного перечня. К недостатком же стоит отнести негибкое реагирование на изменения, происходящие на конкретном рынке, не всегда учитываются запросы потребителей, сдерживается инициатива торговых работников в формировании ассортимента.
В соответствии с Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 15 января 2009 рекомендуемые перечни являются основой для разработки обязательных ассортиментных перечней организаций розничной торговли. Обязательные ассортиментные перечни разрабатываются Управлением торговли и общественного питания горисполкома для различных организаций торговли исходя из типизации, специализации, месторасположения, наличия торговых площадей и обслуживаемого контингента населения при необходимости расширив их, с учетом сформированных ресурсов и местных условий. Обязательные ассортиментные перечни устанавливаются для предприятий всех форм собственности и обязательны к исполнению.
Минимальный ассортиментный перечень товаров ТД «Батория» утвержден Гродненским исполнительным комитетом. В нем предусматривается удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота 84 % за 2009 год. Данный ассортиментный перечень является минимальным для предприятия, поэтому он может дополняться другими разрешенными к реализации товарами при соблюдении действующих на территории Республики Беларусь правил их продажи.
Ассортиментный
перечень находится на видном
для покупателей месте и
Для более полного
удовлетворения
Практика показывает,
что в торговых залах магазина
можно разместить и
Поскольку в
магазине применяется метод
В современных рыночных условиях потребители диктуют участникам рынка правила игры, и в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат компании необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами.
Изучение поведения
потребителей и реакции рынка
на изменение ассортимента
Оптимально подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке компании. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.
Идея метода АВС анализа
строится на основании принципа Парето:
«за большинство возможных
Для проведения полноценного анализа ассортимента проведем АВС- анализ ассортимента ТД «Батория».
Таблица 2.
АВС – анализ номенклатуры реализованной продукции ТД «Батория»
2008 год |
Группы АВС - анализа |
2009 год |
Группы АВС - анализа | |||
сумма |
% |
сумма |
% | |||
1.Розничный товарооборот, всего |
6930 |
100 |
6811 |
100 |
||
в т.ч. товаров (из ф.3 ТОРГ): |
||||||
- мясо и птица |
581 |
8,38 |
А |
234 |
3,43 |
А |
- колбасные изделия и |
997 |
14,39 |
А |
621 |
9,12 |
А |
- рыба и морепродукты пищевые |
189 |
2,73 |
В |
203 |
2,98 |
В |
- сельди |
19 |
0,27 |
С |
- |
- |
- |
- масло животное |
115 |
1,66 |
В |
68 |
1 |
В |
|
20 |
0,29 |
С |
40 |
0,59 |
С |
|
10 |
0,14 |
С |
- |
- |
- |
- маргариновая продукция |
12 |
0,17 |
С |
4 |
0,06 |
С |
- майонезная продукция |
60 |
0,87 |
С |
51 |
0,75 |
С |
- молоко и молочная продукция |
695 |
10,03 |
А |
547 |
8,03 |
А |
- сыр |
129 |
1,86 |
В |
94 |
1,38 |
В |
- консервы мясные |
9 |
0,13 |
С |
27 |
0,39 |
С |
- консервы рыбные |
12 |
0,17 |
С |
50 |
0,74 |
С |
- консервы овощные |
37 |
0,53 |
С |
75 |
1,10 |
В |
- консервы фруктово-ягодные |
46 |
0,66 |
С |
110 |
1,62 |
В |
- яйца и яйцепродукты |
75 |
1,08 |
В |
52 |
0,76 |
С |
- сахар |
55 |
0,79 |
С |
56 |
0,82 |
С |
- кондитерские изделия |
783 |
11,30 |
А |
564 |
8,28 |
А |
- варенья, джемы, повидло, мед |
10 |
0,14 |
С |
- |
- |
- |
- чай |
72 |
1,04 |
В |
62 |
0,91 |
С |
- кофе |
75 |
1,10 |
В | |||
-соль |
2 |
0,03 |
С |
3 |
0,04 |
С |
- мука |
37 |
0,53 |
С |
17 |
0,25 |
С |
- хлеб и хлебобулочные изделия |
448 |
6,46 |
А |
460 |
6,75 |
А |
- крупа и бобовые |
19 |
0,27 |
С |
64 |
0,94 |
С |
- макаронные изделия |
22 |
0,32 |
С |
33 |
0,48 |
С |
- картофель |
- |
- |
- |
24 |
0,35 |
С |
- овощи |
63 |
0,91 |
С |
55 |
0,81 |
С |
- плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни |
283 |
4,08 |
А |
111 |
1,63 |
В |
- водка и ликероводочные изделия |
505 |
7,29 |
А |
520 |
7,63 |
А |
- вино |
417 |
6,02 |
А |
324 |
4,76 |
А |
- коньяк |
57 |
0,82 |
С |
73 |
1,07 |
В |
- шампанское (кроме безалкогольного) |
95 |
1,37 |
В |
117 |
1,72 |
В |
- пиво (кроме безалкогольного) |
493 |
7,11 |
А |
717 |
10,53 |
А |
- безалкогольные напитки |
279 |
4,03 |
А |
890 |
13,07 |
А |
- мороженое |
103 |
1,49 |
В |
177 |
2,59 |
В |
- другие продовольственные товары |
163 |
2,35 |
В |
292 |
4,29 |
А |
Источник: собственная разработка на основе данных отчета о розничной торговле предприятия.
Исходя из результатов таблицы, можно сделать выводы, что некоторые группы товаров (консервы овощные и фруктово-ягодные, яйца и яйцепродукты, плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни, коньяк и другие продовольственные товары) не совпадают в 2008 и 2009 году; часть товаров перешла из группы С в В, значит они принесли большую прибыль в 2009 году чем в 2008, а товары у которых все наоборот – в 2008 году принесли большую прибыль чем в 2009.
Также можно сказать, что колбасные изделия, мясо и птица, молочная продукция, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, водка, вина, пиво, безалкогольные напитки составляют значительную часть объема реализованной продукции ТД «Батория». Из-за большого объема продаж эти товары играют важное значение в удовлетворении потребностей покупателей.
Очевидно, что необходимо жестко контролировать наличие в ассортименте товарных позиций класса «А». По отношению к товарным позициям класса «B»( рыба и морепродукты, масло животное и др.) контроль может быть текущим, а по отношению к позициям класса «С» ( мука, сахар, соль, консервы рыбные и др.) – периодическим. Однако необходимо помнить, что непродуманное сокращение товаров группы «С» (20% дохода предприятия) приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону.
Для наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения эффективности торговли важное экономическое значение имеет обеспечение в магазине устойчивости товарного ассортимента. Это говорит о том, что в торговом зале необходимо постоянно иметь товары всех групп, видов, наименований которыми торгуют.
Устойчивость товарного ассортимента магазина определяют с помощью коэффициента устойчивости ассортимента.
где К у - коэффициент устойчивости;
Р ф - количество видов товаров в продаже в момент проверки;
Р н – количество товаров, которое должно быть в продаже в соответствие с утверждением перечнем ассортимента.
Магазин формирует ассортимент в соответствии с ассортиментным перечнем, где Рн = 825; Рф на 1.04.2010 г. = 820; Ку = 0,99, что говорит об устойчивом ассортименте.
Для более полного изучения ассортиментной политики ТД «Батория» необходимо провести анализ показателей ассортимента.
Таблица 2.
Анализ показателей ТД «Батория
Наименование товара |
Согласно ассортименту |
01.04.2010г. |
01.05.2010г. | ||
Фактически |
Глубина |
Фактически |
Глубина | ||
Карамель |
15 |
18 |
1,2 |
17 |
1,1 |
Крупа |
8 |
10 |
1,3 |
10 |
1,3 |
Пряности |
10 |
9 |
0,9 |
14 |
1,4 |
Пиво |
20 |
23 |
1,15 |
35 |
1,8 |
Чай |
3 |
5 |
1,7 |
6 |
2 |
Шоколад |
18 |
23 |
1,3 |
26 |
1,4 |
Пельмени |
8 |
9 |
1,1 |
10 |
1,3 |
Источник: Собственная разработка автора на основе данных предприятия.
Исходя из данных таблицы, можно сделать выводы, что предприятие ТД «Батория» в основном соблюдает ассортиментный перечень.
Но, как видно, по товарной группе «пряности» на 01.04.2010 предприятие не имеет в наличии необходимого количества товара. Конечно, это не может существенно повлиять на товарооборот предприятия, но в дальнейшем необходимо более внимательно относится к формированию заявки. По остальным товарным группам предприятие имеет в наличии даже больше, чем того необходимо по ассортиментному перечню.
Немаловажным фактором при формировании ассортимента является качество продукции. Проводится сертификация продукции и выдаются сертификаты соответствия.
При формировании ассортимента в ТД «Батория» используют в основном метод ассортиментного перечня. Мной установлено, что метод ассортиментного перечня имеет больше минусов по сравнению с методом потребительского комплекса. Негативное влияние данного подхода помогает нейтрализовать лишь грамотная работа коммерческого аппарата предприятия в области ассортиментной политики.
Каждое предприятие, работающее в рыночных или приближенных к ним условиях, так или иначе вынуждено решать проблему эффективной ассортиментной политики, обеспечивающей достижение внутренних целей и реализацию своей миссии, которая всегда детерминирована общественными потребностями и интересами.[6, с.33]
Основной целью деятельности ТД «Батория» является рост товарооборота вследствие привлечения новых сегментов покупателей за счет расширения ассортимента товаров, нацеленного на разные уровни доходов населения.
Под эффективностью ассортиментной политики следует понимать меру (степень) достижения установленных в ее рамках целей и ее соответствие принятым принципам. Как цели и задачи, так и принципы должны соответствовать потребностям предприятия и рыночному спросу. Результативная ассортиментная политика квалифицируется как система целей, принципов, методов, ориентированных на запросы потребителей при минимальных различиях с интересами самого предприятия.[6, с.34]
С учетом этого можно определить критерии, на основании которых измеряется эффективность ассортиментной политики.
1. Прибыльность ассортиментных групп.
2.Качество продукции (