Экспертиза качества безалкогольных напитков, их идентификация и фальсификация на примере газированных напитков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и экспертиза безалкогольных газированных напитков.
При достижении цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
 изучить литературные источники по данной теме и систематизировать полученную информацию;
 собрать данные по ассортименту безалкогольных напитков и описать его структуру в экспериментальной части работы;
 провести экспертизу качества предлагаемых газированных напитков и сделать вывод об их соответствии нормативным документам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Безалкогольные напитки……………………………………………………5
1.1. Газированные напитки. Общие сведения. Классификация………………5
1.2. Экспертиза качества безалкогольных напитков, фальсификация………18
2. Характеристика предприятия ЗАО ТД «Перекресток»………………….28
2.1. Экспертиза качества газированных напитков, реализуемых магазином «Перекресток»…………………………………………………………………31
2.2. Экспертиза маркировки газированных напитков……………...………..32
2.3. Ассортимент безалкогольных напитков по виду упаковки…………….34
3. Выводы и предложения……………………………………………………35
Заключение………………………………………………………….………….40
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Коткова_КурсоваяПоТовароведению.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

      А вот в Тюменской области, где  тоже более половины всей проверенной  минералки проверяющие изъяли из торговли, помимо "Нарзана" производства того же ООО "Кавказские минеральные  воды" плохого качества оказалась и местная минеральная вода "Тюменская новая" (производитель - ООО "Ирюм", село Исетское Тюменской области).

      Даже  бесспорный "хозяин" истинного "Боржоми" - грузинская компания Georgian Glass Mineral Water Conv то ли "разбавляла" свою водичку, то ли элементарно не соблюдала технологию розлива. Ее продукция, продававшаяся в Орловской области (поставщик - московская фирма "Витамаркет-2000"), имела заниженное содержание гидрокарбонат-ионов. Поставки в Тульскую область и Архангельск не подтверждались сертификатом соответствия, вода была неправильно маркирована.

      Сейчас  производители лже-минералок присваивают  своим продуктам имена, напоминающие слово "Боржом", и приклеивают  похожие этикетки. Так появились "Боржоп" и "Бонжоп", "Бонжоми", "Родники Боржоми" и даже "Бонжур".

      Соки.

      Фальсификация этих популярных напитков широко распространена, поскольку приносит изготовителям  огромные прибыли. И, заметим, не только в России, но и во всем мире. Фальсификация  может быть самой незатейливой, особенно если в стране нет соответствующего надзора: разбавляют натуральный сок водой, а чтобы это не ощущалось, вкус "подправляют", добавляя сахар и лимонную или яблочную кислоту.

      Бывают  и более сложные имитации: "100-процентно  натуральный" продукт на самом  деле содержит инвертный сахарный сироп, фруктовые экстракты и гидролизаты (водяные вытяжки отжимок). Очень часто дорогие натуральные соки купажируют (смешивают) с более дешевыми, используют более дешевое и нестандартное сырье (например, "персиковый" нектар получают из нектаринов).

      В купажированных соках очень сложно выявить соотношения вводимых исходных соков и поэтому их фальсификация  практически не определяемая. Вот  почему в последнее время в  ассортименте соков появились различные  купажированные.

      А уж подсыпать в "сок" искусственные красители и ароматизаторы для того, чтобы скрыть низкое качество продукта, - от этого воздерживается сейчас редкий производитель.

      Так и появляются в продаже "100-процентные натуральные соки", которые на самом деле таковыми не являются. Ниже приводится экспертная оценка томатного сока, выработанного различными фирмами. 
 

1.2. Экспертиза качества  безалкогольных напитков, фальсификация

    При оценке органолептических свойств  безалкогольных газированных плодово-ягодных  напитков пользуются 100-балльной системой (табл. 1) [6].

    Таблица 1

Показатели  качества Количество  баллов при оценке
 
отлично
 
хорошо
 
удовлетворительно
 
плохо
Прозрачность 15 14 13 Ниже 13
Вкус  и аромат 47-50 45-46 43-44 Ниже 43
Насыщенность  двуокисью углерода 34-35 31-33 29-31 Ниже 29
Итого баллов 96-100 90-95 85-89 84 и ниже

 

    При проведении экспертизы качества безалкогольных напитков могут достигаться следующие  цели исследования:

    1) установление вида безалкогольного  напитка;

    2) установление показателей качества  напитка;

    3) установление фальсификации;

    4) установление срока хранения;    

    5) контроль технологических процессов.

    При проведении экспертизы качества с целью  установления вида безалкогольного напитка эксперт должен определить для себя круг решаемых при этом задач и методов, которыми он располагает. Рассмотрим круг задач, которые может решить эксперт при данной цели [3].  

    Установление  показателей качества безалкогольных напитков по стандартным показателям  решает цель выявления соответствия качества того или иного образца требованиям действующих стандартов. Эту цель обычно ставят при решении простейших задач. Поскольку в настоящее время провести комплексное исследование безалкогольных напитков по соотношениям отдельных сахаров невозможно, то, с учетом возможностей оснащения пищевых лабораторий, в действующие стандарты на безалкогольные напитки и введены наиболее простые и доступные для лаборанта со средней квалификацией методики определения [3].

    Из  физико-химических показателей при  исследовании качества безалкогольных напитков определяют содержание сухих веществ (оно в зависимости от вида изделия колеблется от 5,0 до 6,0%), кислотность в мл 1 н. раствора щелочи на 100 см3 напитка (1,7-3,5), количество растворенной углекислоты (не менее 0,42% в напитках высшей категории и 0,4% в напитках первой категории) и стойкость в хранении при температуре 20°С, которая в зависимости от вида и качества напитка колеблется от 7 до 11 дней.

    Наиболее  сложная экспертиза проводится для установления фальсификации безалкогольных напитков. При этом могут быть следующие виды фальсификации:

    Качественная  фальсификация безалкогольных напитков (введение добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавление водой; замена одного типа напитка другим) очень широко применяется как в процессе их производства, так и в процессе реализации.

    Наиболее  опасная качественная фальсификация  напитков связана с заменой сахара на сахарозаменители без соответствующей надписи на этикетке. Больной сахарный диабетом, зная, что в напитке должны быть сахара, перед его употреблением вкалывает себе дополнительную дозу инсулина. В то же время в напитке сахара отсутствуют, и больной соответственно передозирует инсулин, что приводит к гипогликемии его организма.

    Введение  искуственного красителя (например, в Фанту) можно обнаружить следующим методом, основанным на изменении рН-среды путем добавления любого щелочного раствора (аммиака, соды и даже мыльного раствора) в объеме, превышающем объем напитка. При изменении рН-среды натуральные красители красного, синего, фиолетового цветов (антоцианы) меняют окраску: красный — на грязно-синий, синий и фиолетовый — на красный и бурый. Напитки желтого, оранжевого и зеленого цветов после добавления щелочного раствора необходимо прокипятить [2].

    Натуральные красящие вещества (каротин, каратиноиды, хлорофилл) разрушаются, и цвет напитка изменяется: желтый и оранжевый обесцвечиваются; зеленый становится буро- или темнозеленым. В то же время окраска синтетических красителей в щелочной среде не изменяется.

    Напитки, имеющие в названии слово «кола» (Кока-Кола, Пепси-Кола, Кола и др.), вырабатываемые в России, практически не содержат экстракта колы и содержат только ароматизаторы, красители и жженые сахара. Поэтому происходит обман покупателя и, прежде всего, его организма.

    Напитки на сахарозаменителях предназначены только для больных сахарным диабетом 1 типа, а их рекламируют для употребления всему населению России, что приводит к нарушению углеводного обмена и формированию многих заболеваний у потребителей [2].

    Количественная  фальсификация безалкогольных напитков (недолив, обмер) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто упаковки или ее объем занижены. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема.

    Информационная  фальсификация безалкогольных напитков — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе.

    При фальсификации информации о безалкогольных напитках довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

    —наименование товара;

    —фирма-изготовитель товара;

    —количество товара;

    —вводимые пищевые добавки [5].

    К информационной фальсификации относится  также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки продукта и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:

    — каким способом изготовлены печатные документы;

    — имеются ли подчистки, исправления  в документе;

    — является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю, и др. [5]

    Проведение  экспертизы с целью установления срока хранения данного товара практически невозможно, поскольку до настоящего времени такие исследования в широком масштабе не проводились и до сих пор не выявлена зависимость того или иного показателя от длительности хранения безалкогольных напитков. Кроме того, длительное хранение напитков в бутылках из полиэтилентерефталата приводит к частичному растворению упаковки и появлению на внутренней стороне матовости, по которой и можно судить о длительности их хранения [3].

    При проведении экспертизы с целью контроля технологических процессов производства того или иного вида безалкогольных напитков можно обнаружить их проявления в виде тех или иных производственных дефектов [3].

      1 июля 2003 г. В Российской Федерации  вступил в силу Федеральный  закон «О техническом регулировании» (далее – ФЗ), заложивший основы реформирования старой системы регулирования  и создания новой системы технического законодательства. Принятый в июле 2003г. ФЗ «О техническом регулировании» призван решить проблему гармонизации. Данный ФЗ вводит два уровня требований к продукции, технологиям производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации: технические регламенты и стандарты. Назначение ФЗ «О техническом регулировании» является необходимостью гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, как важное вступление России ВТО и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.

      ФЗ  определяет, что обязательные для  исполнения на территории Российской Федерации требования должны устанавливаться только в новых для России документах – технических регламентах (далее - ТР), которые принимаются преимущественно федеральным законом. Согласно новой редакции ФЗ, ТР принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ, что должно быть отражено в программе разработки технических регламентов.

      Это изменение позволяет снять ограничение  механизма принятия ТР и повысит его эффективность, позволит провести реформу технического регулирования в определенный ФЗ срок. По сути, в ранее действующей редакции ФЗ уже содержалась норма о том, что технический регламент может быть принят постановлением Правительства РФ. Однако это рассматривалось как особый, специальный случай. Между тем опыт разработки регламентов показал, что принятие регламентов Правительством Российской Федерации также обеспечивает учет интересов всех заинтересованных сторон и, следовательно, нет смысла рассматривать эту ситуацию как специальный случай. Применительно к техническим регламентам, принимаемым Правительством РФ, а ФЗ теперь предусмотрены меры по обеспечению своевременной экспертизы проектов и доведения их содержания до заинтересованных лиц через информационную систему общего пользования. В то же время возможность принятия технических регламентов в виде постановления Правительства РФ может ускорить процесс принятия регламентов.

      С этой же целью непосредственно в  законе приводится перечень первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 2010 г., Такой перечень сформирован с учетом действующих аналогичных документов ЕС, разработанных проектов технических регламентов в Российской Федерации и намечаемых к разработке в рамках СНГ и других сообществ на его территории. Введение такого перечня будет способствовать активизации разработки включенных в него технических регламентов.

      Из  норм ФЗ № 65 следует необходимость  пересмотра действующей Программы  разработки технических регламентов, и не только с целью привести перечисленные в ней наименования и сроки разработки технических регламентов в соответствие с указанным перечнем регламентов, — но, главное — с целью определить форму принятия технических регламентов, — в виде федеральных законов или постановлениями Правительства РФ. *

    Очень перспективной формой подтверждения  соответствия является добровольная сертификация, объектом которой являются не только продукция, но и услуги, а также другие объекты.

Информация о работе Экспертиза качества безалкогольных напитков, их идентификация и фальсификация на примере газированных напитков