Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:44, дипломная работа
Рост рождаемости в РФ вызвал увеличение и расширение ассортимента продовольственных товаров для питания детей раннего возраста.
Среди продуктов детского питания особое место занимают фруктовые пюре, как поставщики легкоусвояемых углеводов, минеральных веществ и витаминов. Одна из положительных сторон использования консервированных фруктовых пюре для детского питания состоит в том, что эти продукты позволяют значительно разнообразить рацион ребенка независимо от времени года, а также существенно экономить время мам на приготовление прикорма
Таблица 12 – Дегустационная оценка качества образцов яблочного пюре
Торговая марка образца яблочно |
Внешний вид |
Консис-тенция |
Цвет |
Вкус |
Запах |
Комплекс-ный показатель качества |
«Бабушкино лукошко» |
4,3±0,4 |
4,7±0,3 |
4,5±0,5 |
4,8±0,5 |
5,0±0 |
92,6 |
«Агуша» |
4,8±0,5 |
4,5±0,8 |
4,8±0,5 |
4,8±0 |
4,3±0 |
93,8 |
«Фрутоняня» |
5,0±0 |
5,0±0 |
4,9±0,3 |
4,5±0,5 |
4,5±0,5 |
95,7 |
«NUTRICIA» |
5,0±0 |
4,7±0,5 |
5,0±0 |
4,9±0,3 |
4,7±0,3 |
98,2 |
«Gerber» |
5,0±0 |
4,9±0,3 |
5,0±0 |
4,9±0,3 |
4,2±0,8 |
97,4 |
«HiPP» |
4,9±0,3 |
4,6±0,5 |
4,9±0,5 |
5,0±0 |
4,5+0,4 |
96,9 |
Домашнее пюре из яблок |
4,6±0,3 |
4,4±0,5 |
5,0±0 |
4,2±0 |
5,0±0 |
90,8 |
При сравнении физико-химических показателей качества яблочного пюре были выявлены некоторые особенности производства консервов для детского питания, которые не указаны на этикетке (таблица 13).
Таблица 13 – Результаты физико-химических исследований образцов
Наименова-ние образца |
Массовая доля сухих веществ, % |
Титруемая кислотность, % |
Массовая доля водо-раствори-мых сухих веществ, % |
Сахароза, % |
Пектин, % |
Витамин С, мг/% |
«Бабушкино лукошко» |
16,0 |
0,3 |
9,7 |
6,5 |
0,8 |
3,1 |
«Агуша» |
14,0 |
0,3 |
11,7 |
11,1 |
0,3 |
3,5 |
«Фрутоняня» |
16,0 |
0,3 |
11,4 |
14,3 |
0,4 |
2,2 |
«NUTRICIA» |
10,0 |
0,3 |
12,9 |
4,0 |
0,8 |
13,7 |
«Gerber» |
12,0 |
0,3 |
10,5 |
4,2 |
0,8 |
14,3 |
«HiPP» |
14,0 |
0,3 |
8,6 |
3,6 |
0,6 |
15,0 |
Домашнее пюре из яблок |
12,0 |
0,2 |
8,1 |
3,0 |
0,8 |
1,8 |
По данным таблицы 13, кислотность всех образцов оказалась в пределах, установленных ГОСТ (0,2-0,8%). Количество растворимых сухих веществ – комплексный показатель, который отражает, прежде всего, количество растворимых углеводов (норма по нормативным документам – не менее 9%). Содержание углеводов и их состав в яблоках – не постоянный признак и зависит от многих условий. Например, в связи с тепловой обработкой часть углеводов может теряться. В исследуемых образцах норма массовой доли сухих веществ была выдержана.
Количество сахарозы в яблочном пюре не нормируется, но в среднем ее содержание в сырье должно составлять 7-12%. Яблочное пюре домашнего производства было изготовлено из яблок зимнего периода, в которых ее содержалось составило - 3,0%. Анализ результатов таблицы позволяет сделать вывод о том, что в состав пюре торговой марки «Фрутоняня» добавлен сахар, хотя на этикетке данный факт не отмечен. Дегустаторы также отметили очень сладкий вкус данного образца яблочного пюре. Лишь в пюре домашнего производства и пюре торговых марок «Gerber», «NUTRICIA» и «HiPP» сахар отсутствовал.
Содержание витамина С в яблоках подвержено изменениям в зависимости от разных факторов и, в целом, оно не высоко. На маркировке яблочного пюре торговых марок «Фрутоняня», «NUTRICIA», «HiPP» и «Gerber» указано, что они изготовлены с добавлением витамина С. Тем не менее, из результатов экспертизы видно, что производитель яблочного пюре торговой марки «Фрутоняня» забыл об этом условии.
Пектин – полисахарид, который содержится в яблоках. По его содержанию можно судить, сколько натурального сырья содержат консервы из яблочного пюре. С небольшим содержанием натурального сырья оказались образцы яблочного пюре торговых марок «Агуша» и «Фрутоняня». Содержание водорастворимых сухих веществ варьировало от 8,1 до 12,9 %. Чтобы выяснить, чем обусловлено высокое содержание сухих веществ в консервах, было исследовано наличие крахмала (таблица 14).
Результаты качественной реакции на крахмал выявили следующее: при изготовлении яблочного пюре торговых марок «Фрутоняня», «Бабушкино лукошко», «Агуша» и «HiPP» использовался загуститель крахмал, который плохо усваивается детским организмом, и в составе яблочного пюре данный компонент не указан, что свидетельствует об информационной фальсификации.
Таблица 14 - Результаты качественной реакции на крахмал
Образцы яблочного пюре | ||
«Фрутоняня» крахмал присутствует |
«Бабушкино лукошко» крахмал присутствует |
«Агуша» крахмал присутствует |
Состав продукта: без крах-мала и сахара |
Состав продукта: без сахара и загустителей. |
Состав продукта: не содер-жит крахмал и сахар |
«Gerber» крахмал отсутствует |
«NUTRICIA» крахмал отсутствует |
«HiPP» крахмал присутствует |
Состав продукта: без до-бавления крахмала и сахара |
Состав продукта: без крах-мала |
Состав продукта: не содер-жит крахмала, |
Таким образом, яблочное пюре для питания детей раннего возраста промышленного производства является хорошей альтернативой пюре домашнего производства, приготовленного в зимний период, но не один из анализируемых образцов не может являться качественным. Производители яблочного пюре торговых марок «Фрутоняня», «Бабушкино лукошко», «Агуша» и «HiPP» пользовались информационной фальсификацией, не указав в составе крахмал. Производители яблочного пюре торговой марки «Фрутоняня» добавили сахар, несмотря на информацию на этикетке – «Без сахара». Особенно в обмане отличился производитель яблочного пюре торговой марки «Фрутоняня», который помимо всех выше перечисленных недостатков, «забыл» добавить в пюре обещанный на этикетке витамин С.
2.4 Анализ конкурентоспособности яблочного пюре домашнего
приготовления
В нашей стране рынок продовольственных товаров занимает 46% в общем объеме рынка торговли. В современных условиях деятельность в сфере рынка тесно связана с маркетингом. С одной стороны – это тщательное всесторонне изучение рынка, спроса, потребностей покупателей, ориентация на них производства, с другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. [9]
В современных условиях покупательские предпочтения составляют главную движущуюся силу при производстве продуктов и разработке новых видов. Поэтому основная задача маркетинговой деятельности состоит в том, чтобы связать изготовителя и потребителя, помочь найти друг друга.
Борьба за потребителя на внешнем и внутреннем рынке требует создания и производства конкурентоспособных товаров. В этой связи возникает задача определения уровня конкурентоспособности товаров.
2.4.1. Понятие и сущность конкурентоспособности
Качество продукции является одним из важнейших факторов эффективной экономической деятельности любого предприятия и организации. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества. Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.
Другими словами, конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Именно конкурентоспособность определяет способность товара выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. [13]
2.4.2 Расчет конкурентоспособности яблочного пюре домашнего
приготовления
Для определения
конкурентоспособности
Наблюдая за развитием потребностей, можно получить информацию о том, какие группы потребителей существуют на конкретном рынке и какие зарождающиеся потребности наиболее важны для удовлетворения.
Для того, чтобы выявить показатели, наиболее привлекательные для покупателей, была составлена анкета для социологического опроса потребителей. Анкета включала вопросы о самих респондентах (возраст, род занятий, уровень дохода семьи), о местах приобретения продукта респондентами, об оценке обеспеченности города детским питанием, а также вопросы, позволяющие оценить качество (вкус, запах и т.д.).
Опрос
105 респондентов выявил степень
удовлетворения потребностей населения
в детском питании на
Таблица 15 – Число показателей, по которым товар оказался наиболее привлекательным для потребителей
Наименование торговой аарки |
Производитель |
Число более привлекательных | |
Общая сумма |
Среднее значение, n | ||
«Бабушкино лукошко» |
ООО «Завод детского питания «Фаустово», Россия, Московская область |
120 |
1,1 |
«Агуша» |
ОАО «Вимм-Биль-Данн», Россия, г.Москва |
113 |
1,1 |
«Фрутоняня» |
ОАО «Прогресс», Россия, г. Липецк |
170 |
1,6 |
«NUTRICIA» |
Завод «Nutricia Deva a.s., Чешская Республика |
143 |
1,4 |
«Gerber» |
Nestle, Польша |
103 |
0,9 |
«HiPP» |
ООО «Хипп», Россия, Калиниградская область |
156 |
1,5 |
Домашнее пюре из яблок |
ФГБОУ ВПО РГАТУ |
131 |
1,2 |
Результаты проведённых исследований показали, что наибольшее количество привлекательных для респондентов показателей из образцов промышленного производства набрало яблочное пюре торговой марки «Фрутоняня». К яблочному пюре домашнего производства респонденты предъявляют также повышенные требования.
По результатам анкетирования выяснилось, что главнейшим критерием при выборе яблочного пюре того или иного производителя является отсутствие консервантов, красителей и других искусственных добавок.
Далее произведем расчет коэффициента полезного эффекта конкурентоспособности яблочного пюре для питания детей раннего возраста.
Уе=n/n0,
где Уе- коэффициент полезного эффекта;
n – число показателей, по которым товар оказался наиболее привлекательным для потребителя;
n0 – общее число оцениваемых показателей.
Таблица 16 – Коэффициент полезного эффекта конкурентоспособности яблочного пюре
Наименование торговой марки |
Производитель |
Коэффициент полезного эффекта |
«Бабушкино лукошко» |
ООО «Завод детского питания «Фаустово», Россия, Московская область |
0,15 |
«Агуша» |
ОАО «Вимм-Биль-Данн», Россия, г.Москва |
0,14 |
«Фрутоняня» |
ОАО «Прогресс», Россия, г. Липецк |
0,2 |
«NUTRICIA» |
Завод «Nutricia Deva a.s., Чешская Республика |
0,18 |
«Gerber» |
Nestle, Польша |
0,11 |
«HiPP» |
ООО «Хипп», Россия, Калиниградская область |
0,19 |
Домашнее пюре из яблок |
ФГБОУ ВПО РГАТУ |
0,15 |
Расчёты коэффициента полезного эффекта показатели, что наибольший коэффициент полезного эффекта у яблочного пюре торговых марок «HiPP» (производитель ООО «Хипп», Россия, Калиниградская область) и «Фрутоняня» (производитель ОАО «Прогресс», Россия, г. Липецк). Это объясняется тем, что яблочное пюре перечисленных производителей пользуется наибольшим доверием у потребителей.
Информация о работе Экспертиза качества консервов для детского питания