Экспертиза качества консервов для детского питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:44, дипломная работа

Краткое описание

Рост рождаемости в РФ вызвал увеличение и расширение ассортимента продовольственных товаров для питания детей раннего возраста.
Среди продуктов детского питания особое место занимают фруктовые пюре, как поставщики легкоусвояемых углеводов, минеральных веществ и витаминов. Одна из положительных сторон использования консервированных фруктовых пюре для детского питания состоит в том, что эти продукты позволяют значительно разнообразить рацион ребенка независимо от времени года, а также существенно экономить время мам на приготовление прикорма

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2007 (Восстановлен).docx

— 3.02 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 12 – Дегустационная оценка качества образцов яблочного пюре

Торговая марка образца яблочного пюре

Внешний вид

Консис-тенция

Цвет

Вкус

Запах

Комплекс-ный показатель качества

«Бабушкино 

лукошко»

4,3±0,4

4,7±0,3

4,5±0,5

4,8±0,5

5,0±0

92,6

«Агуша»

4,8±0,5

4,5±0,8

4,8±0,5

4,8±0

4,3±0

93,8

«Фрутоняня»

5,0±0

5,0±0

4,9±0,3

4,5±0,5

4,5±0,5

95,7

«NUTRICIA»

5,0±0

4,7±0,5

5,0±0

4,9±0,3

4,7±0,3

98,2

«Gerber»

5,0±0

4,9±0,3

5,0±0

4,9±0,3

4,2±0,8

97,4

«HiPP»

4,9±0,3

4,6±0,5

4,9±0,5

5,0±0

4,5+0,4

96,9

Домашнее пюре из яблок

4,6±0,3

4,4±0,5

5,0±0

4,2±0

5,0±0

90,8


 

При сравнении  физико-химических показателей качества яблочного пюре были выявлены некоторые  особенности производства консервов  для детского питания, которые не указаны на этикетке (таблица 13).

 

Таблица 13 – Результаты физико-химических исследований образцов

Наименова-ние образца

Массовая доля сухих веществ, %

Титруемая кислотность, %

Массовая доля водо-раствори-мых сухих веществ, %

Сахароза, %

Пектин, %

Витамин С, мг/%

«Бабушкино 

лукошко»

16,0

0,3

9,7

6,5

0,8

3,1

«Агуша»

14,0

0,3

11,7

11,1

0,3

3,5

«Фрутоняня»

16,0

0,3

11,4

14,3

0,4

2,2

«NUTRICIA»

10,0

0,3

12,9

4,0

0,8

13,7

«Gerber»

12,0

0,3

10,5

4,2

0,8

14,3

«HiPP»

14,0

0,3

8,6

3,6

0,6

15,0

Домашнее пюре из яблок

 

12,0

 

0,2

 

8,1

 

3,0

 

0,8

 

1,8


 

 По данным таблицы 13, кислотность всех образцов оказалась в пределах, установленных ГОСТ (0,2-0,8%). Количество растворимых сухих веществ – комплексный показатель, который отражает, прежде всего, количество растворимых углеводов (норма по нормативным документам – не менее 9%). Содержание углеводов и их состав в яблоках – не постоянный признак и зависит от многих условий. Например, в связи с тепловой обработкой часть углеводов может теряться. В исследуемых образцах норма массовой доли сухих веществ была выдержана.

Количество  сахарозы в яблочном пюре не нормируется, но в среднем ее содержание в сырье  должно составлять 7-12%. Яблочное пюре домашнего  производства было изготовлено из яблок зимнего периода, в которых ее содержалось составило - 3,0%. Анализ результатов таблицы позволяет сделать вывод о том, что в состав пюре торговой марки «Фрутоняня» добавлен сахар, хотя на этикетке данный факт не отмечен. Дегустаторы также отметили очень сладкий вкус данного образца яблочного пюре. Лишь в пюре домашнего производства и пюре торговых марок «Gerber», «NUTRICIA» и «HiPP» сахар отсутствовал.

Содержание  витамина С в яблоках подвержено изменениям в зависимости от разных факторов и, в целом, оно не высоко. На маркировке яблочного пюре торговых марок «Фрутоняня», «NUTRICIA», «HiPP» и «Gerber» указано, что они изготовлены с добавлением витамина С. Тем не менее, из результатов экспертизы видно, что производитель яблочного пюре торговой марки «Фрутоняня» забыл об этом условии.

Пектин  – полисахарид, который содержится в яблоках. По его содержанию можно судить, сколько натурального сырья содержат консервы из яблочного пюре. С небольшим содержанием натурального сырья оказались образцы яблочного пюре торговых марок «Агуша» и «Фрутоняня».  Содержание водорастворимых сухих веществ варьировало от 8,1 до 12,9 %. Чтобы выяснить, чем обусловлено высокое содержание сухих веществ в консервах, было исследовано наличие крахмала (таблица 14).

Результаты  качественной реакции на крахмал  выявили следующее: при изготовлении яблочного пюре торговых марок «Фрутоняня», «Бабушкино лукошко», «Агуша» и «HiPP» использовался загуститель крахмал, который плохо усваивается детским организмом, и в составе яблочного пюре данный компонент не указан, что свидетельствует об информационной фальсификации.

 

 

Таблица 14 - Результаты качественной реакции на крахмал

Образцы яблочного пюре

«Фрутоняня»

крахмал присутствует

«Бабушкино лукошко»

крахмал присутствует

«Агуша»

крахмал присутствует

Состав продукта: без крах-мала и сахара

Состав продукта: без сахара и  загустителей.

Состав продукта: не содер-жит крахмал  и сахар

 «Gerber»

крахмал отсутствует

«NUTRICIA»

крахмал отсутствует

«HiPP»

крахмал присутствует

Состав продукта: без до-бавления крахмала и сахара

Состав продукта: без крах-мала

Состав продукта: не содер-жит крахмала,


 

Таким образом, яблочное пюре для питания детей  раннего возраста промышленного производства является хорошей альтернативой пюре домашнего производства, приготовленного в зимний период, но не один из анализируемых образцов не может являться качественным. Производители яблочного пюре торговых марок «Фрутоняня», «Бабушкино лукошко», «Агуша» и «HiPP» пользовались информационной фальсификацией, не указав в составе крахмал. Производители яблочного пюре торговой марки «Фрутоняня» добавили сахар, несмотря на информацию на этикетке – «Без сахара». Особенно в обмане отличился производитель яблочного пюре торговой марки «Фрутоняня», который помимо всех выше перечисленных недостатков, «забыл» добавить в пюре обещанный на этикетке витамин С.

 

 

 

2.4 Анализ конкурентоспособности яблочного пюре домашнего

приготовления

 

 

 

В нашей  стране рынок продовольственных  товаров занимает 46% в общем объеме рынка торговли. В современных условиях деятельность в сфере рынка тесно связана с маркетингом. С одной стороны – это тщательное всесторонне изучение рынка, спроса, потребностей покупателей, ориентация на них производства, с другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. [9]

В современных  условиях покупательские предпочтения составляют главную движущуюся силу при производстве продуктов и разработке новых видов. Поэтому основная задача маркетинговой деятельности состоит в том, чтобы связать изготовителя и потребителя, помочь найти друг друга.

Борьба  за потребителя на внешнем и внутреннем рынке требует создания и производства конкурентоспособных товаров. В  этой связи возникает задача определения  уровня конкурентоспособности товаров.

 

 

2.4.1. Понятие и сущность  конкурентоспособности

 

 

 

Качество  продукции является одним из важнейших  факторов эффективной экономической деятельности любого предприятия и организации. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества. Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

Другими словами, конкурентоспособность - это  свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Именно конкурентоспособность определяет способность товара выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. [13]

 

 

2.4.2 Расчет конкурентоспособности яблочного пюре домашнего

приготовления

 

 

 

Для определения  конкурентоспособности яблочного  пюре, необходимо не только провести их товароведную оценку и сравнить полученные данные с характеристиками товара-конкурента, но и установить отношение к ним потребителей. Для этого необходимо проведение маркетинговых исследований, в результате которых выявляются как явные, так и латентные потребности потенциальных покупателей. Поэтому изучение потребностей является основополагающим направлением, которое предусматривает изучение потребительского поведения и отношения к товару, знания его торговых марок, а также узнавания товаров конкретного производителя, внимания, информированности, восприятия рекламы и ее привлекательности.

Наблюдая  за развитием потребностей, можно  получить информацию о том, какие  группы потребителей существуют на конкретном рынке и какие зарождающиеся потребности наиболее важны для удовлетворения.

Для того, чтобы выявить показатели, наиболее привлекательные для покупателей, была составлена анкета для социологического опроса потребителей. Анкета включала вопросы о самих респондентах (возраст, род занятий, уровень дохода семьи), о местах приобретения продукта респондентами, об оценке обеспеченности города детским питанием, а также вопросы, позволяющие оценить качество (вкус, запах и т.д.).

 Опрос  105 респондентов выявил степень  удовлетворения  потребностей населения  в детском питании на потребительском  рынке г. Рязани и установил мотивации, определяющие приобретение конкретной торговой марки.

 

Таблица 15 – Число показателей, по которым товар оказался наиболее привлекательным для потребителей

Наименование торговой аарки

Производитель

Число более привлекательных показателей

Общая сумма

Среднее значение, n

«Бабушкино

лукошко»

ООО «Завод детского питания «Фаустово», Россия, Московская область

120

1,1

«Агуша»

ОАО «Вимм-Биль-Данн», Россия, г.Москва

113

1,1

«Фрутоняня»

ОАО «Прогресс», Россия, г. Липецк

170

1,6

«NUTRICIA»

Завод «Nutricia Deva a.s., Чешская Республика

143

1,4

«Gerber»

Nestle, Польша

103

0,9

«HiPP»

ООО «Хипп», Россия, Калиниградская область

156

1,5

Домашнее пюре из яблок

ФГБОУ ВПО РГАТУ

131

1,2


 

Результаты  проведённых исследований показали, что наибольшее количество привлекательных для респондентов показателей из образцов промышленного производства набрало яблочное пюре торговой марки «Фрутоняня». К яблочному пюре домашнего производства респонденты предъявляют также повышенные требования.

По результатам  анкетирования выяснилось, что главнейшим критерием при выборе яблочного пюре того или иного производителя является отсутствие консервантов, красителей и других искусственных добавок.

Далее произведем расчет коэффициента полезного эффекта  конкурентоспособности яблочного пюре для питания детей раннего возраста.

Уе=n/n0,                                                             (8)

где  Уе- коэффициент полезного эффекта;

         n – число показателей, по которым товар оказался наиболее привлекательным для потребителя;

         n0 – общее число оцениваемых показателей.

 

Таблица 16 – Коэффициент полезного эффекта конкурентоспособности яблочного пюре

Наименование торговой марки

Производитель

Коэффициент полезного эффекта

«Бабушкино

лукошко»

ООО «Завод детского питания «Фаустово», Россия, Московская область

0,15

«Агуша»

ОАО «Вимм-Биль-Данн», Россия, г.Москва

0,14

«Фрутоняня»

ОАО «Прогресс», Россия, г. Липецк

0,2

«NUTRICIA»

Завод «Nutricia Deva a.s., Чешская Республика

0,18

«Gerber»

Nestle, Польша

0,11

«HiPP»

ООО «Хипп», Россия, Калиниградская область

0,19

Домашнее пюре из яблок

ФГБОУ ВПО РГАТУ

0,15


 

Расчёты коэффициента полезного эффекта  показатели, что наибольший коэффициент  полезного эффекта у яблочного пюре торговых марок «HiPP» (производитель ООО «Хипп», Россия, Калиниградская область) и «Фрутоняня» (производитель ОАО «Прогресс», Россия, г. Липецк). Это объясняется тем, что яблочное пюре перечисленных производителей пользуется наибольшим доверием у потребителей.

Информация о работе Экспертиза качества консервов для детского питания