Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:26, курсовая работа
Сегодня среднее расстояние доставки сырья для предприятий Урала – 2,5 тыс. км. Железная руда для металлургических комбинатов едет из Центральной России, бокситы для «алюминиевых» заводов СУАЛ-холдинга с Тиманского месторождения в Республике Коми, уголь везут из Казахстана, Красноярского края и Кемеровской области, с Печоры, медный концентрат – с Алтая.
Введение………………………………………………………….………..….3
Национальный проект. Транспортный коридор «Урал промышленный – Урал Полярный»……………………………………..………………….……5
1. Краткая аннотация проекта………………………………………….…...9
1.1 Дефицит сырья для базовых отраслей промышленности Уральского федерального округа…………………………….…………….…………… 9
1.2 Формирование транспортного коридора – снижение издержек освоения месторождений углеводородов п-ова Ямал и шельфовой зоны, создание новых каналов сбыта…………………………………………..….14
1.3 Национальный проект и эффективность лесопользования…………...16
2. С чего начать и план действий.................................................................18
3. Распределение капитальных затрат………………………………….…19
4. Основные показатели строительства дороги……………………….….20
5. Ожидаемые эффекты………………………………………………….…21
6. Алгоритм реализации проекта………………………………………….22
7. На основе утвержденных стратегических планов……………………..23
8. Полярный округ………………………………………………………….24
9. Заключение……………………………………………………………….26
10. Список литературы………………………………………………………27
В недалеком прошлом, в СССР, 98% хромовых руд добывалось в Казахстане. Сегодня же, при годовом потреблении промышленных предприятий Уральского федерального округа 1,4 млн. т в регион ввозится лишь 1,2 млн. т. Дефицит сырья частично покрывается импортом из дальнего и ближнего зарубежья (Турция, Казахстан).
Сформировавшийся дефицит сырья для металлургической промышленности ставит ее в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых рынков, а транспортная удаленность от центров его добычи – от экономического поведения многочисленных посредников, что, безусловно, ведет к росту транзакционных издержек базовых отраслей промышленности Урала.
Как следствие, сопряженный с металлургическим, машиностроительный комплекс, в том числе, предприятия ОПК, в результате роста цен на металл теряют свои конкурентные преимущества.
Освоение природных ресурсов Полярного и Приполярного Урала во многом решает проблемы обеспечения промышленности России отечественным высококачественным сырьем, а также обеспечивает формирование в обратном направлении грузопотоков продукции отечественной промышленности.
Сырьевая база железной руды и хрома позволит обеспечить ежегодную добычу 1,5 млн. т хрома и 21 млн. т железной руды, 16 млн. т. угля. Ресурсная база района по хромитам в перспективе позволит полностью обеспечить отечественным сырьем ферросплавную промышленность страны.
Попутно на хромитовых рудниках будут добываться дуниты – ценное огнеупорное сырье.
Исследования последних лет вывели Полярный Урал на ведущее место в стране по ресурсам марганцевых руд. С 1994 года они возросли более чем 6 раз со 180 до 1 500 млн.т Ресурсный потенциал меди Полярного и Приполярного Урала оценивается 17 млн. т.
В пределах Полярного Урала общие ресурсы бокситов оцениваются в 418 млн. т. Ежегодный ввоз бокситов на Урал в настоящее время составляет 0,6 млн. т. Возможные поставки бокситов с Полярного Урала – 0,5 млн.т.
Фосфоритовые руды России имеют низкое качество: они плохо обогащаются, содержания в них в два – три раза ниже, чем в рудах ведущих мировых продуцентов.
Количество вносимых фосфорных удобрений в России в 40 раз меньше, чем в Западной Европе ( 4 кг/га против 120 кг/га). Между тем на Полярном Урале уже разведано месторождение фосфоритов Софроновское, руды которого являются богатейшими ( до 42% ) среди российских. Без значительных капитальных затрат из них можно получать самый качественный в стране фосмелиорант длительного воздействия. Геологические предпосылки позволяют уверенно прогнозировать здесь еще десять, подобных Софроновскому, месторождений. Намечаемые объемы производства – 04 млн. т.
Уральский федеральный округ относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Потребность федерального округа в энергетических углях оценивается в 50 млн. т, при этом собственная добыча не превышает 5 млн. т в год и это на фоне резкого истощения местных угледобывающих разрезов. Угли завозятся из Экибастузского (Казахстан), Кузнецкого, Печорского и Канско-Ачинского бассейнов. Расстояния перевозок составляют 2000 – 2500 тыс. км. Предлагаемая железная дорога существенно сократит расстояние до Печорского бассейна и позволит вести рентабельную разработку энергетических углей Приполярного Урала, которые являются более качественными, чем импортные – экибастузские, и находятся в непосредственной близости от северных границ Свердловской области.
На территории Полярного и Приполярного Урала, в зоне влияния предлагаемой к строительству железной дороги, расположены месторождения редких металлов, золота, барита, кварцевого сырья, бентонитовых глин, разведаны крупные запасы строительных материалов.
Таблица 1
| Полярный и Приполярный Урал | Потребление в УрФО, млн.т | Ввоз в УрФО, млн.т | Откуда возим | Сокра-ще- ние плеча перевозок | |
Запасы млн.т | Ресурсы млн.т | |||||
Железная руда | 66 | 5570 | 21,9 | 21,9 | Казахстан, Курск | в 2-3 раза (1000- 2000 км)
|
Хромиты | 14 | 850 | 1,4 | 1,2 | Турция |
|
Марганце-вые руды | 0 | 1470 | 0,7 | 0,6 | Украина Грузия Казахстан |
|
Бокситы | 0,084 | 418 | 6 | 0,6 | Тимано- Печора | 1000 км |
Медь | 0,285 | 17 | 1,5 | 0,9 | Средняя Азия, Монголия |
|
Уголь | 1977 | 26100 | 50 | 45 | Печора, Казахстан Канско- Ачинск, Кузнецкий бассейн |
1000 км |
Фосфори- ты | 12 | 506 |
|
|
|
|
Примечание: по данным ГУП Гипротранс ТЭИ,Сибирского научно-аналитического центра
Таблица 2
Грузовой поток, формируемый на восточном склоне Приполярного и Полярного Урала и сопредельных с ним территориях (межрегиональный транзит)
Вид груза | Пункт отгрузки, км от ст. |
Отгрузка по годам, тыс. т | |||||
Полуночное | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 | 2030 | Всего за 25 лет | |
Железная руда | 814 | 500 | 500 | 1000 | 2000 | 2000 | 33500 |
| 390 | 800 | 1000 | 1800 | 2000 | 2800 | 47000 |
Хромиты | 814 | 800 | 1000 | 1000 | 1500 | 1500 | 30400 |
| 670 |
|
| 200 | 200 | 300 | 3500 |
| 630 |
|
|
|
| 300 | 1500 |
Марганцевые руды | 814 | 100 | 500 | 800 | 2000 | 2000 | 31800 |
Руды цветных (в т.ч., меди) и редких металлов |
814 |
100 |
100 |
200 |
300 |
300 |
5300 |
Бокситы | 814 |
|
|
|
| 500 | 2500 |
Фософриты | 814 | 500 | 600 | 700 | 800 | 1000 | 18400 |
Примечание: по данным ГУП Гипротранс ТЭИ, Сибирского научно-аналитического центра
Согласно оценкам Уральского отделения Российской академии наук, общая стоимость вовлекаемых в хозяйственный оборот твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала составляет 200 млрд. долларов США.
1.2 Формирование транспортного коридора – снижение издержек освоения месторождений углеводородов п-ова Ямал и шельфовой зоны, создание новых каналов сбыта.
В Уральском федеральном округе открыто и разведано около 700 месторождений углеводородного сырья, в которых сосредоточено 6% мировых запасов нефти и 28% газа и соответственно 66 и 77,8% общероссийских запасов. Доказанные запасы газа в настоящее время превышают 10 трлн. куб.м.
Значительная часть запасов углеводородов расположена на полуострове Ямал и в западной части Ханты -Мансийского автономного округа. Для освоения этого ресурсного потенциала потребуются грузовые потоки обратного направления. Грузопоток в северном направлении будет формироваться, в основном, за счет поставок на полуостров Ямал строительных материалов и конструкций, необходимых для обустройства нефтяных и газовых месторождений.
Исходя из сценариев ввода месторождений в промышленную разработку, в предположении добычи газа в объеме 250 млрд. куб.м в год дополнительно к существующим объемам, а также в порядке компенсации падающей добычи на отрабатываемых месторождениях, объем завоза грузов для обустройства месторождений достигнет в 2019 году почти 20 млн. тонн.
При пересмотре планов разработки месторождений в сторону ускорения наращивания добычи, годовой объем грузоперевозок будет увеличиваться.
Формирование нового транспортного коридора создаст дополнительные возможности для размещения объектов энергетики и газохимии, в том числе, на базе использования имеющихся в Ямало-Ненецком автономном округе запасов низконапорного газа (около 5 трлн. куб.м).
Это находится в русле поручений Президента Российской Федерации (ПР-2211 от 18.12.01г.) по итогам совещания в г. Новый Уренгой 20 ноября 2001 г. о взаимоувязке программ освоения природных ресурсов ЯНАО с развитием перерабатывающих производств и решением социальных задач жителей Крайнего Севера.
Согласно технико-экономических соображений, реализация национального проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» позволит сформировать дополнительные каналы сбыта углеводородного сырья по новой железнодорожной ветке.
Таблица 3
Вид груза | Пункт отгрузки, км от ст. |
Отгрузка по годам, тыс. тонн | |||||
Полуночное | 2010 | 2015 | 2020 | 2015 | 2030 | Всего за 25 лет | |
Нефть | 814 | 1800 | 6000 | 7000 | 6950 | 5850 | 120900 |
Газовый конденсат | 814 |
|
| 270 | 5600 | 7800 | 50270 |
ШФЛУ | 814 |
|
| 80 | 1500 | 2200 | 18900 |
1.3 Национальный проект и эффективность лесопользования.
В Уральском федеральном округе площадь земель лесного фонда составляют 110 млн. га с запасом древесины 8 млрд. куб.метров. на долю федерального округа приходится 12,5% от суммарных лесных ресурсов России.
Вместе с тем, главным образом из-за транспортной недоступности, эффективность использования лесного фонда остается низкой: 87% запасов древесины не вовлечены в хозяйственный оборот.
Сырьевая база лесных массивов, примыкающих к намечаемой железной дороге, включает эксплуатационные леса 3 группы с общими запасами древесины 566045 тыс. куб.м и эксплуатационными запасами – 253189 тыс. куб.м. С учетом стыковки автомагистрали Ханты-Мансийск – Серов – Пермь с железнодорожным коридором «Урал Полярный – Урал промышленный», строительством лесовозных дорог, появится реальная возможность сократить процент не вовлеченных в хозяйственный оборот запасов древесины с 87% до 38%.
Это позволит, во-первых, реализовать ряд крупных проектов по глубокой переработке древесины. К таковым следует отнести проекты строительства фанерных комбинатов в Челябинской, Свердловской, Тюменской областях, расширение производственных мощностей предприятий по производству плит МДФ, клееного бруса в Ханты-Мансийском автономном округе.
Во-вторых, существенно повысить эффективность использования экспортного потенциала лесного комплекса России. В-третьих, обеспечить более надежную систему охраны и защиты лесов от пожаров, что не удается в настоящее время сделать из-за транспортной недоступности лесных массивов.
Таблица 4
Грузовой поток, формируемый на восточном склоне Приполярного и Полярного Урала и сопредельных с ним территориях за счет дополнительного вовлечения в оборот лесных ресурсов.
Вид груза | Пункт отгрузки, км от ст. |
Отгрузка по годам, тыс. тонн | |||||
Полуночное | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 | 2030 | Всего за 25 лет | |
Лесоматериалы | 220 | 163 | 163 | 163 | 163 | 163 | 4075 |
| 325 | 163 | 163 | 163 | 163 | 163 | 4075 |
| 465 | 274 | 274 | 274 | 274 | 274 | 6850 |
Итого: |
| 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 15000 |
Информация о работе Национальный проект. Транспортный коридор « Урал промышленный – Урал Полярный»