Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:17, курсовая работа
Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.
3) участвовать с разрешения
дознавателя, следователя,
4) давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования.
5) приносить жалобы
на действия (бездействие) и решения
дознавателя, следователя,
6) отказаться от дачи
заключения по вопросам, выходящим
за пределы специальных знаний,
а также в случаях, если
Эксперт не вправе:
1) без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;
2) самостоятельно собирать
материалы для экспертного
3) проводить без разрешения
дознавателя, следователя,
4) давать заведомо ложное заключение;
5) уклоняться от явки
по вызовам дознавателя,
1.4.2. Этапы экспертизы
Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследовательской деятельности эксперта. Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер.
В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:
ознакомление с постановлением, изучение материалов дела;
уяснение задачи предстоящей экспертизы и оценка исходных данных;
построение информационной модели исследуемого ДТП;
проведение расчетов, составление графиков и схем;
оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП;
формулирование выводов;
составление и оформление заключения эксперта.
Изучая материалы, представленные на экспертизу, эксперт-автотехник мысленно воссоздает последовательность событий в ходе ДТП и действий его участников. Одновременно он намечает план предстоящих исследований, необходимых для исчерпывающего ответа на заданные вопросы, и перечень исходных данных, без которых невозможно проведение исследования. В соответствии с постановлением и материалами дела, представленными в распоряжение судебного эксперта, он намечает примерную версию механизма исследуемого ДТП. Иногда таких версий может быть несколько. В этом случае исследованию подлежат все возможные версии [38].
Исследуя ДТП, эксперт-автотехник прибегает к расчетам для определения параметров движения пешеходов и транспортных средств. Необходимые исходные данные он частично берет из постановления следователя и других материалов, предоставленных в его распоряжение. Эти данные эксперт не вправе изменять, даже если их достоверность вызывает у него сомнения. При наличии противоречий или сомнений в исходных материалах эксперт обязан указать на них в своем заключении.
Как правило, предоставляемых исходных данных недостаточно для детального расчета, и значительную часть параметров эксперт выбирает из справочников, нормативных актов, отчетов, инструкций предприятий-изготовителей, научно-исследовательских работ и других источников.
К числу выбираемых данных относятся:
габаритные размеры автомобиля, колея, база, масса, координаты центра тяжести, радиусы поворота;
показатели тяговой динамичности автомобиля (максимальные скорость и ускорение, время и путь разгона);
коэффициенты продольного и поперечного сцепления шин с дорогой;
коэффициент сопротивления качению;
время реакции водителя;
время срабатывания тормозного привода;
время увеличения замедления при торможении;
к.п.д. трансмиссии;
фактор или коэффициент обтекаемости.
В отличие от данных, установленных
следствием и относящихся только
к данному ДТП, выбираемые показатели
характеризуют некоторое
При построении первоначальной модели ДТП эксперт выясняет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов и их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется путем расчетов, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы. При расчетах могут быть использованы аналитические, графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства.
Оценивая выводы, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью отказываться от нее и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследований.
В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнения движения (математические модели) транспортных средств. В теории автомобиля эти модели разработаны с большой скрупулезностью. При экспертном исследовании ДТП целесообразно применять модели достаточно простые и удобные для практического использования и вместе с тем обеспечивающие нужную точность.
Разрабатывая информационную модель
ДТП, эксперты-автотехники в
2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА МЕСТЕ ДТП
Первоначальными следственными действиями при расследовании ДТП являются:
• осмотр места происшествия;
• осмотр транспортных средств;
• розыск и задержание транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест происшествия;
• допрос потерпевших и свидетелей;
• допрос водителей;
• освидетельствование водителя.
Последовательность
Осмотр места происшествия производится незамедлительно, как только сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) узнали о ДТП и прибыли на место происшествия, потому что обстановка, следы и иные вещественные доказательства, которые имеют чрезвычайно большое значение, могут быть подвержены быстрому изменению. В целях сохранения всех необходимых по делу вещественных доказательств сотрудники ГИБДД должны немедленно принять меры по охране места происшествия и его осмотру [38].
Осмотр места ДТП всегда ведется от периферии к центру, т.е. сначала осматривается близлежащий дорожный участок, а уже затем само место происшествия. Эти действия следует производить в первую очередь, потому что следы и вещественные доказательства, которые могут находиться на дороге, стираются и уничтожаются быстрее, чем следы, находящиеся на месте происшествия.
Следует уделить внимание также и проезжей части: особенностям дороги (поворотам, уклонам), наличию дорожных знаков, светофоров и других средств регулирования уличного движения. Все эти нюансы будут указаны в протоколе осмотра.
Сотрудники ГИБДД производят
измерения, которые фиксируются
в протоколе. В качестве приложения
к протоколу прикрепляют
При осмотре транспортного средства определяются вид транспорта и его техническое состояние: рулевое управление, тормозная система, освещение и ходовая часть, а также фиксируются обнаруженные вещественные доказательства (стекла, части одежды, волосы и т.п.).
Потерпевших необходимо немедленно доставить в больницу. Их допрос может производиться только с разрешения врача. Однако допрос нельзя откладывать, так как потерпевшие могут сообщить важнейшие данные о происшествии. При допросе свидетелей-очевидцев выясняют следующие основные вопросы: что именно произошло на месте происшествия, какой номер, цвет и иные признаки имеет скрывшаяся автомашина, какие действия предпринимались во избежание наезда, столкновения, что предпринимал водитель (водители) после происшествия, какие условия были на дороге (улице) в момент происшествия (освещение, погода) и какова была скорость транспортных средств в момент происшествия.
Освидетельствование водителя производится в том случае, если есть сомнения относительно его состояния. При признаках алкогольного, токсического, наркотического опьянения водителя направляют к врачу для установления факта опьянения.
2.1.
Первоначальная фиксация
Сообщение о ДТП чаще всего поступают в дежурные части органов внутренних дел и строевые подразделения дорожно-патрульной службы, а также непосредственно сотрудникам дорожно-патрульной службы. Получив сообщение, они обязаны внимательно выслушать заявителя (независимо от того, где совершено происшествие) и выяснить у данного лица:
а) место, время, вид и обстоятельство ДТП;
б) сведения о пострадавших;
в) оказана ли пострадавшим медицинская помощь;
г) вызвана ли на место ДТП бригада скорой помощи;
д) в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;
е) тип, марку, цвет и регистрационные знаки транспортного средства, на которых были отправлены пострадавшие;
ж) тип, марку, цвет и регистрационные знаки транспортных средств причастных к данному ДТП;
з) Ф.И.О., адрес и телефон самого заявителя.
Обозначение мест ДТП
Главная задача сотрудника дорожно-патрульной службы, прибывшего на место ДТП, - скорейшее извлечение пострадавших из транспортного средства и оказание им доврачебной помощи. Однако в условиях ограниченной видимости и при отсутствии на месте происшествия лиц, способных оказать содействие, необходимо предпринять меры по предотвращению вторичного ДТП - включить специальные световые сигналы на патрульном автомобиле или аварийную сигнализацию на других транспортных средствах, находящихся в зоне происшествия, установить знаки аварийной остановки или мигающие фонари на расстоянии, обеспечивающем своевременное предупреждение водителей движущихся транспортных средств об опасности (в населенных пунктах не менее 15 м, а вне их пределов - 30 м от стоящих транспортных средств).
При дневном освещении лучше использовать красные мигающие фонари, а в темное время суток - синие, т.к. они контрастируют с габаритными огнями транспортного средства. Установка ограждающих конусов дорожных знаков должна производиться так, чтобы обеспечивать траекторию объезда места ДТП.
Установление участников и очевидцев ДТП
К участникам ДТП могут относиться водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры, потерпевшие, а также лица уполномоченные регулировать дорожное движение. Для определения круга лиц, причастных к происшествию, необходимо произвести опрос людей, присутствующих на месте ДТП, а также оценить степень их осведомленности о данном событии.
Особого внимания
требуют очевидцы, не имеющие
возможности оставаться на
Обязательному опросу подлежат водители и пассажиры всех транспортных средств находящихся в зоне ДТП, среди которых могут оказаться как очевидцы, так и непосредственные участники ДТП.
Информацию об участниках и обстоятельствах ДТП могут дать жители близлежащих домов, работники автозаправочной станции, торговых и других предприятий расположенных в непосредственной близости от места происшествия.
Информация о работе Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы