Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:47, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: найти пути повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы повышения эффективности деятельности автомобильного транспорта в Российской федерации;
- рассмотреть проблемы деятельности предприятий автомобильного транспорта в Российской Федерации;
- выявить пути повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий;
- провести анализ эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК» за 2003-2005 гг.;
Критерии эффективности проекта представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3.
Критерии эффективности инвестиционного проекта
Наименование коэффициентов |
Формула счета |
Обозначения |
Экономическое содержание |
Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) |
n PV = å Рk__ k= 1 (1+r)k |
Рк – годовой доход от инвестиции в k-м году (k =1,2,3,….n); n – количество лет, в течении которых инвестиция будет генерировать доход |
Очевидно, что если N PV>0, то проект эффективен; если N PV<0, то проект не эффективен; N PV=0, проект не прибыльный, но и неубыточный |
Чистый приведенный эффект (NPV) |
n N PV=å Рk-IC k= 1 (1+r)k |
Рк – годовой доход от инвестиции в k-м году (k =1,2,3,….n); n – количество лет, в течении которых инвестиция будет генерировать доход | |
Рентабельность инвестиций |
PI
= ( PV \ IC) |
PV - общая накопленная величина дисконтированных доходов; IC – исходная инвестиция; |
Если PI>1, проект эффективен; PI < 1 – проект неэффективен; PI = 0 – проект ни прибыльный, ни убыточный |
В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем, что делает его удобным в планировании при выборе одного проекта из нескольких альтернативных.
Экономическая эффективность деятельности АТП заключается в повышении интенсивности использования основных производственных фондов, это является важнейшим условием и резервом роста эффективности производства.
В современных условиях оснащение отраслей основными фондами влияет на формирование материально-технической базы, выполнение программ социально-экономического развития, расширенное воспроизводство. Основные производственные фонды отрасли — это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на готовый продукт по частям в течение длительного времени. Все основные фонды народного хозяйства разделяются на производственные и непроизводственные. [7, с. 95]
Непроизводственные основные фонды не принимают непосредственного участия в создании продукции. Они косвенно способствуют осуществлению процесса, удовлетворяя бытовые и культурные потребности трудящихся. Сюда относятся жилые дома, здания, сооружения, оборудование учреждений и организаций. К непроизводственным относятся также средства труда, находящиеся в процессе монтажа, списанные, но не переданные или полученные, но не установленные машины, оборудование, транспортные средства. Средства труда становятся тогда производственными основными фондами, когда они принимают участие в создании стоимости продукции. Основные производственные фонды делятся на активную и пассивную части. К активной части относится комплекс средств и механизмов, непосредственно участвующих в производственном процессе (транспортные средства, машины, измерительные и регулирующие приборы), к пассивной части — все остальные виды основных фондов, являющиеся необходимым условием производственного процесса. [32, с. 223]
Соотношения различных элементов основных фондов в их общей стоимости характеризуют структуру основных фондов. Она зависит от многих факторов и в том числе от состава автомобильного парка, уровня концентрации и специализации производства, развития производственно-технической базы.
Особенностью структуры основных производственных фондов автомобильного транспорта является высокий удельный вес транспортных средств.
Развитие перевозок грузов на них сдерживается по следующим причинам: плохое техническое состояние прицепного парка; недостаточное количество прицепов из-за отсутствия средств на их приобретение; плохие подъездные пути.
Для оценки эффективности использования основных фондов в сфере автомобильного транспорта применяются показатели фондоотдачи, фондоёмкости, фондовооружённости приведённые в таблице 1.4.
Таблица 1.4.
Показатели оценки эффективности использования основных фондов
Наименование показателей |
Формула счета |
Экономическое содержание |
Фондоотдача (ФО) |
ФО = SД/Ф0СН. |
Показатель, который отражает сумму доходов S Д, приходящуюся на 1 руб. основных производственных фондов Ф0СН. |
Фондоёмкость (ФЕ) |
ФЕ = Фосн/SД |
Показатель, обратный фондоотдаче характеризует стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на каждый рубль дохода SД |
Фондовооружённость (ФВ) |
ФВ = Фосн./ N |
Показатель, характеризующий обеспеченность каждого работника основными производственными фондами: где N-среднесписочная численность работников АТП (чел.). |
Кроме перечисленных показателей, для оценки использования основных производственных фондов в сфере автомобильного транспорта используются следующие коэффициенты (см. табл. 1.5.):
- экстенсивного использования КЭ;
- интенсивного использования КИН;
- интегральной нагрузки КИНТ;
- сменности работы основных фондов КСМ.
Таблица 1.5.
Коэффициенты оценки использования основных производственных фондов в сфере автомобильного транспорта
Наименование коэффициентов |
Формула счета |
Экономическое содержание |
экстенсивного использования (КЭ) |
КЭ =Тф\Тв |
Отношение фактически отработанного времени в часах Тф за смену (сутки, месяц, год) к возможному Тв |
интенсивного использования (КИН) |
|
Соотношением фактически выполненного объема работ в единицу времени Wф к плановому WП |
Ки2 =Wф/Wmax |
Соотношением фактически выполненного объема работ в единицу времени Wф к максимально возможной выработке Wмаx | |
интегральной нагрузки (КИНТ) |
КИНТ = КЭКИ |
Определяется произведением коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования основных фондов предприятия: |
сменности работы основных фондов (КСМ.) |
КСМ.= Мс / М |
Показывает, сколько смен в течение суток работала в среднем каждая единица установленного оборудования, и определяется делением числа машиносмен, отработанных во всех сменах, Мс на количество установленного оборудования М |
Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат деятельности автотранспортного предприятия. Она отражает эффективность производства, объём и качество произведённой продукции, уровень производительности труда и себестоимости. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета и интенсификацию производства. Она представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от разных финансовых операций. Соответственно, что рост прибыли зависит от увеличения объёма реализованной продукции и от снижения затрат на её производство.
Объёмы реализации услуг зависят от её качества и оттого, каков спрос на рынке на продукцию или услуги.
Объём выручки от реализации услуг зависит не только от количества и качества произведённой продукции, но и от уровня цен (тарифов).
Одним из важнейших путей каждого автотранспортного предприятия – получить больше прибыли за счёт соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Себестоимость представляет собой денежное выражение затрат предприятия (АТП) на производство единицы транспортной продукции. Так как прибыль находится в прямой зависимости от себестоимости перевозок, одной из важнейших задач работников транспорта является снижение себестоимости и увеличение резервов накоплений. Эффективность деятельности автотранспортного предприятия в значительной степени зависит от наличия и состава оборотных средств. Оборотные средства предприятий составляют совокупность фондов оборотных и обращения, выраженных в деньгах. Оборотные средства предоставляются предприятием для образования запасов материальных ценностей, покрытия затрат по незавершенному производству, расходов будущих периодов, а также для осуществления расчетов в установленные сроки.
Структура оборотных средств по отдельным предприятиям существенно различается. Она зависит от особенностей процесса производства, характера работы, степени технической вооруженности, уровня организации производства.
Оборотные средства предприятий совершают непрерывный кругооборот, постепенно меняя свою натуральную форму Они последовательно проходят три стадии: [7, с. 101-103]
1) обращения, в
которой оборотные средства
2) производства, в которой материальные запасы расходуются в производстве и превращаются в готовую продукцию (на автотранспорте—в транспортную работу),
3) обращения, в
которой производственная
Кругооборот оборотных средств в сфере автомобильного транспорта имеет свои отличительные признаки, обусловленные экономической природой транспортной продукции и особенностями процесса ее производства. Так как продукция транспорта имеет только стоимостную форму и не имеет вещественной, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т. е. со второй стадией. В связи с этим в сфере автомобильного транспорта оборотные средства имеют две стадии оборота.
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется тремя взаимосвязанными показателями, приведенными в таблице 1.6, скоростью, временем оборота и размером оборотных средств, приходящихся на 1 руб доходов предприятия.
Таблица 1.6.
Показатели оборачиваемости оборотных средств
Наименование коэффициентов |
Формула счета |
Экономическое содержание |
Коэффициент оборачиваемости (поб) |
поб =S Д/Фоб |
Скорость оборота определяется числом оборотов (коэффициентом оборачиваемости) за месяц (квартал, год), совершаемых оборотными средствами где SД — сумма доходов предприятия за рассматриваемый период времени без отчислений от доходов в размере 2%, направляемых на строительство дорог, руб. Фо6 — сумма оборотных средств, привлеченных для выпуска продукции, руб. |
Время оборота (Tоб) |
Tоб. = ТК/ nоб |
Время оборота определяется в днях делением числа календарных дней отчетного периода ТК. на число оборотов |
Коэффициент загрузки (КЗ) |
КЗ = Фо6\ SД |
Характеризует количество оборотных средств, приходящееся на 1 руб. доходов предприятия. |
Эффективность использования оборотных средств характеризуется их оборачиваемостью.
Оборачиваемость оборотных средств как экономический показатель отражает продолжительность одного оборота и число оборотов оборотных средств за определенный период. Следует обратить внимание на то, что при расчете количества оборотов берется полная величина дохода без учета отчислений на строительство дорог, так как в настоящее время эти отчисления не производятся.
Повышение степени использования оборотных средств выражается в ускорении их оборачиваемости, то есть в увеличении числа оборотов и сокращении продолжительности одного оборота.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств имеет большое значение, так как способствует увеличению объема выпускаемой продукции без привлечения дополнительных оборотных средств (или уменьшает потребность предприятия в них), а также укрепляет платежеспособность предприятия Замедление же оборачиваемости «замораживает» денежные средства, ухудшает финансовое положение предприятия.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей предприятия в современных условиях. [7, с. 95-96]